Версия для печати

В Омске обсудили стратегию развития отечественного машиностроения и передовых инженерных школ страны

13.11.2024

Промышленный форум «Технологический и кадровый суверенитет отечественного машиностроения» собрал в Омске более 200 участников из 14 регионов России. За два дня работы форума коллеги презентовали новейшие практики и разработки в области машиностроения, обсудили актуальные вопросы отрасли и подготовку будущих инженеров, а также укрепили деловые связи.

В Омске обсудили стратегию развития отечественного машиностроения и передовых инженерных школ страны

Форум стал уникальной площадкой для обмена опытом между представителями академического сообщества, промышленности и органов власти. Консолидация их усилий необходима для построения сильной национальной технологической базы. Это долгосрочный процесс, который требует постоянного внимания и усилий, однако достижение цели позволит обеспечить стабильное развитие экономики, повысить уровень жизни населения и обеспечить безопасность страны в условиях быстро меняющегося мира.

Андрей Посаженников, министр промышленности и научно-технического развития Омской области:

«Участие в форуме позволило представителям передовых инженерных школ из разных регионов России в режиме диалога обменяться опытом и лучшими практиками. В Омской области при федеральной поддержке и участии индустриальных партнеров в этом году созданы передовая инженерная школа "СтанкоИнструментТех", действует центр инженерных разработок. В перспективе планируем создать сеть передовых инженерных школ. Уверен, конструктивные инициативы и предложения, которые прозвучали на Форуме, послужат дальнейшему развитию отечественного машиностроения».

И. о. директора Социоцентра – оператора крупнейших государственных программ развития в сфере науки и высшего образования РФ – Андрей Келлер прокомментировал работу промышленного форума.

Андрей Келлер, и. о. директора ФГАНУ «Социоцентр»:
 
«Важнейшими задачами этого форума являются: поиск и выработка подходов к эффективному внедрению в экономику страны инженерных решений и разработок, информационных и производственных технологий, которые обеспечивают импортозамещение и развитие отечественного машиностроения; решение ряда вопросов, связанных с трансформацией управленческих команд и адаптацией новых управленческих моделей к современным реалиям».

По его словам, особая миссия в решении задач технологического суверенитета и лидерства в сфере технологий отводится передовым инженерным школам, которые не только готовят высококвалифицированных специалистов в области передовых инженерных технологий, но и сами создают эти технологии в тесном партнерстве с высокотехнологическими компаниями, на практике решая реальные производственные инженерные задачи в различных отраслях экономики.

Работа передовых инженерных школ стала одной из ключевых тематик форума. В настоящее время в них обучается более 13 000 студентов, а свыше 10 000 инженеров, работающих в ПИШ, уже повысили свою квалификацию, пройдя предусмотренные программы дополнительного образования. Таким образом, федеральный проект дает возможность развивать профессиональные навыки как студентам, так и уже состоявшимся специалистам, что существенно влияет на удовлетворение потребностей рынка труда в высококвалифицированных кадрах. Помимо этого, постоянно растет число индустриальных партнеров ПИШ, что способствует укреплению связей между наукой и производством и укрепляет инновационный потенциал нашей страны.

Одним из докладчиков стал Александр Дьяконов, директор Передовой инженерной школы «Высшая школа нефти», которая занимается опережающей подготовкой инженерных кадров для отечественной нефтегазовой отрасли.

 Александр Дьяконов, ректор АГТУ «Высшая школа нефти», директор ПИШ «Высшая школа нефти»:

«Ключевая тематика нашей ПИНШ – повышение эффективности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Сегодня основное направление нашей работы – это разработка и сопровождение интегрированной модели месторождения с использованием автоматизации управления активом, обеспечением энергоэффективности технологических систем.

В этом году мы запустили новые образовательные программы: бакалаврскую — «Геолого-геофизические методы исследования недр» и магистерскую — «Интегрированное моделирование нефтегазовых месторождений». Ключевой особенностью последней является наличие трех треков: геолога-геофизика, разработчика-технолога и разработчика-гидродинамика. Студенты обучаются в проектных командах под руководством опытных наставников – действующих специалистов отрасли. Иными словами, мы готовим инженерные команды под новые технологические вызовы».

Также спикерами промышленного форума выступили руководители таких передовых инженерных школ, как «СтанкоИнструментТех» (ОмГТУ), «Технологии двигателестроения» (РГАТУ им. П. А. Соловьева), СВЧ-электроники (РТУ МИРЭА), «Цифровое производство» (УрФУ), «Инженерия киберплатформ» (ЮФУ), «Электронное приборостроение и системы связи» им. А. В. Кобзева (ТУСУР), ПИШ гибридных технологий в станкостроении Союзного государства (ПсковГУ). Коллеги поделились опытом профориентационной работы, взаимодействия с индустриальными партнерами и организации кадрового резерва для промышленности.

В управленческом треке большое внимание было уделено вопросам эффективного управления предприятиями. В частности, участники обсудили поддержку молодых специалистов, развитие и удержание сотрудников, повышение производительности труда, внедрение современных технологий в производство и образовательный процесс. Завершилась программа экскурсией по ресурсным центрам технического университета.

Напомним, что данный форум состоялся в Омске впервые. Его организаторами выступили Минобрнауки России, ФГАНУ «Социоцентр», Правительство Омской области и Омский государственный технический университет.



Возврат к списку