Цвет:
 А 
 А 
 А 
      Размер шрифта:
 А 
 А 
 А 
     
 отключить специальную версию 

Вячеслав Соломин

Живая лента
Вячеслав Соломин -> Всем
Современный вуз через линзу PR

В рамках повышения квалификации мне довелось стать участником семинара «Пресс-служба высшего учебного заведения и ее роль в продвижении ВУЗа на рынке образовательных услуг», который проходил в северной столице России с 30 октября по 4 ноября.


Семинар определенно заслуживает внимания и мне хотелось бы поделиться некоторыми впечатлениями, как о семинаре, так и о Санкт-Петербургском государственном университете, который мне удалось посетить.
Вел семинар Сергей Маркович Бельфер, помощник генерального директора Информационно-издательского центра Правительства Санкт-Петербурга – человек с богатым опытом работы в вузовских и административных структурах PR . На семинар приехали представители Томского политехнического университета, Российского университета дружбы народов, Тюменского государственного университета, Ижевского государственного технического университета  и ряда других вузов и организаций связанных с образовательной деятельностью.


Работа вуза имеет свою специфику, здесь нет ярко выраженного «продукта», который нужно продвигать на рынок. Одно время ходило суждение о том, что таким продуктом является студент и желательно бы наладить канал «сбыта». Представители бизнеса, которые не заинтересованы связывать себя договорными отношениями с вузом,  ссылаются на слабую подготовку и в тоже время расхватывают молодых специалистов как горячие пирожки. Таким образом, основным клиентом вуза является государство, вуз оказывает «госуслугу», подготавливая специалистов высшей квалификации и получая бюджетное или частное финансирование, направленное на обеспечение данной услуги.
Если продукт  не является явным то, что же должен рекламировать или «пиарить» вуз? Тут не обойтись без определения рекламы в вузе. Реклама –  прежде всего привлечение абитуриентов на федеральные государственных образовательных программы высшего образования по направления подготовки вуза. При этом вуз не столько рекламирует себя, скорее выступает от имени государства, призывая абитуриентов к повышению своей квалификации в интересах общества. Поэтому во многих вузах непосредственно рекламой специальностей  во всех ее проявлениях занимается только приемная комиссия. Более того, многие университеты и не хотят рассматривать эти вопросы глубже, чем успешное заполнение бюджетных или коммерческих мест.


Теперь разберемся с понятием «пиар» и тем, что вуз должен вкладывать в это понятие. Пиар или связь с общественностью – это то, что выделяет нас на фоне других игроков рынка, позиционирование вуза в обществе, его жизненная позиция по основным вопросам административного и социального бытия. Эта позиция может быть консолидирующей или обособленной, вуз может выступать лидером мнений или быть ведомым звеном.

В настоящее время, одним из ключевых параметров характеризующих вуз стала инновационность – способность вуза извлекать прибыль из научного, организационного или образовательного контента, обеспечивая позиционирование вуза на региональном, федеральном или международном уровне. Нельзя также сбрасывать со счетов политическую и социальную активность, роль экспертной и прогностической оценки актуальных вопросов общества. Именно отсюда и вытекает другой показатель – цитирование в научных ( Citation Index ), социальных или бизнес кругах. Одним из ярких примеров такого цитирования можно считать ссылку руководителя семинара на Галину Татаринову, преподавателя ОмГТУ, лидера Омской школы пиара.

Посещение Управления связи с общественностью одного из старейших высших учебных заведений России СПбГУ и знакомство с его руководителем Мариной Максимовой позволило взглянуть и понять основные принципы  университетской жизни.


Управление издает ежемесячный журнал о жизни университета рассчитанный на сотрудников. Многочисленные студенческие газеты издаются каждым факультетом. Факультеты ведут свои сайты  и являются генераторами информационных поводов для приглашения СМИ, проведения пресс-конференций, презентаций.
Управление занимается имиджевой компонентой, обслуживанием основного сайта вуза, службой протокола и диспечированием СМИ. Одним из последних проектов стала виртуальная приемная, где студенты могут задать вопросы проректорам и руководителям структурных подразделений по направлениям.
От себя бы хотел добавить, что при работе с людьми поразила профессиональная доступность - первый признак аристократичности.


PS Одним из ценных экспонатов музея вуза является небезызвестный труд  Д.И. Менделеева 1865 г.



Фото Владимир Бендерский (ТПУ)


Вячеслав Соломин -> Всем
Спрашивали, отвечаем: трудоустройство за рубежом
Часто в Отдел международного сотрудничества приходят студенты и спрашивают о возможности найти работу за рубежом после окончания вуза. Для того чтобы внести ясность в этот вопрос мы проконсультировались с нашими зарубежными коллегами и попытались выяснить как и где нужно искать работу.

С чего начать? Прежде всего вы должны решить для себя, на какую работу можете претендовать. Чтобы не тешить себя лишними иллюзиями, ответьте на два вопроса (тем более что эти вопросы зададут вам в любом кадровом агентстве или на интервью работодателя):
- Какой специальностью вы реально обладаете?
- Какими иностранными языками и на каком уровне вы владеете?
В любом случае рекомендуем Вам придерживаться следующей последовательности действий при поиске работы за рубежом:


Шаг 1: Получаем загранпаспорт

Один из важнейших документов, о котором вам стоит подумать, начиная искать работу за рубежом, - это паспорт для заграничных поездок. Вы не можете знать, когда удача улыбнется вам. Можно провести два-три месяца в ожидании вакансии, а можно получить ее, лишь войдя в агентство. Подумайте о том, что из-за отсутствия у вас загранпаспорта вы можете потерять реальную возможность получить работу по специальности. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам: если вы твердо решили найти работу за рубежом, начните поиски с посещения ОВИРа.


Шаг 2: Получаем Общеевропейское приложение к диплому

Для обеспечения сравнимости национальных образовательных систем, мобильности специалистов и учёта постоянных изменений образовательных программ и квалификационных характеристик выпускников, Европейская комиссия, Совет Европы и ЮНЕСКО разработали единый стандартный документ, выдаваемый в дополнение к документу об образовании и имеющий целью облегчить процедуру академического и профессионального признания получаемых выпускниками вузов квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов, удостоверений). Этот документ получил название Diploma Supplement (DS) - Общеевропейское Приложение к диплому. Общеевропейское Приложение к диплому - международный документ об образовании, являющийся международным инструментом признания квалификаций высшего и послевузовского образования во всем мире. Данное Приложение обеспечивает признание национального образования за рубежом, понятность полученной квалификации работодателю в связи с разнообразием квалификаций и форм получения образования. Это позволяет осуществлять профессиональную деятельность в других странах, а также продолжать образование за границей.


Шаг 3: Создаем Europass Curriculum Vitae

Ответить на многие вопросы Вам поможет правильно составленное и грамотно переведенное резюме или как его еще называют CV (Curriculum Vitae - жизнеописание). Существует много пособий по составлению резюме, но желательно обратиться к официальным источникам Евросоюза по составлению унифицированного резюме - Europass Curriculum Vitae. На сайте Европейской комиссии следует изучить инструкцию к заполнению, посмотреть примеры CV на основных европейских языках и заполнить CV онлайн. При затруднении в составлении резюме, вы можете обратиться в отдел международного сотрудничества.


Шаг 4: Получаем сертификат TOEFL  , FCE или тест согласно  Европейской системы уровней владения иностранным языком

Проблема языкознания стоит перед 50% желающих работать за границей. Большинство иностранных работодателей требуют от будущих сотрудников знания языка на уровне "беглый". Этот уровень необходим почти при любой работе с людьми (администраторы отелей, гиды, водители, медицинские сестры, няни, помощники по уходу за больными и т.д.) и, безусловно, квалифицированным рабочим. Собственно говоря, даже если в кадровом агентстве соискателю сообщают, что знание языков для той или иной вакансии в той или иной стране совершенно не требуется, у нормального человека должен сработать инстинкт самосохранения. Ехать на заработки Бог знает куда и не знать ни слова на языке страны по меньшей мере легкомысленно. Соискатель должен быть готов к тому, что в серьезном кадровом агентстве ему предложат тесты на знание иностранного языка, от результатов которых будет зависеть вероятность получения работы, а скорее всего потребуют наличие языковых  сертификатов. Поэтому необходимо не только учить иностранный язык, но и получить соответствующий сертификат.

Шаг 5: Выбор кадрового агентства
Следующий и, вне всякого сомнения, самый ответственный этап - поиск кадрового агентства, которому вы вверите свою судьбу. Опустим бесконечное множество Российских агентств и обратимся к первоисточникам - зарекомендовавшим себя агентствам Евросоюза. Здесь нужно выделить три возможных пути: поиск работы через социальные сети, обращение в профессиональные кадровые агентства или специализированные поисковики.

