В техническом университете придумали, как повысить точность обработки авиадеталей

В техническом университете придумали, как повысить точность обработки авиадеталей

11.07.2024

Производители авиационной техники постоянно борются за снижение массы деталей, рассказали ученые Омского государственного технического университета. С одной стороны, для этого можно сделать стенки изделий более тонкими, но это приводит к снижению их жесткости, короблению и потере заданной формы.

С другой стороны, можно снизить массу деталей, таких как диски, крыльчатки, лопатки, кольца, фланцы и другие, за счет использования легких, но прочных материалов, например, титановых и алюминиевых сплавов, считают исследователи. В то же время при производстве этих изделий из-за их малой жесткости и высокой сложности обработки материалов значительная часть продукции идет в брак. Из-за этого приходилось снижать скорость обработки, что увеличивало время производства.

Ученые ОмГТУ нашли способ уменьшить количество бракованных деталей самолетов без снижения производительности. Чтобы обрабатывать их быстрее, не жертвуя качеством, потребовалось учесть все факторы, которые влияют на точность обработки: силы резания, силы закрепления и остаточные напряжения в материале.

Григорий Нестеренко, доцент кафедры «Гидромеханика и транспортные машины» ОмГТУ:

«На основе этой информации мы создали математическую модель, которая позволяет рассчитать оптимальные режимы обработки для каждой детали, сократить количество бракованных деталей и повысить производительность труда. В конечном счете, разработка поможет сделать авиаперевозки более доступными и безопасными».

Экспериментальные исследования с использованием специальных образцов показали, что методику прогнозирования погрешностей можно использовать на этапе технологической подготовки производства. Расхождение между расчетными значениями погрешности и значениями, полученными в ходе экспериментальных исследований, не превышали 10%.

Наша модель позволяет достаточно точно прогнозировать возможную погрешность обработки и заранее вносить необходимые коррективы при изготовлении деталей».   

По его словам, другие научные коллективы, которые изучают обработку титановых сплавов для авиастроения, фокусируются в большей степени на обеспечении точности небольших деталей, например, валов и пластин. При этом они учитывают не все факторы, влияющие на качество обработки, или проводят исследования только для определенных условий.

Уникальность результатов ученых ОмГТУ заключается в том, что они учли силы резания, силы закрепления и остаточные напряжения, поэтому созданная ими модель более точно описывает процесс обработки титановых деталей, считает Григорий Нестеренко.

В будущем ученые планируют с помощью разработанной математической модели и пакетов прикладных программ произвести визуализацию процессов изменения формы и размеров нежестких деталей и произвести качественную и количественную оценку возникающих погрешностей. Это позволит исключить брак на этапе подготовки производства. Визуализация процесса позволит выявить элементы дисков, которые в большей степени подвержены короблению и потере формы.

Возврат к списку