2018-2019 учебный год
19 ноября на базе дискуссионного клуба «Пища для ума» кафедры «История, философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета при поддержке Белозеровой Татьяны Игоревны была организована секция Международных Рождественских образовательных чтений Омской Епархии Русской Православной Церкви: «Великая победа: наследие и наследники». Поскольку дискуссионный клуб по своей специфике является философским, постольку и круг вопросов, посвященных теме Рождественских встреч, также имел философский характер: участникам встречи предстояло прийти к пониманию сущности войны и феномена патриотизма.
Что касается первого вопроса, относительно сущности войны, свой взгляд на него представила к. филос. наук Фельде Виктория Геннадьевна (ОмГПУ), которая долгое время занимается исследованиями в этой области. В своем выступлении она показала, что онтологическим основанием войны является архетипически присущая мышлению человека оппозиция «свой» - «чужой», в которой «свой» и «чужой» являются диалектическими противоположностями, отвечающими за развития мира, и проявляются на всех этапах развития культуры и общества. Однако, как было показано, доведение до экстримально крайних точек оппозиций «свой»-«чужой» приводит к тому, что «чужой» не мыслится конструктивно как источник развития, но мыслится как «враг», которого нужно уничтожить.
![]() |
![]() |
Выступление Фельде В. Г. побудило старшего преподавателя кафедры АСОИУ Богатова Романа Николаевича сделать важное замечание: «чужим» является не человек (в независимости от его вероисповедания), а грех этого человека, против которого и направлен гнев Божий.
В контексте первого выступления доцент кафедры ИФиСК Калач Екатерина Андреевна подчеркнула, что история показывает нам, как совершенно несправедливо, инструментом взаимоуничтожения в условиях «чуждости» больших политических группировок становится народ, втянутый в безжалостные военные события.
Организаторами было предложено прослушать стихотворение Р. Рождественского «210 шагов», посвященное советскому солдату, мужественно отдавшему жизнь за свою Родину, в исполнении студентов 2 курса (РТФ).Выступление Фельде В. Г. побудило старшего преподавателя кафедры АСОИУ Богатова Романа Николаевича сделать важное замечание: «чужим» является не человек (в независимости от его вероисповедания), а грех этого человека, против которого и направлен гнев Божий.
Ребятам удалось передать, через что пришлось пройти советскому солдату на войне. Что же движет человеком в такой экстремальной ситуации как война? Почему русские солдаты шли вперед, несмотря ни на что и жертвовали своими жизнями ради Великой победы?
В этом вопросе разбирался студент 2 курса (РТФ) Лутченко Илья Сергеевич. Он представил свой доклад «Любовь к Родине как ключевая черта характера русского народа». В докладе он рассмотрел факторы, которые влияли на формирование патриотизма в России: климатические условия, соседство с воинствующими государствами и христианство. Показав мощь русского духа через архетип богатыря, который защищал Родину от ига бескорыстно, и, показав ценности американского народа через архетип ковбоя, который действует только в своих интересах, он выявил специфику русского характера - любовь к Родине.
В заключительной части работы секции дискуссия о патриотизме перешла в форму дебатов. Студенты 2 курса (РТФ) Мамедов Шамиль Кочариевич и Цымбаленко Анастасия Константиновна представили свои тезисы по главному вопросу дебатов: патриотизм в современном мире: миф или реальность?
![]() |
Все вышесказанное позволило участникам дискуссии прийти к выводу, что молодежь любит свою Родину. Сложившаяся на дебатах дискуссия напоминала дискуссию западников и славянофилов, когда общественный деятель, философ, западник, Чаадаев П. Я. восклицал, что любит Россию вопреки всему, что находит в ней несовершенного, что жаждет в ней изменить. В то время, как славянофилы любили Россию без оговорок. Участники дискуссии пришли к важному выводу, что начинать преображение России необходимо с самих себя: развиваясь сам, человек развивает мощь свой Родины – что и служит доказательством истинной любви к ней!
