№ 4 (184), 2022


ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК


СОДЕРЖАНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ

К. В. Сызранцева, К. В. Кусков, М. А. Пазяк
Обоснование выбора коррозионностойкого материала корпуса превентора на основе моделирования его
упругопластического деформирования

DOI:  10.25206/1813-8225-2022-184-5-11
В статье рассмотрен метод обоснования выбора коррозионностойкого мате­риала для изготовления  корпуса превентора на основе компьютерного
мо­делирования упругопластической задачи в программном комплексе ANSYS Mechanical APDL. Для описания свойств материала используется мультилиней­ная
модель деформирования, опорные точки которой вычисляются в резуль­тате отработки разработанного авторами макроса на основе двух моделей:
Ромберг-Осгуда и «метода последовательных коррекций», предложенного специалистами ЦАГИ. В статье приведены результаты компьютерного моде­лирования
по нагружению корпуса превентора ПШКМ-АСМТ-114x21 рабочим и двойным пусковым давлением для четырех вариантов материалов корпу­са. Расчеты
подтвердили высокий запас прочности корпуса для применяемой в настоящее время стали 40Х, показали достаточную работоспособность кор­розионностойких
сталей 20Х13 и 30ХМА. Однако компьютерный эксперимент выявил весьма обширные зоны и уровень пластических деформаций в резуль­тате нагружения
корпуса, изготовленного из стали 12Х18Н10Т двойным пуско­вым давлением. Полученные результаты свидетельствуют, что исследуемый превентор может быть
изготовлен в коррозионностойких исполнениях К1 и К2, но для исполнения К3 необходимо разрабатывать принципиально дру­гую геометрию корпуса.

Ключевые слова: превентор, прочностная надежность, коррозионностойкая сталь, компьютерное моделирование, ANSYS, упругопластическое деформи­рование,
диаграмма деформирования материала.
5–11

















Л. Ю. Волкова 
Определение технического состояния насоса высокого давления и форсунок судового дизеля МAN B&W 6S50MC-C по
изменению давления и температуры в трубопроводе

DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-12-17
Целью работы является предложение методов и средств определения техни­ческого состояния топливной аппаратуры. Предложена методика определе­ния
технического состояния насоса высокого давления и форсунок судового дизеля МAN B&W 6S50MC-C по изменению максимального давления топлива и
температуры внешней поверхности трубопровода. Для топливной аппарату­ры с максимальным давлением в трубопроводе от 50 до 150 МПа определена
допустимая зона изменения давления. Предложена формула, учитывающая цикловую подачу топлива и массу при оценке температуры от его сжатия
плунжером насоса. Определена темпера­тура топлива при сжатии в зависимости от величины давления. Выполнен расчет процесса переноса тепла через
стенку трубопровода и от нагретой поверхности стенки к воздуху. Для измерения температуры на по­верхности трубопровода и определения технического
состояния топливной аппаратуры выбран переносной пирометр RGK PL12. Приведена допустимая зона изменения температуры поверхности трубопровода,
по которой оцени­вают исправное состояние насоса и форсунок.

Ключевые слова: насос, трубопровод и форсунка, техническое состояние, давление и температура, диагностический сигнал, допустимая зона, пирометр.

12–17















А. П. Жигадло, Ю. П. Макушев, Т. А. Полякова, В. В. Рындин 
Выбор кулачковых механизмов для привода плунжера насоса высокого давления дизельных двигателей с применением
программы Mathcad

DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-18-24
Целью статьи является выбор профиля кулачка (при равных конструктивных параметрах) для привода плунжера насоса высокого давления, обеспечиваю­щего
максимальную скорость и допустимое ускорение толкателя. Предложе­на методика выбра профиля кулачка по анализу совмещенных графиков из­менения
пути, скорости, ускорения толкателя кулачков различного профиля с применением программы MATHCAD. Выполнены расчеты и построены со­вмещенные
графики изменения пути, скорости, ускорения толкателя кулачков с тангенциальным, выпуклым и вогнутым профилем. Сравнительный анализ совмещенных
графиков показал, что максимальная скорость толкателя ку­лачка с вогнутым профилем в 1,5 раза больше, чем для кулачков с танген­циальным или выпуклым
профилем. Кулачок с вогнутым профилем реко­мендуется для привода плунжеров насоса малооборотных судовых дизелей (до 250 мин–1). Для создания
сверхвысоких давлений (более 120 МПа) система подачи топлива должна быть аккумуляторнового типа с приводом плунжеров малого диаметра (4–6 мм)
от эксцентрикового вала с шайбой специальной формы и электронным управлением форсунок.