Две наиболее известные социальные сети ориентированные на поиск работы:  
http://www.linkedin.com/
http://www.plaxo.com/
https://www.xing.com/  

крупные кадровые агентства и поисковики:    
http://www.toytowngermany.com/jobs/
http://www.eurojobs.com/
http://www.monster.com/geo/siteselection/
http://www.adecco.com/


Не забывайте, что часто самыми активными агентствами являются мультинациональные корпорации :)
Вячеслав Соломин -> Всем
Diploma Supplement : что это - перевод диплома???
Отдел международного сотрудничества ОмГТУ с 2008 года выдает приложение к диплому ОмГТУ на иностранном языке. Многие студенты, не пытаясь понять магическую силу этого документа, считают, что это простой перевод  диплома и приложения на английский язык. Именно с этого тривиального вопроса и начинается наша беседа о Diploma Supplement.  
Если вы хотите просто получить информацию о структуре  документа и условиях его изготовления, то Вам - сюда.
Мы поговорим о другом - что дает этот документ и как он возник на небосклоне высшего образования.
Начнем издалека. В России все ясно: государство является монополистом в области образования  и выдает всем дипломы государственного образца - это значит, что диплом является государственным документом. Если у Вас на руках нет диплома государственного образца (не путать с подделкой документов), то проблемы вам обеспечены, и, как минимум, это - закрытая дверь в кабинеты гос. службы и гос. учереждений, да и бизнес к непонятным дипломам относиться настороженно. Что же происходит на чуждом нам Западе? Государство выступает законотворцем и, в какой-то мере, гарантом получения высшего образования в национальных высших учебных заведениях, но право на выдачу и форму диплома передано в вузы. То есть, каждый вуз вправе разработать свой собственный диплом и приложение к нему (а очень часто приложение вообще отсутствует, его можно запросить в виде транскрипта - академической справки).


С подтверждением дипломов проблем не возникало, так как Гаагская конвенция 1961 года ввела - апостилирование - упрощенная форма легализации документа в странах участниках соглашения, а затем Лиссабонская конференция 1997 г. «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе»  подвела черту под  этим непростым вопросом.
Проблемы начались, когда Болонская декларация в 1999 году провозгласила академическую  мобильность.  Вот тут при признании периодов обучения и потребовался унифицированный документ - он очень похож на наше приложение к диплому, но не является таковым по сути.  
Diploma Supplement был введен в ЕС с 2005 года по многим причинам, привожу некоторые из них:
  • 1. Документ должен давать представление о квалификации согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО), разработанной ЮНЕСКО, которая четко делит высшее образование на академический и неакадемический (профессиональный) сектор. В России все высшее образование называют профессиональным (ВПО), а в Европе профессиональное образование - это ограниченная ветвь образования, которая не дает право на обучение в классических университетах. Поэтому, если в переводе диплома вам напишут higher professional education, значит, вы окончили техникум (говоря по-русски) с правом присвоения бакалаврской или магистерской степени, а не университет со всеми вытекающими последствиями.
  • 2. Так как дипломы не всех вузов Европы имеют приложения с перечнем предметов и оценок по ним, в Diploma Supplement был введен такой раздел и таблица, согласующая национальную систему оценок с европейской.
  • 3. Кроме того, вся учебная нагрузка приводится в так называемых кредитах согласно Единой системе измерения трудоемкости ECTS. При этом считается, что студент должен получать не менее 60 кредитов в год: 180 кредитов и больше будет иметь бакалавр, 120 кредитов - магистр. К примеру, в России по окончании специалитета студент получает за 5 лет 300 кредитов, что приравнивает нашего специалиста к уровню магистра в Европе. Поэтому наши специалисты в Евросоюзе имеют право поступать в докторантуру или магистратуру (при этом обучение в магистратуре может считаться получением второго высшего образования и не всегда дает право на получение стипендии).

Таким образом, был создана форма единого документа, несущего функции сразу нескольких: национального диплома; академической справки с трудоемкостью и системой оценок; документа, позиционирующего полученную квалификацию в международной и национальной системе квалификаций.
Для объединенной Европы это был настоящий прорыв - теперь нет необходимости приводить в соответствие национальные дипломы, единый документ Diploma Supplement решает практически все задачи образовательных учреждений и работодателей.
Выпускники российских вузов теперь также имеют возможность предъявить понятный для ЕС документ и получить подтверждение своей квалификации за рубежом для продолжения обучения или работы. Например, в Чехии такое подтверждение выглядит так.
 Конечно, сразу же возникает вопрос: почему же Министерство образования и науки РФ не вводит приложение к диплому Европейского образца как обязательный документ, который бы выдавался вместе с дипломом. Ответ прост и сложен одновременно. Это официальный документ Евросоюза и ввести его на территории РФ - политически непростой шаг. Я бы сказал, что Министерство не запрещает это делать, и это - уже положительная тенденция.
Вячеслав Соломин -> Всем
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС - давайте разберемся
Начнем с того, что это - процесс создания странами Европы единого образовательного пространства, в ходе которого идет выработка  концепции развития мирового образования в целом. Этот процесс обусловлен предпосылками, с которыми могут спорить и не соглашаться, но надо признать их в том или ином виде объективными и соответствующими нашей действительности:
  1. Глобализация неизбежна - как потепление. Это диктует, прежде всего, обновляемая технология и объединенный рынок. А если на этот рынок еще и не пускают - то совсем беда.
  2. Унификация образовательных стандартов и терминологии, заточенной под новые технологии. А таких технологий становиться все больше и больше. Межгосударственные научные проекты с многомиллионным бюджетом, строительство технологических объектов международного значения, растущие корпорации с интересами в десятках стран   и т.п.
  3. Сокращение жизненного цикла технологий с 5-10 лет до 1-3 лет. Стандартное пятилетнее образование не успевает за этой ротацией – в некоторых областях знаний технологии успевают сделать не одну итерацию.
  4. Экономический кризис -  если раньше производство  могло себе позволить «вырастить» специалистов в своей среде, то теперь - это роскошь: бизнес ищет профессионалов с институтской скамьи.
  5. Можно продолжать много и долго … и незачем.
ИТОГ: Вузы, долгое время выполнявшие роль воспитания молодого поколения, фундаментализации знаний, создания социальной прослойки – с названием «интеллигенция» – перестали быть таковыми. От вузов потребовали включения в бизнес-процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями. У вуза появился продукт,  востребованный на рынке – ВЫПУСКНИК, не как материал для лепки, а как профессионал, готовый решать технологические и организационные задачи.

