Версия для печати

#лицаОмГТУ: о заведующем кафедрой «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология» Викторе Шалае

22.11.2023
Виктор Шалай, заведующий кафедрой «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология», связал свою жизнь с Омским политехом более 50 лет назад: учился здесь по специальности, связанной с ракетно-космической техникой, трудился инженером на кафедре, прошел долгий и сложный путь от старшего преподавателя до ректора и президента университета.
#лицаОмГТУ: о заведующем кафедрой «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология» Викторе Шалае

Виктор Владимирович, у Вас очень насыщенный жизненный путь. Скажите, как Вы попали в Омск и связали свою жизнь с ОмГТУ?

Случайно. Я родился в Иркутской области. Потом вместе с родителями переехал на Украину, а мой дядя, который жил в Омске, предложил мне поехать к нему, и я согласился.

Омский политехнический институт я выбрал сразу, другие вузы в Омске не рассматривал. Поступил в 1967 году, когда началась волна открытия множества новых технических направлений. В их числе – первая специальность по ракетно-космической технике, меня очень заинтриговала ее неизвестность.

Как развивался Ваш путь в ОмГТУ?

Пять лет учился на специальности «Механическое оборудование автоматических установок», закончил институт с отличием, потом работал на кафедре инженером научно-исследовательской части, а позже, в числе многих выпускников, был направлен в целевую аспирантуру МВТУ имени Н. Э. Баумана, где занимался наукой и стажировался почти 5 лет. После этого опять вернулся в политех.

Расскажите об области своих научных интересов. Как они развивались с течением времени?

Когда я учился в Омском политехническом институте, нашими преподавателями были бывшие специалисты-практики – главный конструктор, технолог. Они мало разбирались в научных исследованиях, но с точки зрения практической подготовки давали очень глубокие знания. К тому же на кафедре на тот момент не было специалистов по ракетной технике.

Полноценные научные интересы появились, когда я приехал в МВТУ и стал работать по направлению, которое исходило из больших государственных задач – создание одной из систем ракетных комплексов «Тополь» и «Железнодорожный». Я попал в группу, которая занималась теоретическими основами проектирования подобных спецсистем, вел договора, ездил на испытания. Тогда же получил кандидатскую степень.

Когда приехал в Омск, здесь не занимались стартовыми комплексами, а больше внимания уделяли работе со спутниками, и мне с тем багажом знаний пришлось менять направление – занялся этой темой, а именно – системой обеспечения температурного режима ракет-носителей и спутников, и всю жизнь посвятил изучению проблем теплообмена в конструкциях машин и агрегатов.

Как открыли направление «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов»?

Когда-то у нас набирали до 100 ракетчиков, которых в 90-е годы некуда стало трудоустраивать, поэтому необходимо было переориентировать их на более востребованную специальность. Законы физики одни и те же, что в ракетной технике, что в трубопроводном транспорте, к тому же требования в ракетной технике всегда были на порядок выше, и когда ребята пришли в трубопроводный транспорт с тем уровнем подготовки, им было легче осваивать эту сферу. Базовая фундаментальная инженерная подготовка спокойно позволила трансформироваться.

Имея фундаментальную инженерную подготовку, я принял решение поменять сферу интересов и создать новое направление, которое мы открыли совместно с Тюменским институтом в 1996 году, а через 3 года начали самостоятельно готовить студентов по специальности «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов».

Сейчас веду аспирантов по двум направлениям: «Авиационная и ракетно-космическая техника» и «Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ». По первому я довел до защиты уже 8 аспирантов и 2 докторов наук, по второму защитил 3 аспирантов в прошлом году.

В открытых источниках есть информация, что у Вас вышло 154 печатных научных работы и 39 изобретений. Верна ли эта информация? Какие работы и изобретения являются наиболее значимыми для Вас?

Публикаций порядка 350 и около 50 изобретений, все они в области тепломассообмена. На сегодняшний день я являюсь председателем докторского совета ОмГТУ по авиа- и ракетостроению и членом редколлегии ряда журналов, в том числе зарубежных.

Наиболее значимыми своими исследованиями считаю те, которые посвящены системе обеспечения температурного режима ракетных комплексов «Тополь» и «Железнодорожный», так как эти разработки активно используются до сих пор.

В ОмГТУ Вы на протяжении долгого времени занимаете высокие должности. Какой ценный опыт, которым хотели бы поделиться с остальными, Вы вынесли из работы?

В первую очередь нужно понимать, можешь ли ты сделать что-то для университета или нет, есть ли у тебя свое видение его будущего.

Я не сразу стал ректором – сначала был деканом, потом проректором, затем первым проректором. Вопрос, который я всегда себе задавал: «Почему в других университетах есть наука, а в ОмГТУ нет?»

В тот период, когда я был проректором, я очень много посмотрел: посетил многие ведущие российские вузы, европейские – в Милане, Берлине, Вене, Праге. Этот опыт помог мне понять, каким должен быть вуз. Поэтому когда мне предложили стать ректором, я знал, что буду делать, и вынес для себя несколько правил: убежденность руководителя должна передаваться коллективу – именно на людей необходимо опираться, нужно их понимать, ценить и развивать, особенно лицо вуза – профессорско-преподавательский состав, а стратегия развития должна быть направлена на максимальную интеграцию в промышленность.

О каких самых ярких студенческих воспоминаниях можете рассказать?

В памяти сохранился первый день в институте, когда только вывесили списки поступивших. В тот же день всех, кто имел наивысший проходной балл, ректор пригласил на личный прием, где нас поздравляли. Потом мы поехали в деревню, где помогали собирать урожай, это тоже осталось в памяти. Затем уже начались учебные будни и работа, которые разбавляли первые поездки на практику на завод.

Какие советы можете дать сегодняшним студентам?

Некоторые спрашивают, как достичь успеха и многого добиться. Я отвечу просто: необходимы фундаментальные инженерные знания и немного инициативы.

 

 

Возврат к списку