Версия для печати

Виктор Шалай: «К защите диплома инженер уже досконально знает и само производство, и психологию производственных отношений»

25.04.2016
Виктор Шалай: «К защите диплома инженер уже досконально знает и само производство, и психологию производственных отношений»
Сегодня оборонные предприятия Омской области держатся на плаву. Заводы, ставшие частью вертикальных холдингов, получают крупные государственные заказы. Но что будет, когда заказы пойдут на убыль? Какую продукцию станут выпускать предприятия, какие специалисты им понадобятся? 

О том, что происходит, когда промышленность остается без государственного заказа, омичи знают не понаслышке. В 90-х, когда останавливались конвейеры и тысячи человек оказывались за воротами заводских проходных, в регионе удалось сохранить цеха. Это позволило спустя два десятилетия развернуть новое оборонное производство. Сегодня омские предприятия выпускают машины и оборудование для всех родов войск. 

Впрочем, заводы уже не те. Модернизация сделала свое дело. Сотни рабочих рук заменили роботы и автоматы, стали компактными цеха и производственные помещения. Теперь специалистов требуется в десять раз меньше, чем в начале века. Тем не менее кадровая проблема остается достаточно острой. 

– Дефицит составляет порядка 1 300 человек, сорок процентов из них – инженеры, остальные – рабочие. Но закрыть вакансии довольно сложно: сегодня работодатели предъявляют персоналу повышенные требования, – поясняет региональный министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Виктор Белов. – Заводам нужны молодые, но при этом высококлассные и опытные специалисты. Время, когда предприятия десятилетиями выпускали одно и то же, безвозвратно уходит. Чтобы вписаться в меняющийся рынок, производство должно быть гибким, модульным, способным быстро адаптироваться к новым приоритетам. 

Речь уже идет о подготовке «многостаночников», то есть инженеров и рабочих, имеющих не одну, а две-три специальности. Такие универсальные кадры можно будет использовать при смене производственных приоритетов. А производственники начинают понимать, что переобучение – это время и деньги. 

– Хочешь иметь специалиста – вырасти его сам, – уверен заместитель генерального директора радиозавода имени Попова Александр Самгин. – Сейчас даже от рабочих требуются инженерные знания. Между тем техникумы, число которых сократилось на треть, за производством не успевают. В этой сфере нужен программный подход. 

А для этого заводам самим стоит определить, какую продукцию они будут выпускать через пять лет. Сейчас два десятка омских предприятий выстраивают отношения с «Газпромом», поставляя машины и механизмы, способные работать в труднодоступных районах и Арктике. Однако речь, главным образом, идет о сравнительно небольших заводах. По данным регионального Министерства образования, сейчас инженерные специальности преподают в семи омских вузах, где обучается 87 тысяч студентов. В последние годы растут объемы целевой подготовки. На договорной основе обучение проходит 4 600 человек, и если еще недавно никаких гарантий, что, получив диплом, выпускники придут в цех, не было, то теперь они есть. 

– Полтора года назад был принят закон, который обязывает целевиков в случае нежелания трудиться на своем предприятии, вернуть деньги, потраченные на обучение. Причем в трехкратном размере. То же самое придется сделать и заводу, отказавшему дипломнику в приеме на работу, – поясняет эксперт регионального минобразования Владимир Титенко. 

Новый регламент активизировал процесс создания на промышленных предприятиях профильных вузовских кафедр. Самый продвинутым в этом смысле оказался Омский технический университет, который начал эксперименты еще пять лет назад. 

– Идея, которую мы предложили заводчанам, проста. Обучение по самым востребованным специальностям – машиностроителя, станочника, радиотехника – идет прямо в цехе. Здесь работает кафедра, есть современное оборудование, – рассказывает президент ОмГТУ Виктор Шалай. – Студенты первых курсов осваивают теоретическую механику и сопромат уже не в абстрактном понимании, а применительно к реальному производству, и параллельно получают рабочую специальность. Закончил первый курс – приобрел квалификацию станочника, второй – специалиста станков с ЧПУ. К защите диплома инженер уже досконально знает и само производство, и психологию производственных отношений, а это для современного руководителя очень полезные качества.   

Эксперимент удался, и теперь на омских заводах уже действует 28 кафедр, где обучается 2,5 тысячи студентов. В том же «политехе» открыто полтора десятка ресурсных центров, которые дают возможность освоить новейшее оборудование тем, кто остался за бортом целевого набора.

По материалам: Российская газета


Возврат к списку