Пробный онлайн-экзамен по русскому языку.

Инструкция:

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 100 минут. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А. В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте галочками.

А1. Буква И пишется

1) д_спансер
2) д_кларация
3) присм_реть
4) соб_рательный
5) зап_рли (на ключ)

А2. Ь знак пишется

1) среди рощ_
2) не плач_
3) из_ян
4) смееш_ся
5) настеж_

А3. Буква О пишется

1) с ключ_м
2) камыш_вый
3) ж_лудь
4) увлеч_н

А4. Согласная буква пропущена

1) фил_ателист
2) своекорыс_ный
3) почтамп_ский
4) ат_еист
5) рас_елить жильцов

А5. Буква Е пишется

1) пр_стыдить
2) горноста_вый
3) пр_зентабельный
4) ботиноч_к
5) пр_уныть

А6. Буква И пишется во всех словах ряда

1) участвовать в дуэл_; вспомнить о геро_
2) поражаться его наблюдательсност_; разбираться в драматурги_
3) всесторонн_м образованием; в сыпуч_м грунте
4) быть в расцвет_ сил; находиться в апати_
5) разуч_м песню; вытерп_шь боль

А7. А(Я) пишется

1) стира_щий
2) прыга_щий
3) посе_нный
4) рокоч_щий
5) нянч_щий

А8. -НН- пишется

1) студе_ый
2) квалифицирова_ый
3) ветре_ый
4) моше_ичество
5) позолоче_ый

А9. -НН- пишется

1) Он привстал, и, улыбясь из-под усов, обрадова_о поздоровался.
2) Между бурыми валами коше_ого хлеба разворачивалась цепью черная колонна казаков.
3) Вреза_ые в память письмена бегущие столетья не сотрут.
4) Жесты его были неловки и отчая_ы.

А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1) (не)подкупный; (не)открытый для всех
2) (не)принятие мер; он (не)признан
3) (не)сразу; (не)рад гостям
4) отнюдь (не)острый; (не)годовать
5) невероятно (не)грамотный; (не)талантливый, а упорный

А11. Пишется НИ

1) Где бы н_ была сейчас Александра, можно себе представить, как ей одиноко.
2) Невозможно н_ отметить некоторое сходство этого обычая с обычаями казаков на Руси.
3) Чего только н_ растет у нее в огороде!
4) Н_ в своих трудах, н_ в лекциях он почему-то не упоминает о находке, которая по существу определила всю его дальнейшую жизнь.

А12. Пишется НЕ

1) Жить и писать ему (н_) для кого, потому что тех он ненавидит, а нас презирает.
2) Наконец акулы отстали, им было уже (н_)чего есть.
3) В области стихосложения с Тредиаковским не могли сравниться не только Ломоносов и Сумароков, но и (н_)кто другой из соотечественников.
4) (Н_)когда я протянула ему деньги, он почти злобно оттолкнул мою руку.

А13. Слитно пишется

1) работать так(же), как и отец
2) (железо)бетон
3) (все)таки успел
4) (крупно)габаритный груз
5) (культурно)спортивный комплекс

А14. Тире на место пропуска ставится в предложении

1) Солнечный парус_тент, который использовался в в амфитеатрах для защиты от солнца во время многочасовый представлений.
2) Дипломатия_есть искусство поглаживать пса, пока не готов ошейник.
3) В хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих_плохие.
4) Афоризмы_коротки, как память, необходимая для их запоминания.

А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Мокрый снег налипал на черные стекла_ и нехотя перезванивали колокола.
2) Пленные немцы признались, что они действительно шли на наш отряд_ и их головная колонна собиралась напасть на лагерь.
3) У этой птицы сломано крыло_ и отморожены лапы.
4) Кузнецов не только изучил немецкий язык, но и узнал быт_ и характерные черты немцев.

А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) В полумраке что-то потрескивало, вспыхивало, полыхало то красным, то зеленым, то голубым огнем.
2) Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти, да на исписанных холстах, да на страницах старых книг.
3) На сухой, треснувший где-то в степи выстрел никто не обратил ни малейшего внимания.
4) Перед небесным оком охорашивались: стриженые лужайки, цветники, бассейны самых причудливых форм и расцветок, уютные беседки.

