75 лет Победы

Студенты Машиностроительного института совместно с Первичной Профсоюзной организацией ОМГТУ подготовили видеоролик о вкладе ОмГТУ в работу фронта



В годы войны в Омскую область, чьи границы простирались тогда от степей Казахстана до Ледовитого океана, из европейской части страны было эвакуировано более ста промышленных предприятий. Большинство из них обосновалось в Омске.


Запорожцы на Иртыше

В начале августа 1941-го рабочие запорожского завода авиационного моторостроения № 29 им. Баранова вместе с семьями и нехитрым скарбом стали грузиться в уходящие на восток эшелоны. Страна эвакуировала военные предприятия в глубокий тыл, чтобы оттуда они поставляли свою продукцию на фронт для борьбы с врагом…

В 1936 году на юго-восточной окраине Омска началось строительство авиаремонтного завода, на котором впоследствии решили запустить производство двигателей. Первая его очередь должна была войти в строй в конце 1941-го. Но грянула война.

По постановлению Государственного комитета обороны 12 августа 1941 года нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин издал приказ об эвакуации в Омск моторостроительного завода из Запорожья.

Место передислокации было выбрано не случайно – в Омск с июля перевозились люди и оборудование московских предприятий для организации авиационного завода № 166, будущего ПО «Полет». Поблизости от него решено было разместить и запорожский моторостроительный. На площадке вдоль 10-й Линии (сейчас это ул. Б. Хмельницкого) и за ней до войны было возведено пять корпусов завода двигателей, в строительных лесах стоял шестой. В них и начали ставить оборудование запорожцев.

«Наибольшую сложность вызывала предстоящая транспортировка оборудования от железнодорожной станции на другом берегу Иртыша до площадки. Ветки нет, автопарк невелик. А принять надо 60 с лишним эшелонов с грузом. Оставалось единственное – срочно проложить шесть километров железнодорожного полотна. Был организован общегородской воскресник. Помогали все предприятия, тысячи омичей, деревообрабатывающий завод поставил шпалы. Ветку провели за один день, и ночью оборудование начали отправлять в будущие цеха». (Из воспоминаний начальника цеха Георгия Колотиленко)

«Для сборщиков и испытателей был отведен пустырь. Соорудили шалаш из брезента и начали разбирать собранные в Запорожье узлы. Освещения не было, поэтому работали только днем. В помощь единственной котельной пригнали 10 локомотивов, которые подавали пар в цеха». (Из воспоминаний Николая Куплайса, проработавшего на заводе с 1933 по 1994 год)

К 5 сентября в Омск прибыло 1056 вагонов более чем с двумя тысячами металлорежущих и кузнечно-прессовочных станков, доставлено более 2,5 тысячи единиц нестандартного оборудования, более шести тысяч единиц оснастки. С Украины приехали 18,5 тысячи человек, в том числе 8800 рабочих. Переезд на новое место с непривычными условиями жизни дался запорожцам нелегко.

«Нас посадили в товарный вагон с оборудованием. У него не было крыши, вместо нее рабочие приспособили листы толя. Кроме станков, в вагоне находилось несколько семей заводчан. Ехали под вой сирен и гул самолетов, где-то далеко разрывались бомбы. Состав часто останавливался на полустанках и в степи, и никто не знал, как долго будет длиться стоянка.

Дорога заняла более трех недель. По прибытии в Омск моросил дождь, было холодно. Нас завели в недостроенный дом без окон и дали адрес квартиры, где мы должны были поселиться. Там нас встретила женщина средних лет. Отнеслась она к нам с пониманием и пригласила в большую комнату, где на кровати лежала ее парализованная сестра, имевшая двоих детей пяти и семи лет, муж хозяйки был на фронте. Для нас большим шкафом отгородили угол комнаты, поставили там топчан и раскладушку. Мы получили продуктовые карточки, по которым в день выдавали по 400 г хлеба – черного мякиша с полынью, и время от времени что-то из других продуктов.

