Версия для печати

«На примере личности история оживает»: ученый политеха об исследовании Гражданской войны

25.03.2022
«На примере личности история оживает»:  ученый политеха об исследовании Гражданской войны

Доцент кафедры «История, философия и социальные коммуникации» ОмГТУ, сотрудник Исторического архива Омской области Дмитрий Петин детально исследует один из значимых периодов в истории России – Гражданскую войну. Проект историка недавно был поддержан Российским научным фондом. Финансирование составит до 1,5 млн рублей ежегодно в течение двух лет.

Совместно с профессором кафедры Алексеем Сушко и коллегой по Историческому архиву, выпускником аспирантуры политеха, Максимом Стельмаком ученый занимается изучением положения бывших белых офицеров в 1920-е годы в советском Омске, являвшемся в недавнем прошлом столицей Белой России и одним из крупнейших административных центров Сибири того времени.

Исследованием практик социальной адаптации белых офицеров в советской России Дмитрий Петин занимается уже более 10 лет. Еще будучи студентом, а затем и аспирантом ОмГТУ, он всерьез заинтересовался денежным обращением востока России в 1917–1920 годах и выяснил, что управление этой сферой напрямую определило политические возможности противоборствующих сил. Затем он перешел к «человеческому» видению эпохи. С тех пор события военно-революционного периода стали стержневыми в работах ученого и сегодня регулярно публикуются в ведущих рецензируемых изданиях нашей страны. Лично и в соавторстве историк опубликовал уже более 20 научных трудов.

Дмитрий Петин, доцент кафедры «История, философия и социальные коммуникации» ОмГТУ:

«В рамках проекта будет исследоваться положение бывших белых офицеров в 1920-е годы в советском Омске. Внимание будет уделено социальному облику данной категории граждан, их адаптации к условиям раннего советского социума – службе в Красной Армии и гражданских учреждениях.

Особо интересно изучать эпоху русской революции в рамках конкретных показательных биографий, ведь на примере личности история оживает, становясь ближе и понятнее. На мой взгляд, именно через детальный анализ мотивов и поступков рядового участника событий яснее становятся макроисторические явления и процессы.

Убежден, что академическое знание должно служить широким массам. В нашем случае, наработки будут полезны в деле исторического просвещения и патриотического воспитания. Формами этой работы, к примеру, могут стать публичные лекции и материалы для средств массовой информации».   

Для исторического труда одним из ключевых мерил его актуальности, ценности и новизны, считает исследователь, является введение в научный оборот новых источников, несущих неизвестную ранее информацию. В связи с этим совместно с коллегами Дмитрий Петин будет анализировать заявленную в проекте проблематику на основе неопубликованных документов, хранящихся в региональных государственных и ведомственных архивах. Результаты своих научных изысканий историки планируют представить в виде коллективной монографии по тематике проекта.

 

Возврат к списку