- Новости
- #лицаОмГТУ: о доценте кафедры «Машиноведение» Николае Захаренкове
#лицаОмГТУ: о доценте кафедры «Машиноведение» Николае Захаренкове
Сегодня в рубрике #лицаОмГТУ рассказываем о доценте кафедры «Машиноведение» Николае Захаренкове, который работает в университете уже более 18 лет – занимается исследовательской и преподавательской деятельностью. В интервью он рассказал о том, как пришел в науку, стал работать в вузе и обучать не только политехников, но и китайских студентов.

Почему выбрали для поступления Омский политех?
Решение поступать в политех я принял по рекомендации товарища, который поехал со мной в качестве группы поддержки в приемную комиссию.
Какую специальность выбрали и почему?
Факультет выбирал, исходя из своих интересов, – увлекался программированием, поэтому факультет автоматизации вполне подходил. После того, как не прошел на выбранные специальности, думал, что переведусь туда позже, но когда начала формироваться группа, решил, что моя специальность мне очень даже нравится, и обучаться дальше я продолжу на приборостроении (раньше она называлась «Приборы точной механики»).
Почему решили продолжить заниматься исследовательской деятельностью?
После выпуска было четкое понимание, что буду делать на заводе в конструкторском бюро. Перспектива до конца карьеры заниматься разработкой чертежей никак не пугала, даже не было мыслей, что это скучно. Наверное, сказывался опыт работы во время обучения в архитектурной мастерской техником-архитектором, где я занимался созданием объемных моделей проектируемых зданий.
Но затем случился экономический кризис, и при трудоустройстве в отделе КБ сократили ставку, на которую я подал заявление. Однажды, пока решался вопрос с тем, куда пойти работать, мама увидела по телевизору бегущую строку, в которой говорилось о наборе в аспирантуру ОмГТУ. Встал вопрос поиска научного руководителя, и я обратился к Сорокину Владимиру Николаевичу, на занятиях которого еще во время обучения чувствовалось, что он обладает педагогическим талантом, а учебный материал, которым он делится, пронизан научным знанием. К нему я и обратился с вопросом о поступлении в аспирантуру. После недолгого собеседования и прохождения вступительных испытаний я стал аспирантом политеха. Даже не мог предположить, как поменяются мои взгляды на конструкторскую работу, которая теперь, после исследовательской деятельности, мне казалась скучной рутиной.
Как остались работать в университете и решили заниматься преподаванием?
Оба моих родителя – педагоги, они всю жизнь посвятили этой работе. В вузе среди коллег я чувствую себя как дома, мне нравится относительно свободный график, к которому я привык за время работы в архитектурной мастерской, когда нужно было совмещать выполнение проектов с занятиями.
Работа с людьми достаточно сложная, ведь нужно найти индивидуальный подход к каждому, успеть за ограниченное время контактной работы со студентами дать им возможность раскрыть свои навыки. Владимир Николаевич Сорокин познакомил меня с другим замечательным человеком – Бельковым Валентином Николаевичем, которого я также считаю своим учителем. Своими мудростью и знаниями он дал мне правильное понимание организации системы, что позволило поработать некоторое время заместителем декана по внеучебной работе.
Какой деятельностью занимаетесь в вузе?
Первоначально я пришел на кафедру «Детали машин» инженером и обслуживал лабораторное оборудование, немного позже появилась ставка ассистента. Проводил лабораторные и практические занятия по курсу «Детали машин» и основам конструирования, чуть позже – раздел дисциплины «Прикладная механика».
После защиты диссертации был избран на должность доцента. За это время произошли структурные изменения, кафедры объединились. Тогда заведующим стал Балакин Павел Дмитриевич. Хочу отметить, что за время моей работы в вузе мне встречались исключительно замечательные люди.
Расскажите подробнее об области ваших научных интересов.
На объединенной кафедре «Машиноведение» мне дали дисциплину «Теория механизмов и машин». Когда я начал вникать в ее научные основы, у меня появился интерес к исследованию вопросов параметрического синтеза механизмов. Позже, развивая это направление и убедившись, что в этой области, как говорится, «никто не топтался», пришел к постановке задачи для докторской диссертации.
На какую тему пишете докторскую диссертацию?
Точной формулировки темы еще нет, но предварительно она будет связана с разработкой методов проектирования дискретных приводов с последовательной структурой.
Для чего вы ездили в Китай?
Поездка в Китай проходила в рамках программы сотрудничества между Ляонинским институтом науки и технологий и ОмГТУ. Я поехал туда преподавать китайским студентам дисциплину «Детали машин» – английский эквивалент Mechanical Design.
Чем запомнилась поездка?
До сих пор вспоминаю подготовку к занятиям – на это уходило все время. Связано это с тем, что пригласили меня примерно за 3 месяца до поездки. Подготовить 48-ми часовой курс на английском языке, пусть и своей дисциплины, оказалось совсем не просто.
В остальное время был сон и прием пищи палочками для еды. Запомнилось и то и другое, потому что кровати в Китае по ощущениям примерно как сон на голом полу. Спасало только наличие второго матраца, толщина которого, к слову, пару сантиметров. Периодически с коллегами, иногда в сопровождении студентов, посещали кафе и разные мероприятия. Еда и разнообразна, и однообразна одновременно. Множество экзотики, но к ней на гарнир всегда или рис, или лапша. В целом могу сказать, что впечатление о поездке как о рабочей командировке, но весьма яркой и впечатляющей.
Какие можете выделить отличия преподавательской деятельности в России от преподавания китайским студентам?
В Китае, в хорошем смысле, культ старшего поколения, поэтому отношение студентов к преподавателю очень отличается от нашей страны. Учитель в Китае почитается не только студентами, но и обществом в целом.
Чем любите заниматься в свободное время?
К сожалению, свободного времени практически нет, но если появляется, занимаюсь обустройством быта. Люблю, когда все сделано хорошо, поэтому многое делаю сам.
Меня увлекает программирование, поэтому стараюсь объединять приятное с полезным – пишу программы для решения научных задач и создания методического обеспечения, например, виртуальных лабораторных работ. Конечно, хочется проводить больше времени на природе, в путешествиях и заниматься этим вместе с семьей.






