Анатолий Косых: «Мы не боремся за количество абитуриентов. Мы боремся за их качество»
Анатолий Косых: «Мы не боремся за количество абитуриентов. Мы боремся за их качество»
07.11.2016
Любой вуз заинтересован в абитуриентах с высокими экзаменационными баллами по ЕГЭ. Чем выше балл, тем больше шансов у вчерашнего школьника получить желанный студенческий билет. В свою очередь, такой абитуриент также предъявляет к учебному заведению свои требования: престиж, качество образования, гарантия трудоустройства.
Но вузов, соответствующих этим критериям, не так уж и много. За красивой вывеской нередко скрываются проблемы бюджета, материально-технического оснащения и подготовки преподавателей. Как абитуриенту не ошибиться с выбором учебного заведения, на что следует обращать особое внимание? Об этом корреспондент «ОП» беседует с ректором ОмГТУ Анатолием Косых.
Четыре причины
– Анатолий Владимирович, у нас до сих пор принято считать, что престижное и качественное высшее образование можно получить только в столичных вузах. И каждый год вчерашние школьники с высокими баллами по ЕГЭ отправляются покорять столицу. Вам, как руководителю «провинциального» вуза, не обидно, что абитуриенты, которые могли бы быть гордостью вашего учебного заведения, покидают регион?
– Давайте начнем с того, что не всем школьникам с хорошими баллами по ЕГЭ суждено стать Д′Артаньянами. В наше время невозможно покорить столицу с «тремя экю» в кармане, даже поступив на бюджет. Обидно то, что действительно часть этих умных и образованных детей теряется в жизни. Между тем, если говорить о качестве образования в ОмГТУ, то мы располагаем всеми возможностями, чтобы соответствовать лучшим столичным вузам.
– Вы можете назвать четыре причины, которые бы убедили абитуриента выбрать именно ОмГТУ?
– Конечно. Первая причина – трудоустройство. Не секрет, что организации и предприятия не очень охотно принимают молодых людей без опыта работы. ОмГТУ готовит специалистов в основном по техническим направлениям. Мы учим студентов работать на сложных станках с числовым программным управлением. Поэтому при нынешнем дефиците на рынке труда высококвалифицированных «технарей» нашим выпускникам трудоустройство гарантировано.
Вторая причина – финансирование учебного процесса. Для технических вузов практическое обучение – это большая проблема. Станки, оборудование стоят десятки миллионов рублей. В нашем вузе много средств вкладывается в развитие именно учебного процесса. Составлена большая программа технического переоснащения, приобретаются новые стенды, оборудование. Развиваются новые направления. Так, уже открылся новый учебный центр для обеспечения кадрами предприятий ракетно-космической отрасли. Поэтому нашим студентам учиться не только интересно, но и полезно.
Третья причина – престиж ОмГТУ. Наш вуз объединился с ОмУДТ и приобрел статус опорного вуза. В России одиннадцать таких высших учебных заведений. Для нас это, прежде всего, дополнительное финансирование и статус. В этом году мы получим 100 млн. рублей, два последующих года еще по 200 млн. рублей. Это дает возможность вывести образовательный процесс на более высокий уровень.
И четвертая причина – качество образования. Сейчас в вузе идет работа по изменению образовательных программ. Мы готовы подстроить их под требования омских предприятий.
Элитный факультет
– Ваш вуз большое внимание уделяет отбору будущих студентов. При вузе действует факультет довузовской подготовки. Вы ведете профориентационную работу со школами Омска...
– Сразу оговорюсь, мы предпочитаем работать с теми школами, выпускники которых остаются в Омске. Нас не очень интересуют учебные заведения, выпускники которых уезжают из области. В этом плане мы прагматики и работаем на регион. На базе нашего вуза есть кружок робототехники, наши преподаватели знакомят школьников с работой на современных станках, рассказывают о наиболее востребованных специальностях на наших предприятиях, проводят экскурсии. В целом могу сказать, что работа со школьниками для нас – это основа качественного набора будущих студентов. Мы не боремся за количество абитуриентов. Мы боремся за их качество. У нас достаточно бюджетных мест, которые занимают самые лучшие абитуриенты. Но, чтобы поддержать престиж нашего вуза, мы ограничиваем прием на контрактную форму.
