Аккредитация Омского политеха: без права на ошибку

Аккредитация Омского политеха: без права на ошибку

19.01.2018
Аккредитация Омского политеха: без права на ошибку

В преддверии аккредитации ОмГТУ на вопросы отдела корпоративных СМИ ответил Лев Оттович Штриплинг, проректор по учебно-методической работе.

В 2018 году наш вуз проходит аккредитацию.  Что же это такое – аккредитация вуза, и зачем она нужна? Как часто проводится аккредитация?

Аккредитация – это проверка соответствия процесса  подготовки студентов требованиям ФГОСов.

В результате такой процедуры выданное свидетельство об аккредитации позволяет вузам выдавать дипломы государственного образца. Проучиться несколько лет и получить документ, выданный неаккредитованным вузом,  возможно, но такая перспектива не находит пока поддержки ни у населения, ни у работодателей. Тем более что обучение в этом случае идет на коммерческой основе, поскольку бюджетные места без аккредитации государство не  выделяет.

Отсутствие аккредитации – это так же отсутствие отсрочки от службы армии:  поступившие юноши подлежат  призыву. Как только у вуза отзывают аккредитацию, военкомат тут же призывает в ряды российской армии всех студентов, с 1-го по 4-й курс.

Сейчас аккредитация проводится один раз в 6 лет.

Сколько раз наш вуз уже проходил эту процедуру, и чем отличается эта?

На моей памяти, где я участвовал осознанно – в качестве начальника НИЧ, заведующего кафедрой – было три процедуры аккредитации. По-моему, это  были 2002-й, 2007-й и 2012-й годы.

Отличия.

Во-первых, изменился объем документации, предъявляемой на проверку.  Возьмём типовую выпускающую кафедру. В прежний период кафедра продолжительное время выпускала специалистов. Один комплект  УМК, включая учебные планы и рабочие программы длительное время  не менялся, потому что УП и РП были централизованы по всей стране. Теперь вместо одного УМК на специалитет кафедра должна иметь, как минимум, 3 комплекта – на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру (да-да,  аспирантура теперь – это тоже учебный процесс).  Все дисциплины, кроме физкультуры, иностранного языка, истории и БЖД, – авторские, иной раз настолько, что под них сложно подобрать даже литературу. Кроме того, в погоне за нагрузкой некоторые кафедры в инициативном порядке открыли дополнительные профили, увеличивая комплекты проверяемых документов и каждый год меняя учебные планы без соответствующего документального сопровождения.       Таким образом, трудоемкость подготовки у добросовестных кафедр возросла минимум в 3 раза, у «инициативных» – в 5- 10 раз, и здесь мы еще не рассматриваем вопросы качественных изменений. 

Второе. Проверка будет тотальной, то есть, будут проверять не ограниченное количество (по выбору) направлений, а все профили университета. Будут задействованы все подразделения. Весь коллектив, без исключений.

Третье. Экспертами являются не просто квалифицированные специалисты, как было ранее, а прошедшие специальный отбор и подготовку работники вузов  не для общей оценки работы, а для поиска конкретных несоответствий документации вуза  ФГОСам.

Дополнительно работу экспертов проверяет аналитический отдел Росаккредагентства и делает выводы уже по работе самих экспертов, так что эксперты будут весьма скрупулезны, ведь на кону – оценка их квалификации.

Четвертое и главное. Нет права на ошибку. Любое, самое незначительное замечание, любая ошибка может стать непреодолимым препятствием для положительного результата. Например, в учебном плане  стоит «зачет», а в рабочей программе – «экзамен». Ссылка на то, что печатал неопытный лаборант, и это просто техническая ошибка, не проходит, проверял-то руководитель ООП. На предыдущей проверке можно было пройти аккредитацию, выполнив бОльшую часть показателей. К примеру, по учебной работе из 5-ти показателей достаточно было выполнить 3. Сейчас все гораздо жестче.

Когда к нам приедет комиссия, и сколько времени она будет работать в вузе?

Планируемый срок приезда: конец февраля – начало марта. Комиссия работает 5 дней, с понедельника по пятницу.

В связи с введением новых ФГОСов было проделано очень много организационной работы. Насколько мы сейчас готовы к аккредитации? На какие моменты нужно обратить особое внимание?

Хороший вопрос.  Конечно же, задач много, поскольку одновременно с введением ФГОС ВО был отменен ФГОС ВПО, между ними выявлены серьезные несоответствия, и надо было значительно менять учебный процесс. Много проблем  мы сняли административно – приказами, но не все,  и нестыковки еще дают о себе знать.

Но это не всё.  Интересна позиция Рособрнадзора, который  проводит ежегодное изменение трактовки федеральных законов и ФГОСов. В результате – непрерывный процесс изменений, смена форм документов и требований. Появились эти изменения уже  и в 2018 году.

Звание опорного университета добавило нам работы по сведению образовательных пространств двух родственных, но все же различных вузов. Разные подходы к обучению, разные дисциплины. На вопрос «Можем ли мы рассчитывать на послабления в связи с объединением?» был дан примерно такой ответ: «Если вы вчера объединились, а сегодня мы приехали, то у вас все должно быть в порядке». Работаем.

Степень готовности.

Высокая  – у аспирантуры. Десяток-другой кафедр имеет 100-процентную готовность, и большинство стремится достойно подойти к процедуре аккредитации. Но есть и отрицательные примеры. Если некий заведующий кафедрой даже в шутку говорит, что «ваших ФГОСов не читал и читать не буду», то становится неуютно.

Если одна из специальностей не сможет пройти аккредитацию по каким-либо причинам, это повлечет какие-то негативные последствия для вуза?

Отказ в аккредитации какой-либо специальности – это, в первую очередь, серьезные репутационные потери университета. Мы знаем это не понаслышке, а по информации из наших вузов-партнеров.  Рынок образовательных услуг – это, прежде всего, дружественная, но  высококонкурентная среда. Можно сказать, результат  аккредитации – это результат набора нескольких следующих лет.

Ситуация резко осложняется, если специальность (направление) входит в укрупненную группу специальностей, где находятся другие направления подготовки. Лишают аккредитации всю укрупненную группу, но о таком развитии событий даже не должно быть и речи.

Что бы Вы пожелали  сотрудникам в преддверии аккредитации?

Уверен, что вуз достойно пройдет этот рубеж. Такая работа хорошо сплачивает команду, и эта сплоченность будет более чем необходима для постановки и решения стратегических задач развития. Пожелаю профессионализма и оптимизма, первое позволяет оценивать и решать задачи без лишних трудозатрат, второе – лучшая поддержка для коллег.

Возврат к списку