За городом, километрах в 7–10 от завода, заложили поселок Восточный, где для прибывших начали строить бараки. В одном из них нам с отцом выделили комнату. В одном ее углу со стен стекала вода, в другом еле теплилась печка, на которой мы пекли лепешки из мерзлой картошки с отрубями. По вечерам горел фитилек, смоченный в карбиде. Воду доставали ржавым ведром из проруби». (Из воспоминаний Лии Рахелькиной)

Через мороз и подземные воды

Директором завода № 29 с 1940 года был Михаил Лукин. В 35 лет ему выпало и руководить эвакуацией, и организовывать обустройство людей на новом месте, и разворачивать производство двигателей для боевых самолетов, которые так нужны были фронту. Во многом благодаря усилиям и грамотным действиям Лукина переезд и создание производства в Омске прошло быстро и с минимальными поте­рями.

В ночь с 6 на 7 ноября был успешно испытан первый собранный на омской земле авиационный двигатель М-88Б. В Омске к этому времени уже стояли суровые морозы. У многих новоиспеченных сибиряков не оказалось с собой даже теплой одежды, и в таких условиях необходимо было не только устанавливать и отлаживать привезенное с собой оборудование, но и прокладывать коммуникации к цехам. Это осложнялось высоким уровнем подземных вод. Каждый метр траншей давался с огромным трудом, беспрерывно приходилось откачивать воду, а с наступлением морозов – долбить лед и смерзшийся грунт. Бывало, люди по 70–80 часов не покидали рабочих мест. Замерзала вода в трубах, мокрые пальцы прилипали к металлу, который обжигал и оставлял на руках багровые рубцы. Ветер пронизывал до костей. Но люди не сдавались.

Сложности возникали на каждом этапе. Было непонятно, как и где делать алюминиевые и бронзовые заготовки для деталей. Выход нашли: вырыли яму, соорудили в ней четыре коксовых горна и стали плавить бронзу. Потом стали заканчиваться запасы формовочных и стержневых материалов – глина, песок, крепители, которые были привезены из Запорожья. Пришлось искать все это в окрестностях города. Не хватало бензина для испытаний моторов – стали использовать газогенераторный газ.

Серьезнейшей проблемой было обеспечение кадрами. К работе на заводе были мобилизованы учащиеся 8–10-х классов средних школ, ремесленных училищ и ФЗО. Кроме этого, привлекались домохозяйки, сельские жители, пенсионеры, демобилизованные инвалиды войны, спецпереселенцы и заключенные.

Всех их надо было научить работать на оборудовании, помочь освоить сложные специальности. Требовалось найти такие технологии, которые позволили бы максимально разукрупнить и упростить те или иные операции. Это помогло рабочим средней и низкой квалификации в короткий срок освоить производство сложных изделий авиационной техники.

Самолёты пошли на Берлин

Приступив к выпуску изделий в начале ноября, уже к концу месяца барановцы выдали 9,3% всего возможного при полной загрузке завода объема продукции, в декабре – 27,6%, а в январе 1942 года предприятие вышло на полную мощность.

Поначалу завод выпускал моторы М-88Б, которые освоили еще в Запорожье в конце 1939 года. Они устанавливались на дальних бомбардировщиках Ил-4, известных тем, что первыми, еще в начале войны, стали долетать до Берлина, сбрасывая бомбы на столицу фашистской Германии. С тонной бомб Ил-4 мог пролететь на своих двух моторах 3800 км. Кроме того, эти самолеты широко использовались как торпедоносцы, нанося серьезный урон немецкому флоту.

С первых же дней под руководством конструктора Евгения Урмина заводчане приступили к подготовке серийного производства более мощных М-89. Уже в ноябре начался их выпуск. Если М-88 имел мощность 1100 л.с., то новый мотор выжимал 1300, а в улучшенном варианте – до 1550 л.с.

Начали осваивать и М-90, разработанный тем же Урминым. Этот двигатель имел хорошие заявочные характеристики мощности (до 1750 л.с.) и удельного веса, но его еще предстояло отработать и довести до кондиции. На омском заводе только начали стендовые испытания, как пришел приказ с декабря приступить к освоению производства более экономичных и надежных двигателей – АШ-82 ФН.

Эти двигатели предназначались для бомбардировщиков Ту-2, которые выпускались буквально под боком моторостроителей – на авиазаводе № 166, устанавливались на истребителях Лавочкина. Их мощность достигала 1850 л.с., а улучшенные системы охлаждения и смазки позволяли непрерывно работать на взлетном режиме.

За годы войны в Омске было изготовлено 17 726 поршневых двигателей М-88 и АШ-82 ФН. В разные периоды на заводе работали крупные советские ученые и конструкторы авиационного моторостроения Владимир Климов, создатель М-88 Сергей Туманский, Евгений Урмин. Начальником серийного конструкторского бюро завода, а затем заместителем главного конструктора был Александр Ивченко, запускавший в производство АШ-82 ФН.

