Доступная среда

Условия, информационное и техническое обеспечение и организация обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ

Федеральным законом от 01.12.2014 года №419 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено соблюдение с 01.01.2016 года условий доступности для инвалидов объектов образования, оказания им помощи в преодолении барьеров, мешающих получению образовательных услуг наравне с другими.

В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», оказывающего образовательные услуги и сформировавшейся потребностью эффективной реализации инклюзивного образования.

Существующие учебные корпуса и общежития ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» построены до принятия Конвенции и в основном не имеют универсальной безбарьерной среды , что не удовлетворяет потребностям инвалидов и затрудняет возможности совместного обучения инвалидов и обычных студентов.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 февраля 2016 г. №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» в ОмГТУ разработаны «Паспорта доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» для всех учебно-лабораторных корпусов и одного общежития , разработан и утвержден «План действий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (дорожная карта) на период 2016 – 2030 гг. Согласно дорожной карте к 2020 году будет в основном создана универсальная безбарьерная среда для инвалидов, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

С 2015 года начато проведение мероприятий по формированию на территории ОмГТУ условий, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья.

Установлены пандусы, поручни, знаки, приобретены средства перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам, в четырех корпусах проведена адаптация санитарно-гигиенических помещений:

  • · количество установленных пандусов – 10 шт.;
  • · количество установленных подъемников – 4 шт.;
  • · количество установленных поручней – 10 шт.;
  • · количество туалетных помещений – 4 шт.;
  • · количество расширенных дверных проемов – 6 шт.;
  • · количество лифтов – 6 шт.;
  • · передвижной лифт для бассейна – 1 шт.;
  • · автономно-мобильное подъемно-транспортное средство перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам – 2 шт.

Все здания оснащены звуковой противопожарной сигнализацией. На все учебные корпуса размещены таблички с информацией о наименовании вуза, корпуса, а также график работы, выполненные шрифтом азбуки Брайля.

В 2016 году ОмГТУ заключил договор № 77-СД16 от 28.10.2016 с Омским региональным объединением общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих» о предоставлении услуги по сурдопереводу.

В ОмГТУ ведется повышение квалификации педагогических работников по программе «Организация и обеспечение образовательного процесса в вузе при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72 часов, приказ от 19.10.2017 №4017/3.

Электронная информационно-образовательная среда университета обеспечивает возможность синхронного и асинхронного взаимодействия между каждым обучающимся и преподавателем посредством сети «Интернет».

На официальном сайте университета: https://www.omgtu.ru/ предусмотрена версия для слабовидящих: https://omgtu.ru/#

Создан отдел библиотеки, оснащенный специальным компьютерным оборудованием для работы инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов по слуху и по зрению, в должностных инструкциях сотрудников библиотеки прописан функционал проведения консультаций по всем организационным вопросам, проведена адаптация дверных проемов, проведены инструктажи с действующими работниками ОмГТУ из числа ППС, АУП, АХЧ.

Для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ предусмотрена аудитория Г–121а, которая оборудована пятью рабочими местами:

Рабочее место №1 (для учащихся с пониженной функцией зрения)

    Компьютер в составе:
  • 1. Системный блок
  • 2. Монитор SVGA
  • 3. Клавиатура, мышь, аудиоколонки
  • 4. Дисплей Брайля
  • 5. Принтер Брайля (с доступом по локальной сети)
  • 6. ОС Windows 8
  • 7. Прикладная специализированная программа Super Nova

Примечания

1. Программа Super Nova имеет функцию экранного увеличения, поддержку речевого выхода, а также ввод/вывод текста посредством шрифта Брайля. Речевая поддержка заключается в четком проговаривании содержимого электронных документов, приложений и интернет-страниц. Можно регулировать громкость звучания, скорость чтения, воспринимать экран через подключённый дисплей Брайля.

2. Дисплей Брайля выводит текстовую информацию и сообщения системы о действиях пользователя. Он снабжен специальными кнопками, которые могут заменять кнопки стандартной компьютерной мыши для активации соответствующего пункта меню. На панели присутствуют дополнительные элементы управления и навигации: прокрутка строк, абзацев, страниц и т.д.

3. Принтер Брайля предназначен для печати рельефного текста, текстов шрифтом Брайля и рельефных изображений.

Рабочее место №2 (для учащихся с пониженной функцией зрения)

    Компьютер в составе:
  • 1. Моноблок
  • 2. Клавиатура, мышь
  • 3. ОС Windows 7 с функциями «экранная лупа» (увеличение фрагментов изображения на экране) и «экранный диктор» (озвучивание содержимого электронных документов, приложений и интернет-страниц)
  • 4. Принтер Брайля (локальный)

Примечание

1. Принтер Брайля предназначен для печати текстов шрифтом Брайля, рельефного текста и рельефных изображений.

Рабочее место №3 (для учащихся с пониженной функцией зрения)

    Компьютер в составе:
  • 1. Моноблок
  • 2. Клавиатура, мышь
  • 3. ОС Windows 7 с функциями «экранная лупа» (увеличение фрагментов изображения на экране) и «экранный диктор» (озвучивание содержимого электронных документов, приложений и интернет-страниц)
  • 4. Принтер Брайля (с доступом по локальной сети)

Примечание

1. Принтер Брайля предназначен для печати рельефного текста, текстов шрифтом Брайля и рельефных изображений.

Рабочее место №4 (для учащихся с пониженной функцией слуха)

    Компьютер в составе:
  • 1. Системный блок
  • 2. Монитор SVGA
  • 3. Клавиатура, мышь, аудиоколонки
  • 4. ОС Windows 8
  • 5. Индукционная система «Исток» А2
  • 6. Беспроводные наушники с костной проводимостью AfterShokz Sportz M3, микрофон

Примечания

1. «Исток» А2 – портативная информационная индукционная система для слабослышащих для беспроводной передачи аудио-сигнала в слуховой аппарат.

2. Беспроводные наушники с костной проводимостью AfterShokz Sportz M3 вместо прямой передачи воздушного акустического давления на органы слуха прикладывают пропорциональные частоте и амплитуде звука вибрации к височной кости.

Рабочее место №5 (для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата)

    Компьютер в составе: 1. Системный блок
  • 2. Монитор SVGA
  • 3. Клавиатура, мышь, аудиоколонки
  • 4. ОС Windows 7
  • 5. SmartNav 4 NaturalPoint с видеокамерой и маркером перемещения
  • 6. Выносные кнопки синего и красного цвета для эмуляции кнопок мыши

Примечание

1. SmartNav 4 NaturalPoint – беспроводное оптическое следящее сенсорное устройство для людей, которые не могут работать с помощью рук. Устройство использует движения маркера, закрепленного на голове, для управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных технологий (см. Таблицу 2 раздела "Образование")

Информация о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов питания и охраны здоровья обучающихся, объектов спорта, электронных образовательных ресурсов, доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.( см. раздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса")

Информация о наличии общежитий, количестве жилых помещений в общежитии для иногородних обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ (см. таблицу "О наличии общежитий..." в разделе "Стипендии и иные виды материальной поддержки")

Список образовательных организаций СПО и ВПО, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации