Новости ОмГТУ
«Нужно воспользоваться четким планом действий»: психолог ОмГТУ о выборе направления обучения
Перед абитуриентами сегодня стоит непростая задача – нужно определиться с будущим направлением обучения и учебным заведением. О том, как не запутаться в этом сложном выборе, спросили у психолога Омского политеха Ольги Горбылевой.
На что стоит обратить внимание абитуриенту, чтобы сделать выбор профессии или университета верным? Любому человеку, которому нужно определиться с чем-то, нужно воспользоваться четким планом действий. Это касается и абитуриентов. Есть три важных шага, которые помогут сделать верный выбор. Первый – необходимо проанализировать свой потенциал. Здесь важно для себя честно ответить на два вопроса: «Как я хочу, чтобы моя карьера выглядела в течение последующих 2–5 лет после выпуска из университета?» и «Какие условия важны для меня в моей будущей работе?». У абитуриента должно быть четкое видение, где он хочет работать в дальнейшем. Второй шаг – изучить карьерные возможности. Здесь важны вопросы: «Какие уникальные способности и таланты выделяют меня среди остальных?», «Что другие говорят о том, что я делаю лучше всего?», «Какой вклад я хочу внести в мир с помощью своей работы?», «Что вдохновляет меня?». Значимыми факторами выбора профессии при этом выступают ее эмоциональная привлекательность, интерес к определенному виду деятельности. Третья составляющая – непосредственно сам выбор. Его нужно делать тогда, когда абитуриент уже четко понимает, кем хочет стать.
Почему получается, что один человек быстро определяется с выбором направления обучения и будущей профессией, а другой никак не может этого сделать? Часто подростки еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, они могут испытывать страх перед необходимостью принятия решения. Возможно, за время учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено четким расписанием, или же есть недостаток информации относительно будущей профессии, поэтому молодой человек испытывает растерянность. Вообще, есть факторы, влияющие на затруднения в принятии выбора: личные черты, неуверенность в себе, боязнь ошибиться, негативный опыт, отсутствие мотивации, избыток или недостаток информации, негативные родительские установки.
Выбор направления обучения – часто семейное решение, но как быть, если ожидания детей и родителей не совпадают? Как выбрать самому?
Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а не делают выбор вместо него. Необходимо помнить, заниматься нелюбимым делом – очень тяжело, даже Как правило, сам ребенок о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.
Как отличить свои желания от навязанных? Попробуйте представить, что ваша мечта уже сбылась, детально и красочно. Какие возникают ощущения? Что это вам дало? Если при этом вы чувствуете радость и удовлетворение, внутренний трепет, то скорее это ваше желание, если же по ощущениям пустота и разочарование, то навязанная. Ощущения помогают понять, истинно ли ваше желание. Также подключаем логику: поддавшись внешнему влиянию, мы часто не можем объяснить, почему именно эта идея для нас стала важна. Насторожить должно и внезапное изменение приоритетов. Вспомните, в какой момент возникло ваше желание и что стало его причиной? Возможно, повлиял разговор с кем-то из окружения. А каким было мнение до него? Почему оно изменилось?
Можете ли дать какие-то советы, которые помогут абитуриентам определиться? Изучать большее количество источников информации об интересующих направлениях. Пробовать. Видеть перспективы будущей профессии. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чем больше навыков получено еще в подростковом возрасте, тем проще определиться. |
Получить профессиональную консультацию можно с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов и в субботу с 10 до 13 часов по адресу: пр. Мира, 11, корпус 8, 1 этаж. Доступна и онлайн-поддержка в группе Абитуриента ОмГТУ Вконтакте.
Кем создан (ID): 256995
Кем создан (имя): (Irina_Zybina) Ирина Зыбина