8 ответов Валерия Фалькова о будущем высшего образования в России
21 апреля состоялась онлайн-встреча министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и директора института общественных стратегий СКОЛКОВО Андрея Волкова.
Организатор: SKOLKOVO - Moscow School of Management
Запись трансляции доступна по ссылке https://youtu.be/VQauzw4zHbE.
Предлагаем вашему вниманию краткие тезисы встречи.
Какой будет система ВО и науки через 5-10 лет?
С одной стороны, нас ждут большие изменения даже без коронавируса. С другой, учитывая консервативность университетов, думаю, мало что изменится – так и остается взаимодействие преподавателя, студента и самого университета. Самое очевидное изменение: для преподавателя необходимо обладание цифровыми компетенциями. От этого зависит качество преподавания. Студенты лучше готовы к существования в цифровом мире. Их запросы предполагают другой уровень ВО. Сервисы, которые предоставляет университет, это и есть для студента сам университет. Мы будем потом вспоминать пандемию короновируса как отправную точку для нового формата образования.
Система ВО выдержала переход в дистант?
Многие не верили в то, что вузы смогут перейти в дистант. Но жизнь заставила. Мы одномоментно оказались без права выбора. И, в целом, вузовская система справилась с этим вызовом.
Программа 5-100 и программа опорных вузов заканчивают свое действие. Что дальше?
Сейчас в стадии подготовки новая программа, которая будет учитывать результаты и достижения этих двух. Уже есть нормативное подтверждение, в том числе в национальных проектах. Суть в том, что не менее 30 российских вузов будут участвовать в программе повышения конкурентоспособности. Условно можно назвать ее российской программой академического превосходства.
Какие требования будут предъявляться к ректору и вузу в новых условиях?
Один в поле не воин, в вузе должна быть организована командная работа с целеполаганием, т.е. умение работать командой «вдлинную». То есть повестка должна уходить «за горизонт». И вот это умение действовать в условиях неопределенности и брать на себя ответственность, принимать взвешенные решения, держать уровень образования – важное качество, сформировавшееся в этих вузовских командах.
За рубежом уже поговаривают о начале занятия с января 2021 года. Как будет в России?
Есть основания для сдержанного оптимизма, что мы начнем очное обучение с 1 сентября этого года, как и планировалось в базовом варианте. Степень готовности вузов к другим вариантам повышается с каждым днем.
Что будет с ЕГЭ?
Это не единственный канал для перехода из школы в вуз. Есть систем олимпиад школьников – всероссийская ежегодная, а также целая россыпь вузовских олимпиад для школьников. Эти системы уже активно используются.
Планируется ли продолжать политику консолидации университетов, создания крупных устойчивых вузовских структур?
Надо находить такие форматы интеграции, которые позволят быть эффективными. Просто сложить 1+1 не получится. Должен быть синергетический эффект.
Может ли бизнес войти в управление университетом? Или помочь в этом?
Я – сторонник того, чтобы бизнес принимал участие в работе вузов. Существует модель наблюдательных советов, в которые могут входить представители бизнеса, это усиливает и ректора и университет. Сегодня бизнес для университетов – это отдельный мир, который надо познавать. Это навыки, которыми надо овладевать. Университетам важно пересобрать себя и ответить на непростой вопрос: «А какой вклад делает вуз и планирует делать в экономическое развитие страны и региона?». И, исходя из этого, планировать свое будущее.
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