Ключевые слова: кулачковые механизмы, профиль кулачков, расчет, про­грамма Mathcad, графики пути, скорости, ускорения, выбор профиля кулачка. 


18–24
















О. П. Евдокимова, Д. С. Макашин 
Анализ влияния режима резания и СОЖ на образованиезаусенцев при сверлении алюминиевого сплава
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-25-29
Алюминиевый сплав АК5Мч широко используется в аэрокосмической и авто­мобильной промышленности для замены более тяжелых сплавов. Это
связа­но с его превосходными свойствами высокой удельной прочности, высокой коррозионной стойкостью, хорошей формуемостью и низкой стоимостью
из­готовления. Пластичность и выделение тепла при сверлении АК5Мч часто при­водит к образованию заусенцев на входе и выходе с поверхности заготовки.
В данном исследовании показано влияние скорости резания и условий свер­ления на образование заусенцев в сплаве АК5Мч. Сверление проводилось с
использованием СОЖ и без СОЖ с использованием сверл из быстрорежу­щей стали диаметром 6,0 мм со скоростями резания 20, 42 и 60 м/мин при постоянной
подаче 0,15 мм/об. Это исследование показало, что сверление АК5Мч со скоростью резания 42 м/мин с использованием СОЖ является выгодным, так как
приводит к наименьшему износу инструмента и минималь­ному образованию заусенцев.

Ключевые слова: сверление, алюминий, обработка, заусенец, отверстие, про­изводительность, точность.


25–29













И. Ю. Лесняк, З. Н. Соколовский, С. В. Гавриленко 
Исследование выносливости сплава АМг6 при циклическом объемном температурном деформировании
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-30-35
Проведены теоретические исследования выносливости авиационного спла­ва типа АМг6 при его длительном циклическом объемном температурном
деформировании за пределами закона Гука. Разработана методика оценки выносливости авиационных сплавов при циклическом объемном темпера­турном
деформировании с учетом наличия каверн (трещин), основанная на приведении условий циклических объемных температурных деформирований к
условиям стандартных механических испытаний образцов. По разработан­ной методике  проведена предварительная оценка выносливости авиационного
сплава типа АМг6 с нагартованной и  отожженной поверхностью, с исполь­зованием имеющейся ограниченной базы эмпирических данных, полученных на
основе стандартных механических испытаний экспериментальных образ­цов. Проведена оценка влияния на выносливость экспериментальных образ­цов
начальной длины трещины в экспериментальных образцах, при  которой возможен ее неконтролируемый рост при циклическом объемном темпе­ратурном
деформировании. Сравнительный анализ расчетной выносливости экспериментальных образцов с фактической выносливостью  материала кон­струкции
(нагартованный сплав АМг6) реального орбитального объекта типа модуля «Заря» международной космической станции показал расхождение не более 12,5 %.

Ключевые слова: оценка выносливости, цикл температур, деформация, тре­щины, нагружение.

30–35















Д. С. Макашин, Д. А. Блохин 
Сравнение процесса сверления и спирального фрезерования отверстий в титановом сплаве
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-36-40
Сверление отверстий в титановом сплаве ВТ-3 является сложной задачей ввиду его плохой обрабатываемости. Путем сравнения осевого усилия,
ше­роховатости поверхности и диаметральной точности отверстия проводится оценка эффективности процесса спирального фрезерования с обычным
про­цессом сверления. Отверстия, созданные с помощью спирального фрезеро­вания, имеют высокое качество поверхности при более низкой осевой подаче,
в то время как процесс сверления сопровождается более высокой осевой подачей, что приводит к вибрации режущего инструмента. При изготовлении
высокоточных отверстий в элементах топливно-регулирующей аппаратуры рекомендуется применять винтовое фрезерование.

