- Лента ОмГТУ
- Новости
- Ракеты-носители «Ангара» будут собирать в Омске
Ракеты-носители «Ангара» будут собирать в Омске
29.05.2015
На омском ПО «Полет» кипит работа — предприятие готовится к визиту высокопоставленных лиц — зампредседателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, главы Роскосмоса Игоря Комарова и гендиректора Центра им. Хруничева Андрея Калиновского. Пресс-секретарь ПО «Полет» Олег Пшичко сообщил НГС.НОВОСТИ, что первых лиц на заводе ждут 3 июня, ведь накануне в эфире телеканала «Россия 1» Рогозин заявил, что собирать ракету-носитель «Ангара» будут не в Москве, а в Омске.
Пока слова зампреда правительства не закреплены в документах, отмечает первый заместитель гендиректора и главного инженера ПО «Полет» Владимир Колобков. «Значительная часть производства однозначно будет в Омске, и под это готовятся соответствующие мощности», — рассказал он, уточнив, что 3-ю ступень продолжат изготавливать в столице. Общий объем госинвестиций в модернизацию омского «Полета» уже составил около 7 млрд руб.
Справка: Ракета-носитель «Ангара» и ее модификации — совместная разработка омского ПО «Полет» и столичных инженеров Центра им. М.В. Хруничева. «Ангара» — новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. В Омске будут собирать модификацию «Ангара А5», которая относится к тяжелому классу ракет — грузоподъемность 24,5 т.
«Ангара» была создана как альтернатива российскому «Протону», известному в последние 2 года авариями и падениями (в 2013 году в России, по данным РИА Новости, произошло 2 аварии с участием ракеты «Протон-М»). Кроме того, «Ангарой» интересуется сам президент Путин, который заявил в прошлом году, что ракета будет использоваться «не только в экономических целях, но и в оборонных».
«"Ангару" от "Протона" отличают более экологичные компоненты топлива — кислород и керосин. В "Протоне" топливо было ядовитым. Элементы "Ангары" при падении сгорают», — называет преимущества «Ангары» завкафедрой «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ Алексей Яковлев. Также, по его словам, «Ангара» по сравнению с «Протоном» имеет модульную систему сборки, что удешевляет и упрощает сборку ракеты, давая возможность поставить ее на поток. «Первая и вторая ступени "Ангары" практически идентичны, отличается третья, вся ракета легко собирается, как конструктор, — одинаковые блоки, их легко сделать и собрать из них любую конфигурацию ракеты. "Протон" так не работает», — поясняет специалист.
Омск был выбран центром ракетостроения не случайно, уверены эксперты: решающим стал удачный запуск «Ангары» в декабре прошлого года.
«Это доверие к нам, к Омску, и заслуга наших инженеров и ученых, госзаказ — это их большая победа, — считает преподаватель авиационного колледжа имени Н.Е. Жуковского, кандидат технических наук Ирина Щука. — Потому как всё, что до этого запускалось, — всё падало». Эксперт полагает, что причиной падений «Протона» могли быть как диверсии, так и неквалифицированные специалисты, участвующие в запуске, поскольку в России после «лихих 90-х» в космической отрасли начался кадровый пробел.
По ее словам, ежегодно колледж Жуковского выпускает по 18–20 специалистов, которые работают непосредственно на заводе на сборке летательных аппаратов, и их катастрофически не хватает. Перевод сборки «Ангары» в Омск означает, что в космическое образование начнут вкладывать деньги, появятся новые рабочие места.
«На "Полете" перспективные ребята и по 60 тыс. получают, понятно, что сразу при устройстве на завод у них небольшая зарплата, средняя по городу», — отмечает Ирина Щука.
Колледж им. Жуковского работает в одной связке с ОмГТУ — вместе оба заведения готовят будущих специалистов «Полета». Как отмечает завкафедрой «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ Алексей Яковлев, если сейчас на заводе трудится около 900 конструкторов, и столько же составляет административный персонал, то для сборки ракеты потребуется еще около 400 человек (всего в сборке участвует 2000–2200 человек). «Как я понимаю, в Омске хотят расширить образовательную базу и готовить специалистов для всего Роскосмоса. Возможно, на завод вернутся те, кто уехал, когда в Омске работы не было, зарплаты повысят, об этом даже президент говорил», — пояснил Яковлев и добавил, что Омск был выбран еще и потому, что здесь с 80-х годов сохранились производственная база и мощности.
Оба эксперта пояснили: в оборонных целях «Ангара» может быть использована как перевозчик грузов — например, спутников Минобороны. «Это не значит, что ракету будут запускать как баллистическую, ничего смертоносного», — смеется Яковлев. Об оборонных целях ученые ничего не знают и, по их словам, «в этом не участвуют».
Аналогов «Ангары» нет даже у США, хотя они ведут разработки, продолжает Яковлев. «Сейчас только российские ракеты — основной носитель в мире полезных грузов ("Союз", "Протон" — "Ангара" пойдет им на замену). Спутники США, Китай, Япония, конечно, могут сами запускать. Но транспортные корабли в мире — российские и у нас нет практически конкурентов, мы перевозчики», — патриотически отмечает Яковлев.
По словам экспертов, «Ангара» обеспечит «независимый» космос для РФ: все составляющие «Ангары» будут производиться в России, и запуск ракеты будет проходить с космодромов страны.
Бывший член военного совета Сибирского военного округа и экс-представитель МИД России в Омске Александр Минжуренко не так оптимистичен: начавшаяся вновь гонка космических вооружений США и России в итоге истощит бюджет страны. «На первый взгляд и на уровне городского масштаба это действительно новые рабочие места, возрождение ВПК (военно-промышленного комплекса. — И.А.), и это неплохо. Но на макроуровне это печально: эта гонка изнурит нашу экономику, и мы ее не выдержим, — сетует Минжуренко. — Потому что наш ВВП составляет лишь 12 % от американского». Эксперт прогнозирует, что Омск в ближайшие 2–4 года почувствует заметное оживление. «Этот плюс для Омска продлится недолго. А потом наш бюджет, так же как и Советский Союз, надорвется», — подытожил он.
Источник: http://ngs55.ru/news/2163182/view/
Меню раздела