Новости ОмГТУ
Александр Мышлявцев: «Там, где работа делается честно, проблем с системами антиплагиата не возникает»
Plagium в переводе с латинского языка означает «похищение». То есть, плагиат - это присвоение себе в корыстных целях чужого труда: текстов, решений, идей и т.д. Особенно часто слово «плагиат» используется в контексте копирования фрагментов чужих научных работ без указания источника. В России практически все научно-образовательные учреждения в той или иной мере используют системы обнаружения незаконного заимствования. Чаще всего плагиатом грешат выпускные квалификационные работы. Нередки случаи плагиата и в работах ученых.
Об отношении к плагиату и системам его выявления мы спросили наших собеседников.
Лариса Литвина, директор библиотеки ОмГТУ |
Система «Антиплагиат» - это монополия или есть еще варианты?
На российском рынке представлено несколько систем, помогающих выявлять неправомерные заимствования в учебных и научных текстах. В нашем вузе есть двухгодичный опыт использования систем «Антиплагиат.ВУЗ» и «Руконтекст», но ряд кафедр ОмГТУ значительно раньше начали использовать открытые online-сервисы поиска плагиата для повышения качества своих выпускных работ.
Есть ли будущее у этих систем?
Безусловно, пока мы готовы заимствовать чужие тексты, выдавая их за свои, инструменты, помогающие выявлять плагиат, просто необходимы. Как только мы поймем, что брать чужое нельзя (даже если это чужое «висит» в интернете), научимся ставить кавычки и указывать настоящих авторов цитат в своих учебных работах и научных публикациях, необходимость в этих инструментах отпадет сама собой. На мой взгляд, у этих систем большой воспитательный потенциал: если сегодня их наличие заставляет нас работать над оригинальными текстами, то завтра сама идея неправомерных заимствований станет для нас неприемлемой! И тогда необходимость в данных инструментах отпадет. Надеюсь, это произойдет в недалеком будущем!
Не слишком ли большая дополнительная нагрузка на студентов и преподавателей?
Думаю, нагрузка на преподавателей не слишком увеличилась. Большинство студентов, чтобы представить научному руководителю более качественную выпускную работу, пользуется услугами библиотеки. Как правило, апрель, май, июнь наши сотрудники, не поднимая головы, проверяют выпускные работы, консультируют студентов, как повысить оригинальность текста.
Студенту все равно приходится тратить достаточно много времени на корректировку. Может быть, есть смысл узаконить в учебных программах время на работу с системой «Антиплагиат»?
А кто мешает студенту сразу написать оригинальную работу? Зачем вначале пытаться обмануть и только потом, если не получится, сделать работу нормально? Поэтому не вижу смысла выделять дополнительное время на работу с «Антиплагиат. Вуз» в учебных программах.
Конечно, любую систему хочется обойти. Как обстоят дела на этом фронте?
Последние версии программы выявляют как заимствование, так и попытки обойти систему. Программа показывает не только скрытые символы, смену языковых раскладок, но и отсутствие смысла в предложениях. Обычно 9 из 10 студентов не проходят первую проверку с порогом 65% оригинальности. Требуется от 3 до 5 попыток для приведения работы к требованиям ОмГТУ. Иногда студенты за немалую плату заказывают у фрилансеров «доработку» выпускных работ, но система их выявляет и тогда приходится исправлять. Жаль, когда подобная ситуация возникает за пару дней до защиты ВКР. Но все равно руководитель дипломной работы принимает конечное решение, программа лишь предлагает ему свой анализ работы.
Александр Мышлявцев, проректор по учебной работе ОмГТУ |
Насколько оправдывает себя использование системы «Антиплагиат. ВУЗ»?
Мы используем эту систему широкомасштабно уже два года, в результате полностью исчезли дубликаты работ. Опыт показал: утверждение того, что это невозможно, является неправдой. Если человек сам пишет текстовую часть, то степень оригинальности всегда достаточно высока и превышает установленный порог в 65%, к каким бы областям не относилась работа. «Антиплагиат. ВУЗ» закрывает только текстовую часть, формульно-содержательную часть оценивает эксперт и экзаменационная комиссия.
Следует ли вводить дополнительные баллы в оценке работы за превышение студентом порога уникальности?