А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) В одну солнечную секунду он понял, что здесь в этой комнате с прелестным до слез видом в окне он сможет начать другую, счастливую жизнь.
2) В доме моих родителей никакого богатства кроме книг не было.
3) Растущие из воды венецианские дома и улицы-каналы трудно хорошо узнать даже за длительное время, а тем более невозможно это для туриста.
4) Старушка тщательно заперла дверь и пошла наверх кутаясь в черную вязаную шаль.
5) Перед восходом солнца над кромкой перевала появилось крохотное ослепительно-розовое облачко.

А18. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Вероятно_ они пользуются перекидным мостом, чтобы перебраться на другую сторону.
2) Возраст у них_ примерно_ один и тот же, так неужто не найдется тем для разговоров?
3) Просто я хотел сказать, что_ на мой взгляд_ наиболее ценное в русской зарубежной культуре создано на основе традиций.
4) Ну что ж, это очень_ вероятно.

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Такой пустоте как добро ради добра вообще нет места в живой деятельности.
2) Научная фантастика пишется не для ученых, как истории о приведениях пишутся не для привидений.
3) Многие понимат свободу как ответственность и боятся ее.
4) Театр как будто музей: мы туда не ходим, но приятно знать о его существовании.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Почему-то все, что происходило с ней, казалось хотя и хорошим, но очень непрочным.
2) Если соберетесь в наши места, жилье приготовим и на станции с лошадью встретим.
3) Его внезапное появление могло испугать, кого угодно.
4) Если бы не рев воды, если бы не удары грома, которые грозили расплющить крышу дворца можно было бы расслышать, что прокуратор что-то бормочет.

А21. Чужая речь оформлена НЕПРАВИЛЬНО в предложении

1) Белинский считал, что "натура Онегина была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание".
2) Доктор залился смехом и выговорил тоненьким голоском: "Вы выходите из коляски, и старые ведьмы по команде гарнизонной крысы начинают петь: "Коль славен наш господь в Сионе..." Недурно?"
3) "Нет, не галки это, - говорит, прислушиваясь, Горкин, - грачи летят". По гомону их знаю...
4) Надо ли говорить: "Что после смерти отца запустение и одичание сада пошло еще скорее".

А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

Когда пес воскрес, у него легонько кружилась голова и чуть-чуть тошнило в животе, бока же как будто не было; пес приоткрыл правый томный глаз, и краем его увидел, что он туго забинтован поперек боков и живота.

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове

1) разорва'лась
2) зло'бить (кого-либо)
3) переве'дена
4) каучу'к
5) изобре'тение

А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении

1) В последние годы уровень безработицы в нашем регионе значительно ухудшился.
2) Шестеро претендентов на этот пост уже включились в предвыборную кампанию.
3) На экономическом факультете на шестьдесят мест претендует более трехсот абитуриентов.
4) Неизвестность была утолена: он получил письмо, в котором содержались ответы на все вопросы.
5) В стихотворении "Дума" Лермонтов пишет от обреченности своего поколения.

А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении

1) Я попросила подругу ассигновать мне на вечер ее модную заколку для волос.
2) Стиль создает не только одежда, но и аксессуары: туфли, сумочка, шейный платок.
3) Ребенок держал в руках аляповатую игрушку явно китайского производства.
4) Этот человек мне решительно апатичен.

А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании

1) недавно построенный школа-интернат
2) пара модный туфлей
3) маленький, но живописный Капри
4) большие затраты по ремонту

А27. Речевая ошибка допущена в предложении

1) От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуаре.
2) Хочется, чтобы деньги, заработанные таким тяжелым трудом, были потрачены на целесообразные цели, а не растранжированы по мелочам.
3) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.

А28. Определите стиль приведенного ниже текста


 С некоторых пор императорские дворцы, составляющие ожерелье Петербурга и расположенные в его окрестностях, стали доступны для проведения в них VIP-торжеств. Дворцы-музеи стали выступать в непривычном для себя амплуа, пожалуй, с легкой руки главы нашего государства, усилиями которого был восстановлен замечательный Константиновский дворец, едва не превратившийся в руины. Именно здесь в отсутствие президента стало возможным проведение корпоративных вечеринок, балов, свадеб.
 Дворцовые комплексы, испытывающие вечный финансовый голод, без особых афиш стали предоставлять в аренду свои великолепные площади для проведения подобных частных мероприятий. Тем более что цены для небедных клиентов вполне приемлимые.
1) публицистический
2) художественный, с элементами публицистического
3) разговорный
4) научный, с элементами художественного

Часть B. Ответы заданий В1-В6 вносятся прописными буквами, за исключением имен собственных, которые вносятся согласно правилам русского языка.
Задания B1-B3 относятся к тексту задания А28.