– Парадоксальная ситуация. Вуз должен быть заинтересован в студентах, которые сами оплачивают свое обучение. А ваш вуз, наоборот, ограничивает набор контрактников…
– Ничего удивительного в этом нет. Не секрет, что уровень знаний у абитуриентов-контрактников ниже, чем у бюджетников. И бесконтрольный набор таких студентов снижает проходные баллы. А баллы – это один из элементов контроля качества. Поэтому ограничение приема контрактников просто необходимо для поддержания статуса вуза.
– Ваш университет относится к редким вузам, которые могут себе позволить выбирать лучших из лучших абитуриентов. В университете есть факультет элитного образования и магистратуры. Вы могли бы рассказать о нем подробнее?
– Я уже говорил, что у нас, как опорного вуза, достаточное финансирование, чтобы позволить себе делать акцент на качестве образования наших выпускников. Да, у нас есть такой факультет, где мы отбираем лучших абитуриентов и учим их бесплатно, отдельно от основных потоков. Это элита университета. Но и здесь есть проблема. Даже лучшие студенты не выдерживают нагрузок, переводятся на другие факультеты. Нам эта ситуация не очень нравится, но отказываться от этой формы обучения университет не намерен.
– Для студентов вашего вуза созданы все условия. По крайней мере, приходилось слышать, что некоторые из их получают стипендию до 20 тысяч рублей?
– У хороших студентов есть базовая стипендия. И различные надбавки – до 100 – 150 процентов за оценки «хорошо» и «отлично», занятия научной работой, общественную деятельность (в профкоме студентов, совете самоуправления и совете общежития, общественных организациях, а их более 30) и за спортивные достижения. За особые успехи студенты могут получать стипендию Правительства РФ, президентскую стипендию, регионального уровня...
Распределение – это социальная справедливость
– Ваши студенты имеют возможность на практике опробовать свою будущую специальность?
– На всех крупных предприятиях Омска, таких как ОНПЗ, Агрегатный завод, ПО «Полет», есть базовые кафедры ОмГТУ, которыми заведуют руководители предприятий. Здесь студенты проходят практику, получают необходимые навыки. Они имеют возможность поработать, как говорят, в поле и уже окончательно понять, свою ли специальность они выбрали.
– Вы говорите, что университет готовит кадры для предприятий региона. А сами предприятия охотно финансируют обучение студентов по целевым направлениям?
– Крупные предприятия вкладывают средства в образование. Но у них нет способа юридически защитить свои деньги. Случаи, когда студент обучается по целевому направлению, а затем, отработав на предприятии год вместо положенных трех, увольняется, не такая уж и редкость. И в этой ситуации предприятие ничего не может сделать. Это в шоу-бизнесе и спорте разрыв контракта влечет за собой крупные неприятности для обеих сторон, а целевое направление – это как гражданский брак: вроде бы и существует, но ни к чему не обязывает. Я считаю, что если предприятие или государство вкладывает в обучение студента деньги, то он обязан их отработать, но и предприятие должно выполнять свои обязательства перед таким выпускником.
– Как я понимаю, вы за возвращение системы распределения выпускников вузов?
– Да. Я считаю, что распределение должно быть. Это социальная справедливость. Хочет выпускник сам трудоустраиваться, пусть платит за обучение. К примеру, наши выпускники-бюджетники уезжают работать за границу. А государству какая выгода, чтобы они повышали экономику США или Израиля? Никакой.
– В 2015 году, когда вас выбрали ректором ОмГТУ, вы сказали, что в работе будете следовать девизу: «Сохраняя традиции, преумножая инновации»...
– Наш вуз является достаточно консервативной системой. Мы не стремимся все разрушить и построить что-то новое, избегаем резких скачков и «революций». ОмГТУ развивается в направлении, которое было заложено предыдущими поколениями наших преподавателей и руководителей вуза. Главное, что есть движение, есть развитие. Значит, есть и будущее.
Меню раздела