Виктор Шалай: «К защите диплома инженер уже досконально знает и само производство, и психологию производственных отношений»
Виктор Шалай: «К защите диплома инженер уже досконально знает и само производство, и психологию производственных отношений»
25.04.2016
О том, что происходит, когда промышленность остается без государственного заказа, омичи знают не понаслышке. В 90-х, когда останавливались конвейеры и тысячи человек оказывались за воротами заводских проходных, в регионе удалось сохранить цеха. Это позволило спустя два десятилетия развернуть новое оборонное производство. Сегодня омские предприятия выпускают машины и оборудование для всех родов войск.
Впрочем, заводы уже не те. Модернизация сделала свое дело. Сотни рабочих рук заменили роботы и автоматы, стали компактными цеха и производственные помещения. Теперь специалистов требуется в десять раз меньше, чем в начале века. Тем не менее кадровая проблема остается достаточно острой.
– Дефицит составляет порядка 1 300 человек, сорок процентов из них – инженеры, остальные – рабочие. Но закрыть вакансии довольно сложно: сегодня работодатели предъявляют персоналу повышенные требования, – поясняет региональный министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Виктор Белов. – Заводам нужны молодые, но при этом высококлассные и опытные специалисты. Время, когда предприятия десятилетиями выпускали одно и то же, безвозвратно уходит. Чтобы вписаться в меняющийся рынок, производство должно быть гибким, модульным, способным быстро адаптироваться к новым приоритетам.
Речь уже идет о подготовке «многостаночников», то есть инженеров и рабочих, имеющих не одну, а две-три специальности. Такие универсальные кадры можно будет использовать при смене производственных приоритетов. А производственники начинают понимать, что переобучение – это время и деньги.
– Хочешь иметь специалиста – вырасти его сам, – уверен заместитель генерального директора радиозавода имени Попова Александр Самгин. – Сейчас даже от рабочих требуются инженерные знания. Между тем техникумы, число которых сократилось на треть, за производством не успевают. В этой сфере нужен программный подход.
А для этого заводам самим стоит определить, какую продукцию они будут выпускать через пять лет. Сейчас два десятка омских предприятий выстраивают отношения с «Газпромом», поставляя машины и механизмы, способные работать в труднодоступных районах и Арктике. Однако речь, главным образом, идет о сравнительно небольших заводах. По данным регионального Министерства образования, сейчас инженерные специальности преподают в семи омских вузах, где обучается 87 тысяч студентов. В последние годы растут объемы целевой подготовки. На договорной основе обучение проходит 4 600 человек, и если еще недавно никаких гарантий, что, получив диплом, выпускники придут в цех, не было, то теперь они есть.
– Полтора года назад был принят закон, который обязывает целевиков в случае нежелания трудиться на своем предприятии, вернуть деньги, потраченные на обучение. Причем в трехкратном размере. То же самое придется сделать и заводу, отказавшему дипломнику в приеме на работу, – поясняет эксперт регионального минобразования Владимир Титенко.
Новый регламент активизировал процесс создания на промышленных предприятиях профильных вузовских кафедр. Самый продвинутым в этом смысле оказался Омский технический университет, который начал эксперименты еще пять лет назад.
– Идея, которую мы предложили заводчанам, проста. Обучение по самым востребованным специальностям – машиностроителя, станочника, радиотехника – идет прямо в цехе. Здесь работает кафедра, есть современное оборудование, – рассказывает президент ОмГТУ Виктор Шалай. – Студенты первых курсов осваивают теоретическую механику и сопромат уже не в абстрактном понимании, а применительно к реальному производству, и параллельно получают рабочую специальность. Закончил первый курс – приобрел квалификацию станочника, второй – специалиста станков с ЧПУ. К защите диплома инженер уже досконально знает и само производство, и психологию производственных отношений, а это для современного руководителя очень полезные качества. |
Эксперимент удался, и теперь на омских заводах уже действует 28 кафедр, где обучается 2,5 тысячи студентов. В том же «политехе» открыто полтора десятка ресурсных центров, которые дают возможность освоить новейшее оборудование тем, кто остался за бортом целевого набора.
По материалам: Российская газета
Меню раздела