Введение в цифровую экономику: куда ведут политех информационные технологии?
Введение в цифровую экономику: куда ведут политех информационные технологии?
На вопросы об единой информационной системе управления вузом отвечает Павел Ложников, начальник Управления информатизации ОмГТУ. |
Павел Сергеевич, что такое Омский политех с позиций информационных технологий?
Омский политех – крупный вуз, имеющий собственные наработки в создании единой информационной среды образовательного учреждения. Более того, статус звание опорного университета обязывает нас быть примером для других вузов омского региона.
В этой работе мы выделяем для себя ряд приоритетов. И главный из них – создание мощной и эффективной информационной среды вуза, объединяющей все информационные ресурсы и автоматизированные системы управления университета и обеспечивающей доступ пользователей к электронным сервисам через единую точку входа для всех категорий сотрудников и студентов университета. Такой единой площадкой, объединяющей все сервисы университета, является официальный сайт ОмГТУ (www.omgtu.ru). Помимо выполнения своей представительской функции сайт университета позволяет зайти в электронный личный кабинет и получить доступ ко всем сервисам среды, которые необходимы студенту для жизни в вузе, а сотруднику – для реализации своих должностных обязанностей.
Второй тезис в рамках информатизации вуза – это внедрение электронных средств обучения в образовательный процесс. Данное направление можно разделить на две составляющие. Во-первых, это офлайн-инфраструктура: компьютерные классы и традиционные аудитории, в которых устанавливается мультимедийное оборудование, подключен интернет, есть возможность онлайн-трансляций учебных занятий, в том числе для поддержки инклюзивного образования. Таких аудиторий в политехе сейчас 168. Во-вторых, это разработка образовательного контента для онлайн-образования. Все больше образовательный процесс переходит на платформы дистанционного образования, создаются массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Это – вызов цифровой экономики. Образовательная услуга не станет исключением и тоже будет подвержена трансформации: количество посредников между поставщиком и потребителем услуги будет сокращаться. МООКи – яркий пример этого явления. Политех давно включился в эту работу борьбу. Уже разработан и опубликован на образовательной платформе «Лекториум» курс Натальи Викторовны Кайгородцевой "2D и 3D Проектирование в AutoCAD". В настоящее время ведется разработка еще двух МООК. Создание подобных курсов требует немалых вложений, но именно сейчас закладываются основы конкурентного преимущества. Не все это ещё понимают, но уже в скором времени студент может сказать, что не хочет слушать курс у простого преподавателя, а прослушает его в изложении нобелевского лауреата. И мы будем обязаны зачесть ему эти результаты обучения. На наши курсы на «Лекториуме» записалось около восьми тысяч человек, мы запускали его четыре раза. Кроме раскрутки бренда ОмГТУ вуз получает и доходы от выдачи сертификатов.
Личный кабинет: какие функции он выполняет, и насколько он удобен для пользователя?
Требования к наличию и функционалу электронной информационно-образовательной среды вуза (далее ЭИОС) регламентированы Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными образовательными стандартами высшего образования. Необходимо предоставлять обязательный доступ ко всей документации, связанной с образовательным процессом: это описание основных образовательных программ, рабочие программы дисциплин, учебные планы и т.п. Все документы, регламентирующие образовательный процесс и деятельность вуза, находятся в открытом доступе. Web-расписание учебных занятий позволяет оперативно получать информацию обо всех его изменениях.
Сам учебный процесс – отдельное направление. ЭИОС, в соответствии с требованиями, должна обеспечивать возможность учёта результатов обучения, а также сохранения отчётных работ студентов, сведений о практиках, итоговых государственных аттестаций и т.п. Преподаватели, кураторы, сотрудники кафедр и деканатов, а также других основных служб и подразделений университета ведут свою основную деятельность по планированию, организации и реализации образовательного процесса, а также учёту учебных и научных достижений студентов в единой информационной среде университета. ЭИОС в ОмГТУ позволяет не только фиксировать ход образовательного процесса, но и получать сводные данные о результатах обучения.
Функционал ЭИОС, который в настоящее время реализован для студентов, позволяет им получить доступ из своего личного кабинета к таким персонализированным сервисам, как «Загрузка отчётных работ», «Электронная зачётка», «Портфолио» и «Журнал посещаемости». Эти сервисы отражают основные сведения о результатах обучения. Через личный кабинет студент получает доступ к своим счетам за обучение и проживание в общежитии и имеет возможность их онлайн-оплаты.
Само ядро ЭИОС – это интегрированная база данных, объединяющая данные различных информационных систем, использующихся в вузе, а web-интерфейсы уже создаются нами самостоятельно. При этом каждый сервис адаптируется под наш вуз. Так, например, система рейтинговых показателей не имеет аналогов – это полностью наша разработка.
Работа с электронной средой сродни работе с целым коллективом. Какие проблемы есть, и как находятся их решения?
