#лицаОмГТУ: Сергей Шамец
#лицаОмГТУ: Сергей Шамец
Расскажите, почему вы решили поступать в Омский политех и какие воспоминания остались от студенческих лет?
Я родился в Семипалатинске, а в Омске жили родственники – приезжал к ним, когда учился в 9 классе, чтобы посмотреть политех, узнать, какие тут есть профессии. В 1969 году поступил сюда на специальность «Электроснабжение промышленных предприятий», которую окончил с отличием.
Студенческие годы – это познание нового, погружение в профессию, стройотряды и многое другое, что остается с тобой на всю жизнь. Мне довелось поработать на различных объектах как в Омской области, так и на территории Якутии, где мы построили в райцентре Майя котельную и первую в республике механизированную скотобойню. Еще запомнилось, как на первом курсе ездили на уборочную – это был полезный формат работы, который помогал первокурсникам познакомиться друг с другом и сплотиться.
Как дальше развивалась научная жизнь?
Год стажировки на кафедре «Электрические сети и системы» Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина, далее там же – аспирантура. В те времена еще не было персональных компьютеров и аспирантам работать приходилось на больших ЭВМ, и то преимущественно в ночные периоды. За время, проведенное в Ленинграде, довелось побывать в ведущих научных организациях, поучаствовать в крупных интересных конференциях. Аспирантуру закончил защитой кандидатской диссертации, после чего вернулся в Омский политех и с тех пор работаю здесь. Общий список научных работ – более 150 наименований.
А как началась ваша карьера в университете?
Трудовую деятельность начал еще в период обучения. В 1970 году я был на втором курсе и устроился на полставки инженером кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий». После аспирантуры стал работать в ОмГТУ на преподавательских должностях (ассистент, старший преподаватель, доцент), а также административных. Работал в деканатах электротехнического факультета, факультета информационных технологий и компьютерных систем, был помощником проректора по учебной работе, помощником ректора (когда ректором был Николай Семенович Жилин). Занимался продвижением компьютерных технологий в научно-образовательную, производственную, проектную, управленческую деятельность предприятий и организаций региона, участвовал в подготовке и реализации городских и региональных программ информатизации.
Также вел общественную работу как председатель профбюро электротехнического факультета, руководитель добровольной народной дружиной подразделения. Возил студентов на сельхозработы, а также на действующие электрические станции и подстанции, чтобы они могли поработать на реальных объектах в качестве практикантов. В те времена ребята еще строили в рамках ССО «Энергия» линии электропередач по всей области, выезжали и в другие регионы.
Вы инициировали создание в вузе центра информационных технологий и были его руководителем. Чем занималось это подразделение?
В 1994 году был создан отдел информационных технологий, позднее преобразованный в центр. По сути, мы начали выполнять цифровизацию образования в политехе. Целью было обеспечить специальности, которые были в вузе, современными информационными технологиями, чтобы студенты уже владели ими, когда придут работать на производство. Мы сотрудничали с российскими и зарубежными разработчиками, внедряли их программное обеспечение в учебный процесс. Постепенно у нас появилось множество специализированных лицензионных программных продуктов, которые можно было использовать для подготовки кадров.
Это помогало улучшить и производственную деятельность региона: на базе центра проводились научно-технические семинары для сотрудников разных предприятий, привлекали к этому процессу Министерство промышленности Омской области и другие ведомства. В конце 1990-х годов мы начали использовать программное обеспечение также для проведения студенческих и школьных олимпиад.
Каковы цели олимпиадного движения, почему важно его развивать?
Основными целями олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренной молодежи, формирование собственной самооценки. Немаловажным является и фактор дополнительного стимулирования к поступлению абитуриентов в вузы, а студентов – на программы магистерской подготовки и участие в заявках на гранты Президента.
Главной в системе образования сейчас является Всероссийская олимпиада школьников. В ОмГТУ мы проводим ее муниципальный и региональный по пяти предметам, а также дополнительную подготовку ребят к всероссийскому.
При всей масштабности этой олимпиады, численность ее победителей и призеров невелика – это сотни школьников, но в российских вузах гораздо больше бюджетных мест. Поэтому нужно проводить и другие соревнования, конкурсы, конференции, которые дают возможность поступить в тот или иной университет без вступительных испытаний или получить дополнительные баллы. Например, в таких, как «Звезда», «Будущее Сибири», «САММАТ», «ТИИМ – Технологии. Интеллект. Информатика. Математика» ежегодно участвуют 5–7 тысяч школьников Омской области и иных регионов. В результате, только на площадке ОмГТУ сотни ребят получают право на льготное поступление.
Какие еще направления работы сейчас развиваете?
Совместно с индустриальными партнерами активно развиваем профильные проектные школы. Так, в завершающемся в мае 2024 года V сезоне приняли участие более 500 школьников. Вовлечение в проектную деятельность позволяет учащимся погрузиться в разные профессии и поработать вместе со студентами и преподавателями политеха над реальными научными кейсами, что помогает им в дальнейшем самоопределении. Практическая деятельность очень важна, чтобы ребята понимали, чем они хотят заниматься в жизни. Если у них глаза загораются, значит, эта профессия подходит человеку, и он с душой будет относиться к своему делу и с удовольствием ходить на работу.
Еще одно направление, которым мы занимаемся, – независимая оценка качества подготовки. Поводим мероприятия, которые показывают уровень подготовки выпускников политеха, дают студентам возможность выявить свои слабые стороны и сделать «работу над ошибками». Например, это Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, открытые международные студенческие интернет-олимпиады, международная сертификационная олимпиада «Траектория будущего» и другие. Благодаря им даже школьники могут получить соответствующий сертификат специалиста, если достойно покажут свои знания, умения и навыки.
Что считаете самым важным в своей работе?
Наша задача – показать учащимся, какие существуют возможности для развития, чтобы каждый из них смог сделать осознанный выбор профессии и не разочароваться в нем. Когда человек целеустремлен, он точно чего-то добьется и станет хорошим специалистом. Такие люди двигают вперед и науку, и производство. Главное – вовремя раскрыть их талант, подсказать, в каком направлении можно двигаться, оказать содействие в этом.
А какими достижениями гордитесь?
Показатель качества нашей работы – то, что мы создали олимпиады и конференции, которые проходят на всероссийском уровне и ежегодно включаются в соответствующие перечни Минобрнауки и Минпросвещения России. Это олимпиады «Геометрическое моделирование», «Инженерный анализ», «Технологическая подготовка производства», политехническая олимпиада школьников, всероссийская научно-практическая конференция школьников «Политех-XXXX». Также горжусь, что мои заслуги были отмечены в справочнике «Информатизация образования России: люди, организации, проекты».
Чем увлекаетесь в свободное от работы время?
Увлечения традиционно российские – огород, грибы, рыбалка.
Что пожелаете вузу?
Процветания, стабильности, вдумчивых и профессионально ориентированных абитуриентов, развития существующих научных школ и появления новых, здоровья и благополучия всем сотрудникам и их близким.