Учебная деятельность

Подготовка психологов со специализацией «Организационная психология» является важной не только для технического университета, готовящего специалистов и руководителей для промышленных предприятий, но и для региона, так как в Омске и в городах Сибири и Урала другие вузы готовят специалистов по педагогической и социальной психологии.

Поскольку ОмГТУ ведет подготовку инженеров различного профиля, то для кафедры со специализацией «психология труда», и «инженерная психология» есть благоприятная база для научных и прикладных исследований и целенаправленного построения программы обучения психологов для организаций и предприятий.

При подготовке специалистов-психологов используются нетрадиционные для вуза формы обучения. Например, при изучении профессионального материала привлекаются ведущие специалисты предприятий и организаций. Ряд практических занятий осуществляется в Областной клинической психиатрической больнице, Областном центре профориентации, службах телефонов доверия, центрах социально-психологической помощи).

На лабораторно-практических занятиях преподаватели используют учебные видеопрограммы, более сорока учебных фильмов и комплекс оборудования для просмотра видео с различных носителей на большом экране. Видеозапись действий учащихся и последующий анализ повышает эффективность обучения на курсах «Психология общения», «Психология переговоров», «Общепсихологический практикум», «Консультативная психология», «Конфликтология».

Учебно-лабораторная база образовательной программы включает функционирующие лаборатории: профессиональной психодиагностики, комната психологической разгрузки и консультирования, кабинет для тренинга.

В 2005 году закуплен специальный диагностический психофизиологический комплекс «Энцефалан», который позволяет вести глубинную психодиагностику так же, как это делают в современных диагностических центрах. Это выводит обучение студентов по специальности 030301 «Психология» на современный уровень и делает выпускников особенно ценными при решении задач практической диагностики.

В образовательном процессе активно используются новые информационные технологии и вычислительная техника, например, знания по некоторым предметам оценивают экзаменационными тестами в системе дистанционного обучения «Прометей». В лабораторных работах по «Общей психологии» используются специально разработанные на кафедре компьютерные программы. В учебных дисциплинах «Общая психология», «Анатомия и физиология нервной системы» разделы «Анатомия человека» и «Физиология ВНД» изучают с помощью электронных атласов; в дисциплине «Психология управления» мы применяем электронный учебник «Управление персоналом». На сервере компьютерного класса кафедры хранится более 2000 текстов учебной и научной литературы по специальности. Есть бесплатный для студентов выход в Интернет.

Кафедра принципиально формулирует тематику дипломных работ с учетом специализации профессиональной подготовки. Как правило, темы курсовых и дипломных работ отражают реальную проблематику и запросы специалистов и руководителей предприятий – баз практики. Мы считаем, что именно практическая подготовка формирует профессиональные качества выпускника.

Студенты-психологи проходят четыре вида практик: учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая и научно-исследовательская. Для всех видов практик разработаны положения, программы и комплексы заданий.

Чтобы показать студентам особенности и содержание реальной профессиональной деятельности специалиста-психолога, мы направляем их для прохождения практики в те учреждения и организации, где есть психологические службы.

Методически обеспечена самостоятельная подготовка студентов. К каждому учебному курсу преподавателями кафедры разработаны руководства, где указаны последовательность, объем и характер заданий, основания их оценки, библиография. За период с 2002 по 2008 год подготовлены и изданы 52 методические работы различного характера (учебные пособия, конспекты лекций, методические указания, электронные учебники «Педагогика и психология» и «Психология профессий»).

Планы на будущее:

  •  Увеличение объема психофизиологических исследований с использованием электроэнцефалографа–анализатора ЭЭГА-21/26 "ЭНЦЕФАЛАН-131-03".

  • Расширение взаимодействия с предприятиями города по практической подготовке студентов в условиях реальной деятельности.

  • Организация дополнительного профессионального образования, включая курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки психологов.

  • Проведение научных конференций и издание научных сборников по тематике кафедры.

  • Расширение практических исследований и выполнение хоздоговорных работ с предприятиями и организациями.

  • Обновление и модернизация техники в компьютерных классах.

  • Открытие аспирантуры по специальности «Психология».