Версия для печати

Разработка омских ученых поможет снизить шум автомобильных магистралей

07.04.2021
Разработка омских ученых поможет снизить шум автомобильных магистралей

Шум уличного движения, скрип тормозов, грохот строительных механизмов, гул железнодорожных поездов. Мы живем и работаем среди этого. Этот шум нарушает наш сон, вызывает нервное раздражение, снижает продуктивность и наносит физический вред, последствия которого мы себе даже не представляем.

В рамках диссертационного исследования ассистент кафедры «Информатика и вычислительная техника» ОмГТУ Элина Романенко занимается разработкой гибкого звукоизолирующего ограждения. Проект реализуется под руководством доцента Григория Русских. Изобретение омских ученых относится к промышленной и архитектурной акустике и поможет сотням людей обрести комфорт, снизив уровень шума в мегаполисе. 

Суть разработки – создание такого звукоизолирующего ограждения, которое бы обеспечивало эффективную защиту от шума автомобильных и железнодорожных магистралей, строительных площадок и прочих источников шума вблизи населенных пунктов. Возможно применение разработки и в составе звукоизолирующих устройств, используемых в системах воздушного и наземного транспорта, например, в корпусах самолетов.

 
Элина Романенко, ассистент кафедры «Информатика и вычислительная техника» ОмГТУ:

«Сборно-разборная конструкция обладает высокой прочностью, износостойкостью, технологичностью, удобством транспортировки, монтажа и обслуживания. Все это достигается выбором полимерных материалов в составе панелей, позволяющих повысить износостойкость и снизить стоимость готового изделия в сравнении с металлическими конструкциями. В зависимости от технического задания также возможно применение негорючих материалов в составе ограждения».   
Конструкция представляет собой гибкий звукоизолирующий экран комбинированного типа (отражающе-поглощающий) с прямыми стойками. Выбор данного типа акустического экрана обусловлен стремлением минимизировать эффект усиления передачи звука за счет многократного переотражения, что позволяет уменьшить шум на 8-30 дБ.

Ограждение состоит из стоек, акустических панелей, опорного профиля и крепежных элементов. В конструкции экрана предусмотрено использование акустической непрозрачной панели сендвичного типа. Она представляет собой барьер квадратной формы, обладающий гибкостью и возможностью скручивания в рулон, обеспечивая удобство монтажа и транспортировки готовых изделий. Панель можно использовать также и для звукоизоляции транспортных средств. При этом часть экрана (без стоек) размещается внутри корпуса.

Квадратные акустические панели, выполненные набором пластин, закрепленных на гибком материале, фиксируются на вертикальных стойках из труб квадратного сечения. Стойки изготовлены из полимерных композитных материалов (например, стекло- и углепластиков), заполнены внутри звукоизолирующей пеной для исключения потерь звукоизоляции и имеют приформованные выступы с отверстиями под крепеж. В нижней части стойки располагается фланец с ребрами усиления для крепления к фундаменту.

Размеры стоек не превышают по высоте 3 метров на 1 сегмент. Это позволяет использовать их для перевозки сегментов любого автомобиля грузового класса, а также, что особенно важно, обеспечивает возможность монтажа готового изделия без привлечения специальной техники.

Отметим, совсем недавно Элина получила патент на изобретение, она имеет огромные перспективы коммерциализации своей разработки. Первый образец ученые планируют выпустить уже к концу апреля 2021 года.

Возврат к списку