Ключевые слова: сверление, титановые сплавы, винтовое фрезерование, ше­роховатость, производительность.

36–40












В. И. Кирищиева, М. А. Мукутадзе 
Исследование износостойкости радиального подшипника с полимерным покрытием, работающего на микрополярном
смазочном материале

DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-41-45
Статья посвящена одной из важных проблем повышения износостойкости трибосистем, которые работают в гидродинамическом режиме, за счет на­несения
на поверхность трибоконтакта антифрикционного полимерного ком­позиционного покрытия, содержащего канавку. На основе уравнения течения микрополярной
жидкости для «тонкого слоя» и уравнения неразрывности найдено автомодельное решение с учетом канавки и без учета канавки. В ре­зультате определены
поля скоростей и давления в канавке и на поверхности полимерного антифрикционного композиционного покрытия, а также нагру­зочная способность и сила
трения, позволяющие обеспечить повышение из­носостойкости, увеличение продолжительности гидродинамического режима. Также приводятся результаты
численного анализа полученных теоретических расчетных моделей и экспериментальной оценки предлагаемой конструкции с целью верификации и 
подтверждения эффективности полученных теорети­ческих моделей.

Ключевые слова: радиальный подшипник, повышение износостойкости, анти­фрикционное полимерное композиционное покрытие, канавка,
гидродинами­ческий режим, верификация.
 
41–45















П. В. Литвинов, В. А. Борисов, В. Р. Ведрученко, З. Н. Грязнова, Я. В. Коцюба 
Моделирование статических и термических нагрузок поршня двухтактного двигателя, модифицированного
каталитическими материалами

DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-46-52
Выполнены расчеты теплового и напряженно-деформированного состояния поршней двухтактного бензинового двигателя 1Д 4,5/3,5. В расчетах приме­нялась
модель стандартного поршня и поршня, модифицированного катали­тическими материалами. Описана методика, применяемая при моделировании статических
и термических нагрузок с использованием возможностей про­граммы SolidWorks Simulation. Приведен сравнительный анализ результатов моделирования
оригинального и модифицированного поршней, оценена ра­ботоспособность поршня при модификации поверхности каталитическими ма­териалами. Для
решения тепловых и механических задач была использована методика оценки граничных условий, позволяющая учесть особенности нагружения, а также
имеющиеся расчетные и экспериментальные данные, относящиеся к рабочему циклу и индикаторному процессу.

Ключевые слова: каталитические материалы, поршень, двигатель внутреннего сгорания, теплонапряженность.

46–52













ЭЛЕКТРОНИКА, ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И СВЯЗЬ


К. А. Анкудинов, К. С. Халикова 
Анализ методологических основ оптимального построения газотранспортных информационных систем
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-53-57
Проведен анализ по проблеме создания методологических основ оптималь­ного построения информационных технологий, обеспечивающих интегри­рованную
логистическую поддержку жизненного цикла образцовгазотран­спортной системы при неопределенности исходных данных. Проведен анализ состояния
исследований задач анализа, синтеза и прогнозирования развития сложной технической системы.

Ключевые слова: газопровод, газотранспортная система, трубопровод, слож­ная техническая система, блуждающие токи, коррозия.
53–57







   

С. В. Бирюков, С. С. Колмогорова 
Сдвоенные сферические датчики напряженности электрического поля с раздельными чувствительными элементами и их
исследования

DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-58-65
Исследуется новый вид электроиндукционных сферических датчиков напря­женности электрического поля, отнесенный по вновь введенному
классифика­ционному признаку к сдвоенным датчикам. В работе уделеновнимание иссле­дованию сдвоенных датчиков с раздельными чувствительными
элементами. В результате исследования получена взаимосвязь между угловыми размера­ми чувствительных элементов сдвоенного датчика и его погрешности
от не­однородности поля, поддерживаемой в максимально возможном простран­ственном диапазоне измерения. Эта взаимосвязь легла в основу построения
математической модели сдвоенного датчика, позволившей выявить диапазо­ны угловых размеров чувствительных элементов датчика и его погрешностей от
неоднородности электрического поля. Диапазон установленных угло­вых размеров чувствительных элементов первого двойного датчика 35,53133,53
и второго двойного датчика 35,53285 при 3=90 и со­ответствующие им диапазон погрешностей  ±0,78%±9,12 и простран­ственный
диапазон измерения 0<a<1. Результаты проведенных исследований показывают перспективность исполь­зования сдвоенных датчиков с составными
чувствительными элементами.

Ключевые слова: напряженность электрического поля, измерение, одинарные датчики, двойные датчики, сдвоенные датчики, составные
чувствительные эле­менты, погрешность от неоднородности поля, математическая модель, опти­мизация.

58–65



         













К. К. Ким, А. А. Ткачук, А. А. Кузнецов 
Разработка измерителя малых емкостей с линейной характеристикой
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-66-69
В статье рассмотрен измеритель малых емкостей с его техническими и ме­трологическими характеристиками. Приведены схема функционального гене­ратора
измерителя и временные диаграммы напряжений для изучения режи­мов его работы. Рассмотрены вопросы использования измерителя емкости при измерении 
параметров объектов железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: емкостной датчик, диэлектрическая проницаемость, измери­тель емкости, линейная измерительная характеристика.

66–69








В. В. Даньшина 
Характеристики электрических свойств нанокристаллических систем селенидов цинка и кадмия
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-70-74
Экспериментально и теоретически исследованы физические свойства на­нокристаллических систем селенидов кадмия и цинка. Экспериментально изучено
воздействие температуры и различных газовых сред на удельную проводимость пленок селенидов кадмия и цинка. Теоретически рассчитаны значения энергии
Ферми, концентрации донорных носителей заряда в зоне проводимости, энергии активации доноров и температурного коэффициента сопротивления.
Показано, что рассчитанные значения коррелируют с экспе­риментальными, что позволит прогнозировать стабильность работы полупро­водниковых приборов.

Ключевые слова: CdSe, ZnSe, энергия активации, энергия Ферми, концентра­ция доноров, температурный коэффициент сопротивления.

70–74










А. С. Семёнов, Ю. В. Бебихов, И. А. Якушев, О. В. Федоров
Реализация PI-регулятора скорости двигателя постоянного тока методом математического моделирования
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-75-81
Работа посвящена математическому моделированию системы управления скоростью вращения двигателя  постоянного тока, основанной на примене­нии
PI-регулятора. Двигатели постоянного тока нашли широкое применение в промышленности для приведения в движение механизмов циклического действия, где
требуется высокая скорость отклика, высокий пусковой крутя­щий момент, линейное управление. Основные методы управления требуемы­ми характеристиками 
скорости вращения двигателя постоянного тока с  не­зависимым возбуждением заключаются в управлении параметрами обмоток якоря и возбуждения, 
питаемых от разных источников. PI-регулятор находит широкое применение в программируемых логических контроллерах благо­даря простоте и ясности
математического аппарата. Предлагаемая математи­ческая модель PI-регулятора основана на выборе оптимальных параметров, обеспечивающих поддержание 
фактической скорости, близкой к заданной. Были определены оптимальные коэффициенты PI-регулятора KP и KI, дающие наилучший результат для постоянной
скорости. Результаты компьютерного моделирования в MatLab были сопоставлены с результатами имитационно­го моделирования на лабораторной установке.
Полученные данные при при­менении PI-регулятора по установившейся ошибке и времени переходного процесса выглядят предпочтительнее имитационной
модели с регулировкой напряжения. Разработанная математическая модель показала следующие основные результаты: время разгона < 0,3 с; время
переходного процесса < 0,5 с; перерегулирование не превышает 0,5 %; установившаяся ошибка не превышает 0,1 %. В результате исследования была
разработана мате­матическая модель и проанализирована работа двигателя постоянного тока с PI-регулятором, позволяющим практически полностью устранить
вынуж­денные колебания и установившуюся ошибку. Отмечено преимущество пред­ложенного метода применения PI-регулятора как более привычного и
про­стого в использовании элемента управления при внедрении в существующую систему управления без особых изменений.

