Версия для печати

Кибермошенничество

ОмГТУ предупреждает о продолжающихся атаках мошенников с помощью сети Интернет и мобильной связи. Злоумышленники придумывают новые схемы преступлений, поэтому необходимо не терять бдительность, быть предельно острожными и следовать базовым правилам безопасности.

Ознакомьтесь с самыми распространенными схемами мошенничества и вариантами решения сложившихся ситуаций.

Поручение от руководителя

Вам через мессенджер поступило сообщение от руководителя университета (вероятно, с фейкового номера/аккаунта), в котором говорится о необходимости выполнить какое-либо поручение, в том числе финансового характера.

  • Любые поручения руководителем даются лично либо через корпоративные средства связи.

  • Не отвечайте на сообщение и заблокируйте пользователя.

  • Сообщите об этой ситуации заместителю начальника управления комплексной безопасности ОмГТУ Сосковцу Альберту Владимировичу по номеру +7 (3812) 95-79-11.

Требование денег за преступление/лечение

Вам звонят с незнакомого номера, представляясь родственником или знакомым и взволнованным голосом говоря о каком-либо происшествии. К разговору может подключиться сотрудник полиции, который якобы готов помочь в решении проблемы и может передать необходимую сумму вашему близкому человеку.

  • Сохраняйте спокойствие и не впадайте в панику.

  • Задайте звонящему вопросы, которые помогут отличить близкого человека от мошенника.

  • Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он отделения полиции. После звонка следует набрать «102», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда. Аналогична ситуация с больницей («103») и другим учреждением.

  • Перезвоните близкому, о котором идет речь. Если его телефон выключен, свяжитесь с его коллегами, друзьями, родственниками для уточнения информации.

  • Не перезванивайте на номера, с которых вам звонили.

Просьба дать в долг/перезвонить на указанный номер

Вы получили на мобильный телефон текстовое или голосовое сообщение, по SMS или в мессенджерах, с просьбой одолжить денег. Нередко к вам обращаются по имени.

  • Не спешите выполнять просьбу.

  • Не перезванивайте на номер, с которого к вам обратились. Когда вы перезваниваете, вас долго держат на линии, в этот момент могут списываться средства с вашего банковского счета.

  • Свяжитесь с человеком, которым представляется мошенник, по актуальным контактным данным.

Получение файла/ссылки с вирусом

Вы получили сообщение с информацией о том, что ваши фото/данные размещены на каком-либо сайте, а для уточнения информации об этом необходимо перейти по ссылке. При переходе на нее на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств. Аналогична ситуация, когда вам приходит сообщение с подозрительным файлом, посмотреть который можно, скачав его на телефон.

  • Не реагируйте на это сообщение. Не переходите по ссылке/не открывайте файл.

  • Не перезванивайте на номер мошенника, от которого получено сообщение. Высок риск списания денежных средств со счета.

Подтверждение персональных данных

На ваш телефон поступил звонок от специалиста банка с требованием срочно подтвердить свои персональные данные/перевести деньги на другой счет/сообщить информацию для Госуслуг, уверяя, что на вас оформлен кредит или денежные средства со счета пытаются украсть злоумышленники.

  • Не совершайте необдуманных действий, не называйте никакие коды, которые могут прийти вам в SMS-сообщении.

  • Прекратите разговор.

  • Зайдите в банковское приложение и проверьте, нет ли каких-то новых счетов/подозрительных денежных средств. При наличии обратитесь в банк лично или по официальному номеру телефона.

Выигрыш в розыгрыше/лотерее

Мошенники часто используют для прикрытия своей деятельности рекламные акции, лотереи и розыгрыши, особенно те, которые проводятся с участием радиостанций. Они сообщают вам о выигрыше и просят сообщить код карты/перезвонить по указанному номеру для его получения/заплатить госпошлину. На вас могут оказывать давление, уверяя, что вы потеряете приз в случае невозможности совершения указанных действий в определенное время.

Мошенники могут попросить вас набрать определенную комбинацию цифр и символов якобы для проверки поступления госпошлины на счет и получения «кода регистрации».

  • Не сообщайте третьим лицам свои персональные данные, реквизиты банковских карт, пароли и подобное.

  • Не набирайте код. Благодаря вводимой комбинации цифр и символом злоумышленники могут получить доступ к вашим средствам.

  • Прекратите разговор и не перезванивайте на номер мошенника.

Новые услуги от вашего оператора мобильной связи, интернет-провайдера и т.д.

Вам поступает звонок или сообщение от сотрудника службы технической поддержки с информацией об изменении тарифного плана, предложении подключить новую услугу, перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя или для защиты от мошенников. Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и прочее.

  • Прекратите разговор и не перезванивайте на номер мошенника.

  • Обратитесь по официальному номеру своего мобильного оператора/интернет-провайдера или задайте вопрос в официальном приложении организации о достоверности предлагаемой услуги. Оператор может проверить, принадлежит ли номер, с которого с вами связывались, сотруднику этой организации или же это мошенник.

Ошибочный перевод средств

Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и вам сообщают, что на счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер.

  • Не переводите средства.

  • Чтобы во второй раз списать сумму с вашего счета, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер.

  • Если вас просят перевести якобы ошибочно переведенную сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего, свидетельствует о том, что с вами общается мошенник.

Блокировка банковской карты

Вам приходит сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда вы звоните по указанному телефону, вам сообщают, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации.

  • Не сообщайте данные своих карт. Ни одна организация не вправе требовать ваш ПИН-код.

  • Чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.

Призыв к противоправным действиям

С вами связываются по телефону или в мессенджере, представляясь сотрудниками полиции, спецслужб, банков, уверяя, что ваши денежные средства на счете под угрозой либо уже украдены. Вас убеждают, что для их возврата необходимо выполнить какое-либо задание, например, поджог.

  • Не выполняйте указания, полученные по телефону, и не поддавайтесь психологическому давлению.

  • При попытках склонить вас к противоправным действиям, прекратите диалог.

  • Проверьте ваш счет в банковском приложении. Для уточнения информации о подозрительных списаниях или начислениях обратитесь по официальным телефонным номерам в банк.

Если вы или ваши близкие столкнулись с подобными предложениями, помечайте их как спам. Как только вы получили сообщение от потенциального мошенника, обратитесь за помощью к полиции по телефону 102.