Версия для печати

Ученые ОмГТУ решают проблемы экологии космоса

15.04.2021
Ученые ОмГТУ решают проблемы экологии космоса

Освоение космического пространства неизменно влечет за собой воздействие на экологию околоземной среды. Наиболее серьезное влияние на окружающую среду в ракетно-космической деятельности происходит в процессе длительного нахождения на орбите топливных баков ракет-носителей с неиспользуемыми остатками ракетного топлива. Нагрев от солнечного излучения баков приводит к взрывам и созданию космического мусора. Также это относится и к возвращаемым ступеням в районы падения (морские, сухопутные), находящиеся на поверхности Земли. Данная проблема стала предметом научного исследования аспиранта Омского государственного технического университета Владислава Урбанского. Под руководством профессора кафедры «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ Валерия Трушлякова на протяжении нескольких лет молодой ученый работает над уникальным проектом – «Извлечение энергетических ресурсов из неиспользуемых остатков топлива в баках ступени ракеты-носителя после выключения маршевого жидкостного ракетного двигателя в условиях невесомости».

В соответствии с принятыми Научно-техническим подкомитетом Комитета ООН по мирному использованию космического пространства и Межагентским координационным комитетом по космическому мусору рекомендациями необходима полная ликвидация неиспользуемых остатков жидких компонентов ракетного топлива в баках отделяющейся части ракеты-носителя, остающихся на орбитах в околоземном космическом пространстве и возвращаемых ступеней в районы падения.

Владислав Урбанский, аспирант ОмГТУ:

«После выключения двигателя в невесомости остатки топлива находятся в виде газокапельной смеси в объеме бака. Ранее были проведены эксперименты в башне невесомости Московского авиационного института, которые показали различные варианты положения жидкости в баках. Перед нами стояла задача – ликвидировать неиспользуемые остатки топлива любым способом. Наиболее эффективным решением этой проблемы стало испарение топлива с дальнейшим выбросом газа в борт ступени.

Бортовая система газификации остатков топлива в баках осуществляется путем подачи теплоносителя на основе перекиси водорода в топливный бак. Полученными продуктами газификации, представляющими собой энергетический ресурс, можно управлять, например, подать на блок газореактивных сопел. Разрабатываемая система газификации позволяет расширить возможности ступени ракеты, в том числе для ступеней многократного использования и т. д.

Наша основная цель на данный момент – проанализировать процессы, протекающие в топливном баке при подаче теплоносителя. Результаты исследования в дальнейшем будут использованы для разработки методики проектирования». 

  

По словам Владислава, исследование находится на этапе проведения экспериментов совместно с Институтом теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН (Новосибирск). Недавно результаты исследования были представлены Госкорпорации «Роскосмос» на научно-техническом совете. В настоящее время готовятся материалы проекта с целью определения возможных направлений его применения.

Отметим, исследование аспиранта ведется на базе инновационного научно-образовательного центра «Космическая экология» ОмГТУ по техническому заданию Госкорпорации «Роскосмос». К проекту также привлекаются студенты вуза, которые выполняют дипломные работы, проходят научную практику, а более заинтересованные продолжают работать в лаборатории по данному научному направлению.

Возврат к списку