В1. Укажите происхождение подчеркнутого слова 



В2. Укажите, какое средство выразительности употреблено в выделенной части предложения 



В3. Каким членом предложения является выделенное жирным шрифтом слово? 



В4. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложениии
Правда выглядит неубедительно, ложь смотрит на все честными глазами, не мигая. Если бы не она, сколько семей было бы разрушено, самые преданные друзья отвернулись бы от нас, начальство бы возненавидило, родственники разбежались бы в разные стороны...  



В5. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложениии
Нарушала мирную картину куль­турного уюта только маленькая собачка. Робеспьер производил на нее явно зловещее впечатление. Крошечная, как шерстяная рукавица, она рычала на него с яростью тигра, щерила биссерные зубки и вдруг, закинув голову, завыла, как простой цепной барбос. И Робеспьер, несшийся на крыльях искусства в неведомые просторы, вдруг почему-то страшно испугался и осекся на полуслове.  



В6. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложениии
Недавно по телевидению было объявлено о находке легендарного крейсера "Варяга", затонувшего в корейских территориальных водах. А более полугода назад британские археологи обнаружили останки древнего фрегата, перевозившего около двухсот килограммов золотых монет.  



В7. Укажите цифрой количество грамматических основ в следующем предложении
Когда у Расина попросили объяснения насчет того, на каком основании он отдал уже играющуюся пьесу в конкурирующий театр, тот отозвался тем, что исполнение "Александра" в Пале-Рояле ему не нравится и что, по его мнению, в Бургонском Отеле эта пьеса разойдется лучше.  



В заданиях В8-В11 установите соответствие между элементами двух столбцов. В строгом соответствии с последовательностью номеров первого столбйа выпишите буквы выбранных ответов из второго столбца. Перенесите полученную последовательность БУКВ в бланк ответов (без цифр, запятых и пропусков). Например, ГАБВ.

В8. Укажите тип каждого предложения по структуре 

1) Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной
2) Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо
3) Но я по-прежнему не чувствовал себя свободным, ибо у входа в мою хижину была поставлена стража - вооруженные копьями воины.
А. Простое
Б. Сложносочиненное
В. Сложноподчиненное
Г. Бессоюзное сложное



В9. Укажите, какое толкование фразеологизмов является правильным 

1) Показать, где раки зимуют А. Выражение угрозы: проучить, жестоко наказать.
Б. Рассказать о необычных вещах, удивить.
В. Врать, не преследуя какой-либо выгоды, фантазировать.
Г. Преследуя собственную выгоду, намеренно предоставить ложную информацию.
2) Держать нос по ветру А. Сидеть на сквозняке.
Б. Неправильно понимать сложившуюся ситуацию; неумение при выполнении какого-либо дела все рассчитать, учесть.
В. Приноравливаться к господствующим вкусам; учитывать изменившееся мнение тех, от кого зависишь.
Г. Иметь намерение уйти с прежней работы.
3) Показать товар лицом А. Будучи ограниченным временем, осветить проблему, вопрос односторонне.
Б. Представить что-либо с лучшей, наиболее выигрышной стороны.
В. Расхвастаться.
Г. Представить продукцию на выставку.
4) Концы в воду А. О человеке, который уехал и не дает о себе знать.
Б. О человеке утонувшем.
В. О человеке, связавшем свою жизнь с морем, рекой.
Г. Не оставить никаких следов, улик.



В10. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Выпишите в строгом соответствии с последовательностью номеров слов буквы выбранных ответов. 
(1)Пара (2)разномастных лошадок (3)бойко мчит нас по усохшей, накатанной, (4)покрытой слоем пыли, вьющейся (5)среди дозревающих ржей дороге.
А. Прилагательное
Б. Причастное
В. Наречие
Г. Существительное
Д. Числительное
Е. Предлог



В11. Установите значение слова 

1) Плюрализм
2) Шовинизм
3) Фатализм
4) Анахронизм
А. Идеология и политика крайнего национализма.
Б. Вера в преодпределение, рок.
В. Множественность мнений, взглядов, форм собственности.
Г. Вера в собственные силы.
Д. Пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.
Е. Безвластие, стихийность, беспорядок.



В12. Укажите (цифрами) количество звуков в словах (цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова, без пропусков и запятых).
чечётка праздный новая режь