- Лента ОмГТУ
- Новости
- Наукой - побеждать
Наукой - побеждать
22.01.2016
На прошлом заседании было принято решение о разработке стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период. Сделать это нужно к осени.
"Одновременно, не откладывая, надо выработать и конкретные практические инструменты реализации стратегии, которые позволят учитывать глобальные тенденции и вызовы, гибко реагировать на запросы общества и экономики, на новые технологии, научные знания, образовательные компетенции", - распорядился глава государства.
"Вопрос носит принципиальный характер. Наличие собственных передовых технологий - это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни граждан", - пояснил Путин.
"За последние годы создан серьезный задел для выполнения масштабных научных проектов, - оценил президент. - Укрепляется инфраструктура науки, ее кадровый потенциал. Так, значительно возросло число молодых ученых, прежде всего, в организациях, которые занимаются прикладными и ориентированными на конкретные задачи фундаментальными исследованиями". По отдельным направлениям доля специалистов до 39 лет превышает 50 процентов.
В научных изысканиях все более активно участвуют ведущие вузы. Растущие возможности отечественного высшего образования отмечают и иностранные эксперты: несколько десятков российских вузов включены в международные рейтинги, в 2015 году три российских университета попали в первую сотню лучших в мире по направлению "физические науки".
Проведена серьезная работа по созданию отечественных исследовательских центров мирового уровня в сфере атомной энергетики, авиации, космонавтики, объединены ресурсы ведущих академий, на этой базе образованы федеральные научные центры, нацеленные на проведение масштабных междисциплинарных исследований в области генетики, биотехнологий, химии.
В России более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, которые вносят заметный вклад в мировую и отечественную науку, на них приходится 70 процентов патентов, выдаваемых в РФ и 80 процентов высокоцитируемых работ. Их разработки востребованы реальным сектором. Но это лишь десять процентов всех государственных образовательных и научных организаций, заметил Путин.
"Конечно, возникает вопрос: а где остальные-то, как там обстоят дела, как они работают?" - спросил глава государства. "Ресурсы, которые выделяются на науку, должны получать сильные исследовательские коллективы, способные создавать прорывные технологии по наиболее важным для страны направлениям, конкурировать с ведущими мировыми центрами", - подчеркнул он. "Именно в такой логике надо выстроить финансирование работ по приоритетам научно-технологического развития страны", - заметил Путин и указал правительству "разработать эффективные механизмы, в том числе на проектной основе".
"Ключевой принцип реализации стратегии научно-технологического развития - это тесное взаимодействие науки, образования, бизнеса и государства, их общая ответственность за практические результаты, - продолжил президент. - В этой связи предлагаю по каждому из приоритетных направлений сформировать специальные советы".
"Они могут быть узковедомственными, но не должны замыкаться только на профессиональную научную среду. И в этом смысле они должны быть, конечно, "широкими" по охвату целей и задач", - считает глава государства. В них должны быть представители научных организаций и вузов, РАН, компаний с госучастием. Важно вовлечь в работу частный бизнес, малые и средние инновационные компании. Правительство совместно с РАН до конца года должно "сформировать такие площадки и выработать четкие, понятные механизмы их деятельности, которые позволят быстро выходить на конкретные решения и добиваться поставленных целей", - поручил Путин.
Необходимо определить конкретные научные и образовательные организации, которые способны выполнять сложные исследования по каждому обозначенному в стратегии приоритету. Важно внимательно посмотреть на их кадровый потенциал, научную инфраструктуру, на то, какие нужны дополнительные меры по их укреплению, распорядился глава государства.
Немало хороших примеров сотрудничества науки и бизнеса. "Наши ученые создают уникальные технологии, а отечественные компании на основе этих технологий выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью, востребованную не только на нашем, национальном уровне, но и на внешних рынках", - пояснил президент. "Надо вывести такую кооперацию на более высокий уровень, максимально сократить путь от постановки научных задач до практического внедрения конкретной разработки", - указал он.
Образовательные организации должны соответствовать приоритетам научно-технологического развития страны. "Необходимо посмотреть за горизонт одного, а может быть, даже и двух десятилетий, проанализировать, какие компетенции будут востребованы через 10 и более лет, каких специалистов нужно готовить уже сегодня", - призвал глава государства и поручил на основе такого анализа сформулировать предложения по модернизации программ всех уровней образования, а также по повышению квалификации преподавателей.
"У нас есть хорошие традиции популяризации научных знаний. И, конечно, нужно использовать этот опыт", - заметил Путин и призвал ученых, преподавателей и представителей бизнеса "активнее подключаться к просветительским проектам и в Интернете, и на телевидении, в печатных СМИ". Нужно рассказывать о достижениях отечественной науки, проводить популярные научные мероприятия на самых разных площадках для людей разных возрастов и профессий, считает он.
В ходе совета речь зашла о реформе РАН. "Месяц назад мораторий кончился, и сразу же выстроилась толпа охотников до чужого имущества и чужих научных результатов. Мы и ФАНО с трудом сдерживаем этот натиск", - посетовал глава Академии Владимир Фортов.
"Если Академия наук считает целесообразным и дальше мораторий продлить, я его продлю", - отреагировал президент. Но нужны шаги, направленные на достижение цели реформы. "Это не значит, что имущество должно растаскиваться куда-то на сторону. Преобразования должны происходить", - обозначил он.
Меню раздела