Научная деятельность

Основные научные направления кафедры:

  • создание механических систем (механизмов) с адаптивными свойствами;

  • исследование механических передач;

  • разработка автономной бортовой системы спуска отделяющейся части ступени ракетно-космического назначения;

  • исследование проблем статической и динамической прочности машин, механизмов и их составных частей;

  • разработка методов синтеза дискретных приводов.

Результаты научной работы регулярно публикуются сотрудниками кафедры  в центральной печати, в том числе  в журналах ВАК и в соавторстве со студентами. Сотрудники кафедры активно участвуют в конференциях, организуемых другими научными организациями региона, Российской Федерации, странами ближнего зарубежья. Ежегодно в рамках «Студенческой недели науки»  на базе кафедры проходит студенческая научно-техническая конференция.

Кафедра открыта для сотрудничества по выполнению хоздоговорных НИР по обозначенным направлениям, по оказанию консультативных услуг и повышению квалификации инженерно-технических работников промышленных предприятий, аспирантов и преподавателей ВУЗов.

Умная механика

Способна ли чисто механическая система совершать полезную эволюцию собственных характеристик? Способна ли чисто механическая система к ослаблению вредного влияния неустранимых первичных, силовых, температурных , эксплуатационных ошибок?

На эти вопросы есть утвердительный ответ если механическая система изначально создана на реализации принципа конструирования, основанного на сознательном наделении объекта проектирования свойством адаптации. Совокупность технических решений систем с таким свойством и составляет семейство объектов умной механики.

На кафедре «Машиноведение» ОмГТУ создана научная база проектирования объектов умной механики. Доказано и реализовано научное положение о том, что свойство адаптации систем достижимо исключительно механическими элементами, на использовании только законов механики, при этом звенья и связи системы должны иметь дополнительное к основному движение звеньев. Это может быть малое движение самоустановки и деформации звеньев, или специально вводимых в конструкцию функциональных компенсаторов, выполняющих как основную функцию звеньев и связей, так и компенсирующих объективно возникающие неопределенности.

Дополнительное движение звеньев может быть и значительным, и управляемым специальной встроенной цепью управления.

Цепь управления состоит из механических элементов, получает сигнал на управление и энергетику эволюции от основного трансформируемого системой силового потока, а именно, от его переменной составляющей. Цепь управления, приводя в дополнительное движение звенья основной цепи, способна обеспечить энергетическое совершенство функционирования системы, например, управляя величиной нормальных сил во фрикционных связях, а также способна автоматически изменять кинематические размеры основных звеньев, следовательно, изменять передаточную функцию скорости механической передачи и, в итоге, гармонизировать компоненты мощности трансформируемого силового потока. Например, при возрастании полезной нагрузки, автоматически увеличивается передаточное   отношение механической передачи, а энергетическая установка (двигатель) продолжает работать в стационарном, энергетически выгодном режиме.

Семейство механических передач с подобными свойствами является принципиально новым и конкурентным гидромеханическим трансмиссиям, оно перспективно для реализации в энергетических, технологических, транспортных машинах без ограничений.

На кафедре «Машиноведение» ОмГТУ разработаны на уровне патентов десятки схемных и модельных вариантов автовариаторов и механизмов с адаптивными свойствами. Для промышленного освоения новой технологии необходимо участие производящих структур реального сектора экономики.