Ключевые слова: двигатель постоянного тока, PI-регулятор, математическое моделирование, MatLab, скорость вращения, установившаяся ошибка.




75–81



















  

В. В. Федянин
Исследование СВЧ-генератора и антенн-излучателей для гипертермии онкологических заболеваний 
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-82-90
Цель. В настоящее время (2022 год) существующие установки для гипертер­мии имеют большие размеры. В результате лечение гипертермией прово­дится
только там, где расположено данное оборудование. В данной работе проведено исследование, направленное на создание компактного устройства гипертермии
как средства для дополнительной терапии онкологических за­болеваний. Разработаны и исследованы плоские антенны в виде спирали для нагрева локальной
области. Проведены расчеты и имитационное моделиро­вание для разработанных антенн. Материалы и методы. В исследовании использовались материалы
и методы вычислительной математики, технологии сверхвысокочастотной техники и те­ории автоматического регулирования. Использовалось 
специализированное программное обеспечение для разработки высокочастотных систем. Результаты. Разработана и протестирована схема генератора
гармонических колебаний. Получены диаграммы направленности электрического поля раз­работанных антенн. С помощью имитационного 
моделирования построены распределения напряженности магнитного поля для разработанных антенн. Установлена нелинейная зависимость напряжения
питания от мощности из­лучения. В ходе экспериментов проводился локальный нагрев задней обла­сти левого предплечья с использованием разработанных 
антенн и генератора. Максимальная температура нагрева составляла 41,5 °C. Заключение. Технология нагрева с использованием спиральной антенны и
ге­нератора позволила нагревать  локальные участки до температур терапевти­ческого диапазона. Разработанная схема генератора оказалась  очень простой
в эксплуатации. Максимальная потребляемая мощность генератора составля­ла 3,2436 ватта.  Напряжение питания составляло 6,36 вольта. Создание антенн
на биоразлагаемой пленке с помощью струйного принтера позволит созда­вать как контактный, так и бесконтактный нагрев. В работе теория  проверя­лась
практикой. Работа включает расчетно-теоретическое и эксперименталь­ное исследование.

Ключевые слова: гипертермия, высокочастотный генератор, фрактальная мо­дуляция, плоские антенны, спиральные антенны.

82–90


















         

И. В. Хоменко, А. В. Косых, Е. Ю. Компанец
Оптимизация параметров источника опорной частоты с композитным резонатором-термостатом
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-91-95
Рассматривается перспективная конструкция термостатированного кварцево­го генератора с резонатором-термостатом. С целью изучения влияния за­мены
материала микроплаты в резонаторе-термостате на работу генератора исследуются процессы установления стационарного температурного режи­ма после
включения. Материал новой микроплаты соответствует технологии низкотемпературной совместно обжигаемой керамики. Обнаружено непри­емлемое
изменение характера установления стационарного режима. Для решения обнаруженной проблемы предлагается изменение конструкции.

Ключевые слова: термостатированный кварцевый генератор, низкотемпера­турная совместно обжигаемая  керамика, кварцевый резонатор-термостат,
терморегулятор, тепловая модель генератора, процесс установления темпе­ратуры.