Мины тыла

В ночь с 3 на 4 августа 41-го в Омск прибыл первый эшелон с оборудованием Ленинградского завода им. Козицкого, имевшего к тому времени почти столетнюю историю. Основанный в 1853 году как отделение берлинской фирмы «Сименс и Гальске», он с 1903 года под руководством русского изобретателя радио Александра Попова изготавливал аппараты для телеграфов и радиосвязи, предназначенные в первую очередь для армии и флота.

С началом войны с Финляндией завод получил задание наладить серийное производство миноискателей и после вступления СССР в войну с фашистской Германией одним из первых был эвакуирован на восток. Из 18 эшелонов с оборудованием до Омска дошли только семь – один был разбомблен в дороге, остальные не успели подготовить к отправке.

С прибытием первых станков и рабочих во главе с заместителем директора завода А.Н. Салонниковым началось обустройство на новом месте, и уже 9 сентября завод приступил к выпуску продукции для фронта. Всего из Ленинграда приехали 847 квалифицированных работников и 746 единиц оборудования.

Первую партию прибывших погрузили на полуторку и отвезли в строившееся здание педагогического института на ул. Гусарова. Электричество еще не было подключено, при свечах подобрали несколько помещений с наиболее чистым полом, и заводчане с семьями провели там первую ночь в Омске.

«Утром бросились все в магазин, там, как сейчас помню, была очень вкусная брынза. А после мужчины отправились разгружать оборудование, которое требовалось снять с платформ и перевезти на выделенную для завода территорию, рассредоточенную по всему городу». (Из воспоминаний инженера А.Г. Григорьева)

Слесарный участок разместили в кинотеатре «Луч», который находился на улице Герцена перед нынешним ТЦ «Флагман», инструментальный, энергетический, штамповочный, механический – в складах «Сельхозснаба» на Тарской, сборочно-узловой, кварцевый и малярный – в недострое пединститута, деревообделочный – на Краснофлотской, литейный и кузницу – на 5-й Северной, заводоуправление и технические отделы – в общежитии института.

«Техники для установки тяжелых станков не было, поэтому приходилось поднимать их кольями, под «дубинушку». Третий и четвертый этажи без пола и лестниц, подвал затоплен водой, но рассуждать и жаловаться времени не было, надо было начинать работать. Значительная, в основном лучшая часть станков осталась в Ленинграде, где не собирались останавливать выпуск продукции для фронта, поэтому в Омске приходилось искать оснащение на других предприятиях, изготавливать самим. Как-то я, проходя по ул. Гусарова, увидел во дворе большой железный бак. Такой как раз был нужен для конденсата в котельную. Позвал товарищей, и мы увезли бак на завод. А потом с проклятиями прибегает его хозяйка. Оказывается, в этом баке жила ее коза, и теперь она осталась без крова». (Из воспоминаний инженера-теплотехника С.А. Стукалова)

Из Ленинграда в Омск отправилось лишь 16% кадрового состава, и потребовалось срочно подбирать рабочих и специалистов. На завод призвали всех часовщиков города, которых в силу возраста не брали на фронт. С области созвали юношей допризывного возраста, женщин и девушек. Ленинградцы обучали молодежь, старались помимо основных навыков привить людям любовь к профессии, к заводу.

«Когда я пришла сюда, завода еще не было, только здание да упакованное оборудование. Мы, подростки, в холоде протирали станки от смазки, устанавливали их. Сутками работали, иной раз тут же засыпали, голодные и уставшие. Многих девчат едва было видно из-за станков, им специальные подставки делали. Закончив 12-часовую дневную смену, ночью шли разгружать картофель, вагоны с капустой, морковью, баржи с дровами, дежурили в госпитале, ездили в колхозы. Но ни у кого не было в мыслях уйти, не выполнив фронтового задания. Один подросток из Ленинграда создал бригаду из таких же мальчишек, самому младшему было 14 лет, так они план не 150% делали». (Из воспоминаний В.Д. Свинцовой, в 15 лет пришедшей на завод ученицей шлифовщика)

Через 56 дней после переезда в Омск заводчане отгрузили на фронт первую партию батальонных 82-миллиметровых минометов. А 28 ноября из Горького прибыл цех пьезокварцевого производства, на его оборудовании приступили к выпуску кварцевых резонаторов. В декабре по указанию Наркомата обороны завод им. Козицкого был перепрофилирован на радиотехническое направление. С февраля 1942 года его основными изделиями стали танковые радиостанции 10-Р. В ноябре был освоен выпуск новой радиостанции 10-РК, а с 1943 года завод стал выпускать станцию 10-РТ. Одним из ее разработчиков был Илья Народицкий, будущий основатель омского телевидения, запустивший 7 ноября 1954 года первый в Сибири любительский телецентр.