Не буду вдаваться в подробности того, как мы были к этому готовы или того, что продукт отдаем бесплатно работодателям, здесь речь не о том…а о Болонском процессе.

Для удовлетворения нужд современного общества Болонская Декларация определила семь ключевых положений:

1.     Принятие системы сопоставимых степеней через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства и повышения международной конкурентоспособности системы высшего образования: Полезно?!? Для студентов и бизнеса - однозначно : ОмГТУ ежегодно выдает больше 100 приложений к диплому, и наши выпускники работают и учатся в Италии, Швейцарии, Польше, Ю. Корее, Испании, Германии, США, Канаде – можно продолжать бесконечно. Процесс признания образования упростился и стал прозрачным, выбор специалистов – практически глобальным.

2.     Введение двухциклового обучения (бакалавриат - магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет и удовлетворяет потребностям рынка труда. Второй должен вести к получению степени магистра. Это, прежде всего, требование бизнеса и дань техническому прогрессу. У высшего образования отобрали два года и заставили включиться в бизнес-процесс: за время обучения в магистратуре студент должен стать специалистом, готовым приносить компании доход, готовым к бизнес-отношениям, идущим в ногу с современными технологиями. Если вузы не смогут выполнить это жесткое условие, они обречены на подготовку вспомогательного персонала и квалифицированных рабочих  – пользователей оборудования.  Магистратура – это не обучение, это бизнес, задача архисложная и не всеми понимаемая одинаково. Студенты же получили возможность сменить не только вуз, но и точку приложения сил. Такая свобода автоматически повышает требования, предъявляемые к вузу.

3.     Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». Все ясно и понятно. Стираются образовательные границы, но все не так просто. Система потребует от ее участников постоянного повышения и подтверждения квалификации, особенно при смене работы или должности (опыт США), и ,поверьте, это - не прогулка по лесу …

4.     Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования. Для слабых вузов это существенно и важно. Для сильных дополнительный доход. Для поддержки программы разработана и внедряется программа Erasmus Mundus .

5.     Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий Для поддержки этого направления работает программа Tempus.

6.    
Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей Это уже многие на себе ощутили, а результаты … но это уже другая тема.

7.     Содействие необходимым воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Вопрос серьезный, изначально в России многие вузы планировались как "самодостаточные" учреждения, и примеров соперничества  между ними  гораздо больше, чем сотрудничества. К ярким примерам  сотрудничества, о котором идет речь,  можно отнести шефство столичных флагманов образования над отраслевыми вузами в регионах и вузами  бывших республик. Во многом их связи сохранились и сейчас дают неплохие результаты. В Европе, прежде чем инициализировать программы двойных дипломов на международном уровне, в течение 20 лет реализовывались национальные программы двойных дипломов внутри стран ЕС.

Вот так три страницы ни о чем – но ведь это блог, на то он и блог.
С уважением,
VS


RSS лента
Группы
Нет групп

Блог
В блоге пока нет сообщений

Управление

Описание

Вячеслав Соломин

Контактная информация

Контактная информация недоступна.

Нашли неточность или ошибку? Выделите нужное место мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо! 
Факультет довузовской подготовки ОмГТУ
ОмГТУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет»

   

Контакты
Приёмная комиссия: pk@omgtu.ru
Телефон: (3812) 72-90-55

Приёмная ректора: 644050, Российская Федерация, г.Омск, пр-т Мира, д. 11
тел.: (3812) 65-34-07 факс.: (3812) 65-26-98
эл. почта: info@omgtu.ru

Важно


© 2011 ОмГТУ - 2017 ОмГТУ.РФ