Космический аттестат
13.04.2017
Вчера в России отмечался День космонавтики. Накануне в кинотеатрах состоялась премьера отечественного блокбастера, рассказывающего о подвиге Алексея Леонова – выходе человека в открытый космос. Герой Советского Союза не раз бывал в Омске, где в 1960 – 1970-х годах был развернут один из центров авиационной и космической промышленности страны.
С нашим регионом связаны и такие легендарные личности, как недавно ушедший из жизни Георгий Гречко, основоположник советской космонавтики Сергей Королев, авиаконструктор Андрей Туполев, и многие другие.
В последние годы Омск вновь обретает статус лидера авиакосмической промышленности, а на первый план выходит его роль в строительстве «Ангары». Поскольку согласно решению федеральных властей уже в ближайшие годы изготовление и сборка ракеты-носителя практически полностью будут проходить в Омске, регион активно готовит кадры для ракетно-космического комплекса. Профессионалов растят буквально со школьной скамьи. Подробнее об этом в сегодняшнем номере.
Инженеры, которые призваны обеспечить инновационный прорыв России, пока еще сидят за школьными партами или в студенческих аудиториях. Но все это уже сегодня требует от школ, вузов и предприятий тесного сотрудничества и взаимодействия.
Два года назад учебные заведения города начали обучения по схеме: «Школа – вуз – предприятие» на примере ракетно-космического класса школы № 118. В процесс этот активно включились «Омский государственный технический университет» и ПО «Полет» – филиала ФГУП «ГКНЦП им. М. В. Хруничева». Перспектива производства на ПО «Полет» ракет-носителей семейства «Ангара» вызвала со стороны предприятия спрос на квалифицированные молодые кадры, которые решили готовить заранее.
Партнер ПО «Полет» по подготовке кадров – ОмГТУ представил на конкурс, проводимый Министерством образования и науки, проект по созданию центра подготовки высококвалифицированных инженерных кадров и вошел в число победителей конкурса с общей субсидией в 57 миллионов рублей.
В этом году первые ученики престижных классов станут выпускниками. Если ребята удачно сдадут государственные экзамены, они поступят на целевые бюджетные места в технический университет. А после окончания вуза им предоставят рабочие места на ПО «Полет».
– Учеников в ракетно-космические классы мы набирали по конкурсу со всего города, – рассказывает директор школы № 118 Владимир Горбатенко. – Мы давали объявления на телевидении, в социальных сетях. Конкурс оказался большим, и лучшие ребята стали нашими учениками.
Заниматься в этих классах ребятам сложно, но интересно. У будущих инженеров большое внимание уделяется математике и физике, кроме того, они занимаются компьютерной графикой и робототехникой. Каждый класс придумал себе форму с космической эмблемой. Теперь ученики среднего звена школы № 118 равняются на старшеклассников и мечтают учиться именно в этом классе.
Среди учащихся ракетно-космических классов много девушек. Ученица одиннадцатого класса Валерия Борзило призналась, что всегда любила точные науки, поэтому осознанно сделала выбор в пользу космического класса. Сегодня у выпускницы напряженная пора, она много занимается с преподавателями и репетиторами, чтобы хорошо сдать ЕГЭ и поступить в опорный вуз нашего региона. Лера еще плохо представляет свою будущую профессию, но хочет работать именно на производственном объединении «Полет».
А ученик десятого класса Геннадий Сальников мечтает продолжить династию специалистов ПО «Полет». Его дед работал на заводе заместителем главного конструктора, поэтому мальчик рано увлекся авиацией. Гена входит в омскую команду по авиамоделизму. Омичи уже четвертый год подряд занимают первое место в России по этому виду спорта.
– Обучение в космическом классе дало мне возможность усовершенствовать свои знания по физике и компьютерной графике, – объясняет Геннадий. – В будущем я мечтаю работать на «Полете» и создавать новые космические двигатели. У нашей страны большие перспективы в космосе, и я хочу быть к этому причастным. Старший преподаватель кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ Ольга Прусова с начала проекта занимается с учениками из школы № 118. При организации профильного обучения по техническим дисциплинам главным, считает, является взаимодействие образовательных учреждений и использование разной технической базы.
– Мы обеспечиваем школьникам возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направления с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений, – говорит Ольга Леонидовна. – Процесс взаимодействия школы и вуза идет по следующим направлениям – дополнительное образовательное, научное и профориентационное. Преподаватели университета занимаются с ребятами по предметам – физика, компьютерная графика, работают над научно-учебными проектами.
Кроме того, школьники могут заниматься в кружках политехнической школы ОмГТУ, участвовать в областных олимпиадах и конференциях под руководством преподавателей ОмГТУ. Специально для родителей проводятся классные собрания, на которых рассказывается о перспективах обучения и трудоустройства детей. Преподаватели надеются, что такой стратегический подход к образованию поможет ребятам лучше подготовиться к поступлению на технические специальности, необходимые для оборонной отрасли промышленности нашей страны и стать высококвалифицированными специалистами.
Источник: Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН»
Автор: Ирина Зыбина
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