Омские радиостанции обеспечивали устойчивую связь между боевыми бронемашинами на расстоянии 20–25 км. Она успешно применялась на всех фронтах, устанавливалась на все виды танков, включая легендарный Т-34.

Плуги перековали на «катюши»

В 1901 году датский предприниматель С.-X. Рандруп открыл в Омске завод по производству сельскохозяйственных машин и орудий, а впоследствии – швейных машинок «Зингер». В годы Первой мировой предпритятие выпускало корпуса для снарядов, затем вернулось к мирной продукции и стало называться «Красный пахарь».

В октябре 1941 года на территорию «Красного пахаря» начали поступать станки московского агрегатного завода № 20, входившего в систему Наркомата авиационной промышленности. Было очевидно, что там же, где производят самолеты и двигатели к ним, имеет смысл разместить и производство других необходимых для авиастроения компонентов. Вместе с заводом эвакуировалось и конструкторское бюро, которое разрабатывало топливные и масляные насосы и фильтры, водяные помпы, компрессоры.

В Омск было поставлено 286 металлорежущих станков, 262 единицы другого заводского оборудования и начался выпуск бензонасосов для двигателей всех советских самолетов, маслонасосов для гидросистем, маслофильтров и других агрегатов для авиационных двигателей и самолетов. К концу войны выпуск изделий увеличился в 21 раз.

В ноябре-декабре из Москвы прибыло еще около тысячи единиц оборудования и более 2500 рабочих и инженеров. Производственные мощности позволяли расширить номенклатуру изделий, и агрегатный завод № 20 стал выпускать мины к 82-миллиметровым минометам и к реактивным минометам «катюша».

В начале декабря из Краснодара прибыло оборудование завода измерительных приборов, которое объединилось с эвакуированным ранее из Киева заводом электротехнической аппаратуры и составило основу «Омскэлектроточприбора». К началу 1942 года на заводе № 634 изготавливалось 75% выпускаемых в стране малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и все электротехнические взрывные устройства для морских боевых мин. Во время войны из его цехов ежегодно выходило по 140–150 тысяч электроизмерительных приборов и по 38–42 тысячи добавочных устройств для них, а также сотни аппаратов для армии и флота. Помимо приборов и взрывных устройств завод выпускал осветительную аппаратуру для зенитной артиллерии «Свет», разработал и изготовил около шести тысяч различных стендов, пультов, испытательной аппаратуры для размагничивания кораблей.

С 16 июля по 28 августа корпуса сельскохозяйственного и ветеринарного институтов приняли два эшелона с оборудованием, рабочими и инженерами Ленинградского оптико-механического завода № 357 «Прогресс», в будущем знаменитого ЛОМО. В сентябре он уже заработал на полную мощность. До конца войны и возвращения в Северную столицу отсюда отправлялись на фронт артиллерийские и оружейные прицелы, стереотрубы, бинокли и сложные оптические приборы для самолетов, орудий и подводных лодок.

На базе эвакуированных из европейской части страны предприятий в Омске возникли шинный (оборудование и кадры из Ленинграда и Ярославля) и сажевый (из Ярославля) заводы, кордная фабрика (из Воронежа и Смоленской области), фабрика «Большевичка» (из Москвы), строительно-монтажные тресты. К концу 1941 года в Омскую область было эвакуировано 90 промышленных предприятий со 180 тысячами рабочих. Всего за годы войны область приняла 214 тысяч эвакуированных, в том числе около 30 тысяч детей.

На нужды сражавшейся с врагом армии работали и омские предприятия – Сибзавод, выпускавший зенитные снаряды и корпуса для снарядов «катюш», суконная, обувная и овчинно-меховая фабрики, одевавшие и обувшие армию, железнодорожники, построившие шесть бронепоездов. 80% продукции омичей отправлялось на фронт.