Думаю, в этом нет никакой необходимости – требовать искусственного повышения уникальности текста. В среднем, уникальность редко превышает порог 70% , и нет необходимости вводить требование делать из хорошего естественного изложения плохое, но сверхуникальное. К тому же тексты, где много определений, априори не могут претендовать на уникальные тексты. Хотя опыт показал, что даже математические пособия для студентов, где процент унификации весьма значителен, уникальность текста может достигать 80%.
Что бы вы хотели от этой системы в её развитии?
В настоящий момент эта система оптимальна и ставит надежный барьер одиозным заимствованиям, хотя её эффективность в значительной мере определяется широтой баз данных, которые она использует. Все остальное – работа экспертов. Развитие системы возможно при подключении систем искусственного интеллекта. Но и надо учесть, что искусственный интеллект сможет и писать работы за студентов.
Бекин Женатов, проректор по научной работе ОмГТУ |
Есть ли место системам антиплагиата в науке?
Наука – это, прежде всего, создание нематериальных ценностей, и их фиксация вызывает ряд трудностей. Можно сделать открытие одновременно в разных концах света, и это не будет являться плагиатом. Ярким примером является известная история создания радио Маркони и Поповым. Раньше тяжело было определить плагиат потому, что не было единого информационного поля. Сейчас информационная среда научного мира единая, и подобные системы дают высокую степень достоверности результатов.
При заключении договоров на выполнение НИР включают ли требование использования таких систем для проверки уникальности научных результатов?
90% заказчиков прописывают в договорах требование о неиспользовании результатов интеллектуальной деятельности третьих лиц. Исполнитель по договору несет ответственность за плагиат, если возникают такие казусы. Можно даже заказать услуги по экспертизе научных работ, но уровень компетентности такой экспертизы должен быть на уровне Российской академии наук, как по уровню доверия, так и по масштабу информационного сопровождения. Есть даже примеры приостановки финансирования по результатам оценки научности отчетов по проекту.
Возможно ли использовать систему «Антиплагиат. ВУЗ» как средство поддержки научных решений, а не как средство доказательства их антинаучности?
Сейчас эта система направлена на поиск соответствий между выполненной работой и текстами базы данных. Но эксперт смотрит не на форму, а на идею, которая в эту форму облечена. Экспертиза в науку пришла из патентной службы, которая сравнивает новые идеи с прототипами. Мы должны понять изначально, система выявления заимствований – что это: "яд" или "противоядие" для автора, основа для наказания или поддержки? Сейчас она позиционируется, скорее, как система наказания, а любое грядущее наказание влечет за собой трату сил на его обход. Если же её развивать как систему поддержки, то только инструментов выявления заимствований будет уже недостаточно.
Таким дополнительным инструментом может стать искусственный интеллект?
Искусственный интеллект - алгоритм, который принимает решение на основе базы данных и опыта решений. Интернет нам дает прекрасный пример искусственного интеллекта, когда поисковики фиксируют запросы пользователя и сопровождают их контекстной рекламой. Когда искусственный интеллект будет шире человеческого интеллекта не в плане объема знаний, а в плане возможности мышления, тогда человечество может перейти в другую стадию развития или даже стать подсистемой искусственного интеллекта. На самом деле, каждое поколение вкладывает в понятие искусственного интеллекта свое представление о его возможностях и ресурсах. Если раньше ученые сужали понятие интеллекта до уровня систем нейронных связей, то сейчас задействованы огромные информационные массивы, и кто знает, может именно один из студентов Омского политеха разработает алгоритм искусственного интеллекта для систем антиплагиата? Но нужно понимать, что тогда системе придется оценивать идеи и выносить относительно них положительный или отрицательный вердикт. Идеи не навяжешь и не ограничишь системой, они должны рождаться свободно, и тогда авторы будут их отстаивать до конца, а это и есть самое ценное в науке и жизни.
Для справки.
Антиплагиа́т (Антиплагиат. Ру) — российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников. Проект доступен как для рядовых пользователей, так и (в специальной версии) для высших учебных заведений. Использование системы рекомендовано Советом по координации управления качеством профессионального образования при Рособрнадзоре в качестве автоматизированного средства борьбы с плагиатом для совершенствования внутреннего контроля качества индивидуальных работ обучающихся, а также в рамках внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения[3].
Данная статья была проверена системой www.antiplagiat.ru. Оригинальность составила 100%.
Кем создан (ID): 110
Кем создан (имя): (v_solomin) Вячеслав Соломин