- Новости
- #лицаОмГТУ: о доценте кафедры «Машиноведение» Зиновии Соколовском
#лицаОмГТУ: о доценте кафедры «Машиноведение» Зиновии Соколовском
Доцент кафедры «Машиноведение» ОмГТУ Зиновий Соколовский работает в Омском политехе уже 57 лет. Ученый имеет большой научный авторитет, его заслуги отмечены почетными знаками «Изобретатель СССР» и «Победитель соцсоревнования», многочисленными грамотами и благодарственными письмами. Сейчас он читает для политехников курсы «Прикладная механика» и «Сопротивление материалов».
Зиновий Наумович, Вы в политехе всю свою жизнь, расскажите, с чего начинали свой путь?
Мой путь не был простым, но я всегда учился и любил учиться. В 1961 году я окончил школу с золотой медалью и поступил в Омский машиностроительный институт, тогда он назывался так. Его закончил по специальности «Автоматизация и комплексная механизация машиностроительной промышленности» тоже с отличием, но к этому времени вуз уже назывался Омский политехнический институт. И вот я до сих пор связан с политехом, который теперь носит название ОмГТУ.
Как Вы решили стать преподавателем?
Сначала трудился инженером научно-исследовательского сектора, а потом предложили работу преподавателем в институте, стало интересно. Начал трудиться ассистентом, обучался в годичной аспирантуре на кафедре прикладной механики НЭТИ, в 1972 году защитил диссертацию, потом стал старшим преподавателем и доцентом. С 1988 по 1995 год был заведующим кафедрой «Сопротивление материалов», а с 2016 года стал доцентом кафедры «Машиноведение» ОмГТУ. Вот так со студентами и занимаюсь.
Расскажите о своих научных интересах, в какой области ведете исследования?
Моя научная работа связана с областью динамики и прочности деталей машин, конструкций и аппаратуры. Результаты исследований докладывались на конференциях и семинарах, опубликованы в печати. Неоднократно оппонировал кандидатские диссертации в ОмГТУ и ОмГУПС. Также приглашался на работу по совместительству в СибАДИ, где поставил и прочитал курсы «Уравнения математической физики», «Динамика и устойчивость сооружений», «Физико-механические основы расчетов строительных конструкций», «Строительство уникальных зданий и сооружений». В рамках повышения квалификации работников промышленности подготовил и читал курс лекций по образовательной программе «Машины и аппараты оборудования химических производств».
Считаю, что нельзя замыкаться только на основной (преподавательской) деятельности, поэтому параллельно я работал по приглашению своих бывших студентов в фирмах, занимающихся практической работой – например, по расчету остаточного ресурса оборудования нефтезавода. Также был начальником отдела программирования в организации, производящей оборудование для учета нефти. Полученные в ходе такой работы знания и навыки позволили внести существенные дополнения в читаемые курсы и расширить применение вычислительной техники в процессе преподавания, а еще организовать на кафедре компьютерный класс, который успешно функционирует и сейчас.
Какие советы можете дать своим студентам?
Учиться, учиться, постоянно учиться. Это нужно делать со школы. Преподаватели могут только помочь вам, рассказать и направить, а понимать и развивать себя будете уже сами.
Какими достижениями студентов гордитесь?
Уже несколько лет я занимаюсь подготовкой команды студентов, которые участвуют в Открытой международной интернет-олимпиаде по сопротивлению материалов. Горжусь тем, что они проходят во второй тур и занимают призовые места. В 2020 году получил благодарственное письмо от оргкомитета открытых международных студенческих интернет-олимпиад за высокий уровень подготовки обучающихся. Каждый год есть ребята, которые радуют, но, конечно, хочу, чтобы умных и заинтересованных студентов было больше.
Как, наш Ваш взгляд, преподаватели могут внести вклад в развитие общества через свою работу?
Во-первых, подготовка будущих специалистов. Мы обучаем и воспитываем нынешнее поколение студентов, которые станут ключевыми фигурами политики, культуры, науки, нашего общества в целом. Образование, которое мы им даем, напрямую влияет на будущее. Во-вторых, новые знания. Многие преподаватели занимаются научно-исследовательской деятельностью, надо поощрять и стимулировать их открытия, разработки и публикации – это развитие всего общества. В-третьих, популяризация знаний – надо заниматься просветительской деятельностью. Не устану повторять, что надо учиться со школы, знания должны быть фундаментальными! И последнее – ученые и преподаватели должны участвовать в разработке государственной политики, их знания и опыт помогут найти решение важных общественных проблем.
Как любите проводить свободное время?
Это дача и спорт. Дача – это природа, люблю это дело, а без спорта в моем возрасте уже нельзя, каждый день стараюсь заниматься.
Что можете пожелать политеху?
Заинтересованных и целеустремленных студентов, а также преподавателей, ориентированных на науку.