Создание единой информационной среды университета мы начали ещё в 2012 году. Какие-то вопросы можно считать решёнными, над какими-то мы ещё работаем. Важно отметить, что пользователи периодически отмечают отдельные недостатки, мы, в свою очередь, стараемся их устранять и улучшать функционал. Информационная система работает с данными и не прощает пользовательские ошибки. Скажу откровенно – не все оказались готовы к такой степени ответственности. Например, система не переведет студента на следующий курс с академическими долгами, которым более одного года, и не сможет «подождать» с отчислением нерадивого студента, который не ликвидировал задолженности в установленный период. Практически любая система работает по чётко заданному алгоритму и исключает человеческий фактор – она не делает на это скидок. Качество данных, формируемых в системах, – это результат деятельности всех пользователей, и, соответственно, солидарная ответственность за допущенные ошибки. Поэтому пользователям пришлось перейти на жесткий график соблюдения бизнес-процессов. Изначально это было частой причиной «кулуарных» обвинений в адрес системы «Галактика», но, с другой стороны, подняло исполнительскую дисциплину и ответственность пользователей на местах. Министерство образования РФ уже давно начинает переводить отчетность от общей статистической к персональной. Сейчас вузы подключены к единым федеральным информационным системам: например, на таких этапах как приёмная кампания используются ФИС ГИА и приёма. После выдачи студентам дипломов все сведения передаются в единый федеральный реестр документов об образовании (ФРДО). Вводятся в эксплуатацию всё новые федеральные информационные системы, и вузы обязаны к ним присоединяться и предоставлять данные. Раньше вуз был для Минобра «черным ящиком»: мы отчитывались на входе и выходе контингента обучающихся, теперь вся миграция по курсам, переводы по факультетам и институтам, результаты промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации будут отслеживаться в режиме онлайн на федеральном уровне. Ответственность за предоставление текущей информации возрастает в разы. Государство начинает выявлять, отслеживать и управлять интеллектуальной элитой, начиная со школы, затем – через вуз, университет таким образом участвует в серьезном интеграционном процессе. Уже сейчас выпускные квалификационные работы доступны в электронной библиотечной системе, думаю, что в ближайшем будущем мы будем выгружать их в специальную федеральную систему в полном объеме. С одной стороны, мы отдаем информацию, с другой, на основе этой информации можем управлять собственным студенческим «интеллектуальным» ресурсом и планировать научно-образовательные траектории талантливых ребят.
Практически за время учебы студент формирует свое резюме?
Практически – да. Система формирует электронное портфолио студента. Оно пока доступно только в личном кабинете студента. Из своего личного кабинета студент может распечатать такой документ и взаимодействовать с работодателем. Внутри портфолио формируется не только шкала успеваемости и данные о курсовых работах, местах прохождения практик, но и заложена возможность давать оценку научной жизни студента, а в дальнейшем – спортивной и общественной. Конечно, здесь есть еще вопросы, связанные с информационной безопасностью. Мы прекрасно понимаем, что такая информация может представлять собой коммерческий интерес, и это накладывает определенные обязательства на держателя такой информации. На самом деле, доступ к внесению изменений в систему ограничен, с ней работают только ответственные лица в деканатах и УМУ.
Такая система требует поддержки не только со стороны специалистов, но и со стороны пользователей, а как обстоят с этим дела?
Инструмент создан, и постепенно он становится основным в жизни студента и преподавателя. Преподаватели уже поняли, что проверять работы студентов в электронном виде и давать к ним комментарии через личный кабинет гораздо удобнее. Студентам система вообще предоставила возможность приобщиться к делам деканата. Нередки были прецеденты, когда в ведомости и зачётке оценки не совпадали (человеческий фактор). Теперь студент может проконтролировать процесс выставления оценок преподавателем в электронную ведомость, он отслеживает состояние своей электронной зачётки онлайн. Студенты все активнее контролируют свои деканаты, особенно в период сессии. Например, при повторной пересдаче экзамена или зачёта, деканаты не всегда своевременно выставляют оценки в электронную ведомость. Они просто копят направления для того, чтобы выставить оценки позже, однако студенты их торопят. Более того, сейчас выведен признак того, входит ли оценка в диплом или нет.
Как система учитывает посещаемость занятий, или это уже анахронизм?
Интересно раскрылся вопрос регистрации посещаемости студента. С одной стороны, наше министерство не регламентирует нормы посещаемости, и даже в уставе сейчас отсутствуют пункты, в которых непосещение занятий считалось бы дисциплинарной провинностью. Но, следует учесть, что примерно треть студентов очной формы обучения у нас в вузе представляют собой «целевой набор» предприятий, а работодатели регулярно направляют нам запросы и на посещаемость, и на успеваемость. Они хотят контролировать полностью жизнь студентов, за которых не только оплачивают обучение, но, иногда и обеспечивают существенными стипендиями. Более того, такую информацию иногда запрашивают и правоохранительные структуры. Сейчас старосты заполняют электронный журнал, и преподаватель эти данные подтверждает или вносит свои данные. Система отлажена и дает стабильный результат.
Каковы ближайшие перспективы развития системы?
Мы хотим создать репозиторий рабочих программ преподаваемых дисциплин в вузе. Это можно также назвать конструктором рабочих программ, уже обозначена концепция. Рабочие программы, на самом деле, во многом регламентированы, поэтому их создание и изменение может быть частично автоматизировано. Другое серьезное направление – это дополнительные процессы в автоматизации расписания и распределения аудиторного фонда. Сейчас система составления расписания в ОмГТУ работает без нареканий, практически все требования по подбору аудиторий выполняются. Есть понимание, что её нужно разгружать и резервирование аудиторий, хотя бы частично, передавать в руки преподавателей. В этом случае преподаватель сможет сам выбирать аудитории для проведения занятий с подходящими для него параметрами (система мультимедиа, оборудование, программное обеспечение, корпус, время и т.п.). В личных кабинетах преподавателей уже появился новый раздел «Система документооборота». Она предполагает интеграцию нескольких систем. Для руководителей это, прежде всего, будет система распределения поручений сотрудникам. Сейчас ведущие вузы уходят от вертикальной системы распределения работ и переходят к проектной системе. При запуске проектов сотрудники собираются в рабочие группы, и вуз становится совокупностью команд. Например, реализация образовательной программы – тоже проект. При таком подходе сотрудники университета сами проектируют свою загрузку и определяют, в каких проектах им участвовать: образовательных, научно-исследовательских, учебно-методических, развития опорного университета и т.д. Мы долго шли к созданию подобной среды. Это - уже необходимый инструмент нашего будущего, без которого нам не выйти на новый уровень.