![]() |
|
С начала года в рамках дискуссионного клуба были рассмотрены такие феномены бытия человека как свобода и любовь. Феномен же смерти, о котором пошла речь на очередном заседании 4 марта 2019 года – самый уникальный из всех феноменов бытия человека. Уникальность постижения смерти состоит в том, что человек не в состоянии пережить смерть, ибо, как говорил древнегреческий философ Эпикур: «пока мы живем, смерти еще нет, а когда мы умираем, смерти уже нет – умирает и сознающее смерть сознание». В чем же сущность философского осмысления феномена смерти? Возможно ли вообще преодолеть смерть? В каких формах может осуществляться это преодоление? Именно эти вопросы встали в центре философской дискуссии клуба. |
|
![]() |
![]() |
После того, как членами клуба были проанализированы ключевые философские концепции смерти, свою оригинальную точку зрения на феномен смерти, опираясь на идеи русского космизма, представил доцент кафедры «ИФиСК» Макухин Петр Геннадьевич. Он выступил с докладом «Русский космизм: «воскрешение отцов», как самый дерзновенный проект преодоления смерти». Согласно космизму, человечеству предстоит вступить в новый этап своего развития – коэволюцию, где он - человек будет мыслиться как часть мирового целого. Отец русского космизма Н. Федоров, в коэволюционном соединении микро- и макрокосмоса видел реальную возможность преодоления смерти. |
|
![]() |
![]() |
Доцент кафедры «ИФиСК» Калач Е.А. также представила собственную феноменологическую концепцию смерти, основанную на различении философских категорий бытия и ничто. В философской традиции бытие – это область присутствия многообразия явлений, основанного на различиях воспринимаемого нами чувственного мира, а ничто - дофеноменальный мир целокупного единства и самотождества до различий. Следуя этой логике, Калач Е. А. заключает, что смерть не должна пугать человека, ведь она есть условие возврата человека к целокупному дофеноменальному единству. Она теряет обличье ужасающего и разрушительного, когда ощущается как разрушение оков разъединения. Она освобождает от пожизненного заключения в публичности. |
![]() |
|
Любовь уже становилась предметом обсуждения членов дискуссионного клуба «Пища для ума» в 2017 году. Однако, учитывая специфику заявленного феноменологического подхода к человеку, существовала необходимость рассмотрения феномена любви как особого переживания человека. Заседание дискуссионного клуба «Пища для ума» 14 декабря 2018 года было посвящено осмыслению феномена любви с точки зрения феноменологического описания. |
|
|
|
Дальнейший ход дискуссии осуществлялся исходя из двух противоположных позиций на феномен любви: феноменологическая и аналитическая. Первую из них представлял аспирант кафедры ФиСК Кочнев Роман, а вторую – доктор философских наук профессор кафедры ФиСК Нехаев А. В. |
|
![]() |
![]() |
Их работы по заявленной проблематике были представлены в последних выпусках журнала «Омский научный вестник» и были заранее предложены к прочтению членам дискуссионного клуба: «Любить людей, даже если они не любят твой комфорт взамен» и «Патанатомия любви, или чем может быть полезно знание о том, что «знаешь, что влюблен»»? Авторы имели возможность высказать свои позиции и выслушать критические замечания участников дискуссии. |
![]() ![]() |
|||
ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯСекция «Диалектика свободы и ответственности в условиях культурной глобализации» |
|||
19 ноября 2018 года на базе Дискуссионного клуба «Пища для ума» кафедры «Философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета при поддержке Белозеровой Татьяны Игоревны и отца Романа Богатова была организована секция Омских областных Рождественских образовательных чтений Омской Епархии Русской Православной Церкви: «Молодёжь: свобода и ответственность». Работа секции имела ярко выраженный философский характер. Студенты проанализировали разнообразие подходов к пониманию сущности свободы и пытались выявить ее диалектическую связь с ответственностью. Автор: Е.А. Цветухина
|