Версия для печати

Василий Фефелов: "Мы создаем индивидуальные инновационные траектории в научной деятельности студентов"

12.02.2018
Василий Фефелов: "Мы создаем индивидуальные инновационные траектории в научной деятельности студентов"

В рамках празднования Дня российской науки в ОмГТУ состоялась интерактивная выставка «Чудеса науки в Политехе». Об организации  и перспективных направлениях развития студенческой науки мы побеседовали с начальником научно-исследовательской части ОмГТУ Василием Фефеловым.


В ОмГТУ пошел День российской науки, и студенты  продемонстрировали свои разработки. Что бы мы хотели от тех ребят, которые становятся зрителями и участниками таких мероприятий?

Прежде всего, мы хотим их замотивировать к научной и инновационной деятельности. На таких мероприятиях студенты наблюдают, насколько интересными могут быть результаты творческой деятельности своих коллег, и понимают, что их инициатива в инновационной деятельности открывает широкие перспективы в поиске новых контактов, самореализации, мобильности и учебе.

Студенческая наука уже приобрела свои рамки в ОмГТУ?

Мы начали создавать первые студенческие конструкторские бюро (СКБ) и студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ) в 2014 году, где руководителями становились перспективные преподаватели, ведущие активную научную деятельность. Вуз выделяет финансирование на реализацию проектов, испытание образцов, доведение проекта до уровня коммерческого продукта. Мы создаем индивидуальные инновационные траектории в научной деятельности студентов. Первый этап – это уровень идей и творчества, он реализуется в СКБ и СНИЛ. Переход на следующий этап зависит от видения студентом своего будущего и своих предпочтений в карьерном развитии. К примеру, один из путей – коммерческая деятельность: СКБ или СНИЛ превращаются в малые инновационные предприятия и при финансовой поддержке соответствующих программ (УМНИК или СТАРТ) выходят на рынок как самостоятельные единицы реального сектора экономики.  Если студентов не привлекает предпринимательство и их основной интерес – сам процесс познания, то коллектив превращается в полноценную исследовательскую лабораторию. В этом случае также существуют федеральные программы поддержки и гранты. Эти студенты затем пойдут в аспирантуру, и в будущем сами будут возглавлять научные направления.

 «Коммерциализация» – хорошее слово, может быть, стоит в вузе проводить конкурсы по коммерциализации научных проектов, пусть студенты-экономисты предложат идеи?

Студентам экономистам сложно предложить идею в непрофильной для них области, однако они незаменимы в экономических расчетах того или иного проекта, выборе оптимального пути коммерциализации направления, разработке дорожной карты  вспомогательной деятельности студенческого объединения, доработки продукта под требования рынка.

Вообще, такая форма работы называется междисциплинарное проектное обучение – создание групп из студентов разных специальностей, когда они работают над одним проектом, и в этой работе каждый раскрывает свои уникальные профессиональные компетенции. В этом случае, во-первых, потребительская ценность конечного продукта будет, по понятным причинам, существенно выше, чем в группах из студентов одной специальности. Во-вторых, у студентов развиваются так называемые гибкие навыки (soft skills), которые отвечают за успешную работу междисциплинарной команды.

Сейчас мы запускаем одну из таких студенческих групп по работе с цифровыми двойниками, когда технологи, автоматчики и робототехники работают над одним проектом.

Например, в СКБ создают цифровую копию технологического оборудования, которая полностью описывает поведение натуральной модели при различных изменениях внешних и внутренних параметров, в том числе выходы оборудования из строя.  При  создании такой копии осуществляется обучение искусственного интеллекта управлению этим оборудованием (машинное обучение). Теперь при подключении этого технологического оборудования к интернету управление его функционированием может осуществляться посредством цифрового двойника на основании данных с различных датчиков. Использование таких цифровых копий в интернете вещей позволяет осуществлять предиктивное (прогнозное) управление любым технологическим процессом практически без участия человека. В будущем это ляжет в основу цифровой экономики, но уже сегодня мы должны начать подготовку специалистов, которые смогут создавать такое оборудование и обслуживать его в «цифре».

Это и есть наше будущее?

Скорее – первые шаги. Сейчас такие понятия, как «интернет вещей» и «цифровая экономика» уже никого не удивляют. Для создания таких технологий нужны группы разработчиков, технологов, специалистов по глубокому машинному обучению, материаловедов, химиков, машиностроителей и других специалистов, которые, кстати, готовятся у нас в университете. Одним словом, через 5-10 лет производство будет максимально приближено к потребителю, вплоть до создания миниатюрных полноценных химических заводов для личных нужд. Уже сейчас реализуются такие проекты, как «умный дом» или «умный город». Если заглянуть дальше, то в будущем  появится, например, настольная химическая технология,  которая позволит в домашних условиях синтезировать новые химические вещества с заданным составом по вашему требованию из доступных ресурсов, таких как древесина, газ, вода, воздух. Это во многом поможет решить проблемы логистики, которые для нашей страны более чем актуальны.

Какие есть перспективы участия в данных разработках для студентов, обучающихся на специальностях, не охваченных СКБ?

На самом деле, студенческие научные объединения приветствуют участие студентов других специальностей, в том числе гуманитарных. Если студент захотел участвовать в работе СКБ – это здорово, независимо от того, на кого он учится. Например, требуется решение проблем социального характера в развитии человекоподобных роботов. Или, возьмем проблему принятия решений: в случае, когда причиной аварии становится беспилотный транспорт, кто несет ответственность? Это уже вопрос юридический.  Кроме этого, цифровая экономика породила новые правовые и экономические отношения между машинами, и эти проблемы не лежат на плечах разработчиков, они просто их не увидят. В данном случае требуются другие специалисты.


  
 
 

Мы приглашаем студентов всех направлений подготовки к активному участию в работе действующих СНИЛ и СКБ, а также к обсуждению перспективных идей для создания новых! По любым вопросам можно обратиться в Отдел организации НИР студентов и молодых учёных к Ангелине Юрьевне Никифоровой в кабинет 8-120 или звонить по телефону 65-33-66.

Также необходимо сказать, что в ближайшее время в ОмГТУ будут объявлены уже ставшие традиционными конкурсы на создание и развитие СКБ и СНИЛ с фондом 6 000 000 рублей. Следите за новостями на официальном сайте опорного университета!

Возврат к списку