Версия для печати

«Решение принимает человек, а не машина»: представители ОмГТУ об искусственном интеллекте и отчислении

16.08.2019
«Решение принимает человек, а не машина»: представители ОмГТУ об искусственном интеллекте и отчислении

Студентов вузов в России в будущем станут отчислять по рекомендациям искусственного интеллекта – об этом сообщил РИА Новости директор Центра EDCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов. По его словам, на основании данных цифрового следа студентов система будет оценивать их успеваемость, активность на лекциях, участие в общественной жизни и поведение. После анализа полученной информации руководство вузов будет решать: поощрить учащегося, посоветовать пройти дополнительные курсы, активнее спрашивать его на парах, предупредить о ненадлежащем поведении или отчислить.

Таким образом, при помощи использования искусственного интеллекта планируется исключить предвзятость со стороны преподавателей вузов. Для тестирования системы выберут несколько вузов, причем внедрение системы начнется уже в этом году, а к 2021-му в отдельных университетах будут действовать опытные образцы.

Однако Нурлан Киясов заверил, что рекомендации искусственного интеллекта не станут обязательными к исполнению, окончательное решение о судьбе студента будет принимать деканат университета.

Проректор по учебной работе ОмГТУ Олег Кропотин и начальник научно-исследовательской части Василий Фефелов выразили свое мнение по данному вопросу.

 

Олег Кропотин, проректор по учебной работе ОмГТУ:

«Речь идет об электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) с качественным наполнением, развитыми сервисами и аналитикой. В нашем университете ЭИОС включает в себя электронно-библиотечную систему, электронные образовательные ресурсы, портфолио студентов, сведения об их успеваемости и посещаемости занятий и другие компоненты. Разработанных сервисов более чем достаточно для принятия администрацией решений в отношении конкретного обучающегося. Так, предложение сервиса, который будет формировать его по каким-либо критериям, может являться лишь триггером для анализа ситуации, но не самим решением.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что студенты, в отношении которых начата процедура отчисления, часто обращаются в деканаты и ко мне лично. В ряде случаев выясняется, что они попали в сложную жизненную ситуацию, и администрация принимает решение в пользу студента (естественно в рамках закона). И решения в подобных ситуациях, как мне кажется, невозможно формализовать. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально.

На мой взгляд, пока сложно делать однозначные выводы по поводу обсуждаемой системы. Я думаю, что сформировать ее объективную оценку академическому сообществу позволит появление более подробной информации»


Василий Фефелов, начальник НИЧ ОмГТУ

- Как Вы оцениваете данную инициативу?

Речь в данной новости идет не о какой-то страшной программе с искусственным интеллектом для автоматического отчисления студентов, а о системе поддержке принятия решений, основанной на данных цифрового следа студента – его успеваемости, посещаемости, предпочтениях и другой объективной информации. Причем, эта система должна помогать принимать решения не только руководству вуза, но и самому студенту – корректировать индивидуальный образовательный трек, рекомендовать дополнительные курсы и программы, предупреждать о возможных проблемах и путях их избегания.

Что касается рекомендаций такой системы отчислить того или иного студента, я могу привести много примеров, когда студент, поступая в вуз, выбирает направление подготовки, в котором впоследствии не видит себя специалистом в будущем. Разумеется, учеба для него становится «обузой» и успеваемость с посещаемостью неуклонно падают. Общество в итоге получит немотивированного к развитию низкоквалифицированного специалиста, и, с другой стороны, потеряет высококвалифицированного совсем в другой области. Но самое главное – сам человек безвозвратно и бессмысленно потеряет свое время и деньги. Если бы существовала система, которая на основании большого количества данных могла бы в этой ситуации рекомендовать студенту кардинально сменить направление подготовки с минимальными рисками и потерями, то это, безусловно, было бы очень хорошим инструментом. Конечно, такие ситуации случаются весьма редко, в большинстве случаев мотивация у студентов к обучению появляется в процессе самого обучения, если оно помогает ему раскрыться и самореализоваться.

На мой взгляд, внедрение подобных систем должно привести к уменьшению отчислений из университетов с одновременным повышением качества обучения.

- Можно ли доверять машине в таких вопросах?

Решение в любом случае принимает человек, а не машина. Машина лишь рекомендует то или иное действие с объяснением причин и возможных последствий на основании анализа большого количества объективных данных. Вопрос о полном доверии машине еще долго будет открытым.

- Приживется ли подобная система вообще?

Использование подобных систем является проявлением естественного хода научно-технического прогресса, в данном случае, так называемой цифровой трансформации образования, когда всевозможные данные об образовательном процессе будут использоваться для управления им.

Так, использование цифровых следов студентов, преподавателей, управленцев и оборудования позволит в скором будущем существенно повысить эффективность образовательных процессов.

- Готовы ли к подобным нововведениям омские вузы, студенты и преподаватели?

Готов ли человек к хорошему? Думаю, всегда готов. Готова ли «умная» инфраструктура университетов, и созданы ли эффективные алгоритмы искусственного интеллекта? Думаю, почти. Это вопрос ближайших 3-5 лет.



Возврат к списку