91–95










         

А. И. Чередов, А. В. Щелканов
Магнитоизмерительный преобразователь на основе осциллисторного эффекта
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-96-100
Одним из наиболее распространенных видов неразрушающего контроля яв­ляется магнитный контроль, при проведении которого используются различ­ные
аналоговые магнитоизмерительные первичные измерительные устрой­ства: феррозондовые, на основе эффектов Гаусса и Холла и др. Перспективным
направлением исследований в области неразрушающего кон­троля и технической диагностики представляется разработка измерительных
преобразователей с цифровым выходным сигналом или  сигналом, легко пре­образующимся в код. В статье рассматривается магнитоизмерительный
преобразователь на ос­нове осциллисторного эффекта, который носит пороговый характер и за­ключается в возникновении колебаний электрического тока, 
протекающего по полупроводниковому образцу, помещенному в продольные электрическое и магнитное поля. Представлены результаты экспериментальных
исследова­ний зависимости пороговой напряженности электрического поля от напря­женности магнитного поля.Приведена схема преобразователя,
осуществляющего преобразование ин­дукции магнитного поля в число импульсов электрического напряжения и диа­граммы его работы.Чувствительность
преобразователя зависит от частоты генератора образцо­вой частоты и коэффициента преобразования генератора линейно возраста­ющего напряжения.

Ключевые слова: контроль, преобразователь, магнитное поле, напряжен­ность, индукция, осциллистор. 

96–100














        

Н. Н. Чигрик
Количественная оценка неопределенности случайного рассеивания среднего зазора и натяга в сопряжениях
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-101-111
Действительные размеры годных деталей, изготовленных по одним и тем же чертежам, могут колебаться между заданными предельными размерами,
а зазоры и натяги в сопряжениях — в зависимости от случайного рассеивания действительных размеров с отклонением формы реальной поверхности
или профиля. Погрешность формы реальной поверхности влияет на вероятност­ную оценку результатов сортировки деталей, приводит к неопределенности
размера максимума материала, случайному рассеиванию среднего зазора и натяга в сопряжениях и, как следствие, к невозможности применения всех
поступивших на сборку деталей. Основной результат исследования связан с обеспечением поступления на сборку равного количества деталей, выводом 
обладающих новизной аналитических зависимостей нахождения количествен­ной оценки неопределенности случайного рассеивания среднего зазора и на­тяга
в сопряжениях, случайного рассеивания среднего размера относительно верхней и нижней приемочных границ. Применение предложенного способа сборки с
изначальным уменьшением реальных зазоров и натягов в сопря­жениях посредством сужения допусков действительных размеров на допуск формы реальных
поверхностей в диаметральном выражении в пределах слу­чайного рассеивания среднего размера относительно верхней и нижней при­емочных границ
позволяет обеспечить поступление на сборку равного коли­чества деталей, в том числе в проверяемых партиях деталей с разбиением допусков
действительных размеров на равное число размерных групп.

Ключевые слова: подбор деталей, сборка, неопределенность среднего раз­мера, неопределенность среднего зазора,  неопределенность среднего натя­га,
размер максимума материала, погрешность формы.

101–111
















      

П. Ш. Мади, А. Д. Алькина, А. В. Юрченко, А. Д. Мехтиев, Р. Ж. Аймагамбетова
Волоконно-оптическая система контроля устойчивости бортов карьеров
DOI: 10.25206/1813-8225-2022-184-112-117
В данной работе представлены вопросы, связанные с разработкой систе­мы контроля смещения горного массива, приводящего к обрушению бор­тов карьера.
Система контроля использует точечные волоконно-оптические сенсоры. Волоконно-оптические сенсоры выполнены на основе Single Mode оптических волокон.
Разработан лабораторный образец точечного волокон­но-оптического сенсора, выполненного на основе двухплечевого интерферо­метра Маха–Цендера
с использованием Single Mode оптического волокна для контроля смещений. Имитационный стенд лабораторного образца воло­конно-оптического
сенсора показал высокую точность измерений, линейность и может применяться для контроля устойчивости бортов карьера после усо­вершенствования
конструкции. Полученные экспериментальные данные об­рабатывались с помощью компьютерной программы Wolfram Alpha. Также разработан комплекс
контроля программно-аппаратный с широким набором элементов, позволяющий регулировать чувствительность и имеющий элемен­ты машинного обучения.

Ключевые слова: оптическое волокно, сенсор, контроль, карьер, безопас­ность, откосы.

112–117












        

CONTENTS. SUMMARY. KEYWORDS