Елена Матвеева: есть такое понятие - библиотерапия

Елена Матвеева: есть такое понятие - библиотерапия

27.05.2018

   Человек либо читает книгу, либо ее ищет. По утверждению издания LifeGuide, человек тратит на чтение не менее 1 часа в день, что достаточно много в масштабе осознанной жизни. Сегодня мы будем беседовать Матвеевой Еленой Анатольевной, кандидатом философских наук, начальником отдела компьютеризации библиотечно-информационных процессов библиотеки ОмГТУ, о том, что читает человек и как находит нужную информацию.


Библиотека - это место, где человеку могут помочь найти книгу, и даже, может быть, помочь ее читать. Как правильно выбрать книгу?

Сначала, наверное, понять, зачем она ему нужна, для чего. Если это утилитарная вещь - учеба, наука, какая-то область знаний - то у нее есть формальные признаки. Мы помогаем найти ее через электронный каталог. Если есть внутренняя потребность для развития личности, тогда уже сложнее, тут важен личный опыт. Книга может прийти после разговора с людьми, или пост в интернете натолкнет на мысль расширить его до издания. Некоторые читают книги параллельно решаемой задаче. Я, например, когда писала диссертацию и заходила в тупик, то брала читать любой детектив Александры Марининой, и после этого в голове все раскладывалось "по полочкам". Казалось бы, что общего между детективом и научной работой? Но такая связка реально помогала систематизировать материал. Есть такое понятие - библиотерапия. Например, в учреждениях здравоохранения раньше выдавали книги для того, чтобы процесс выздоровления шел быстрее. То есть книга работает как лекарство. Иногда человек просто приходит и описывает свое состояние, в соответствии с которым и подбирается книга.

Подбор научной литературы насколько сложнее?

У каждой книги в электронном каталоге есть дескрипторы - ключевые слова. Их можно сочетать, перемешивать и, таким образом меняя параметры поиска, находить литературу, идеально соответствующую запросу. Новые технологии помогают не только искать книги, но и анализировать спрос на них. Можно провести статистический анализ наиболее востребованных у студентов учебников. Например, в этом году на первом месте с колоссальным отрывом идет пособие «Английский язык для инженеров», потому что его одновременно изучают все специальности университета. Если брать учебники, подготовленные преподавателями ОмГТУ, то тройка лидеров выглядит примерно так: «Общая и неорганическая химия», «Инженерная графика», «Геометрическое моделирование». Мы можем делать подборки литературы и для студентов разных специальностей. Для преподавателей у нас есть отдельная услуга - индивидуальное информирование. Когда человек подписывается на эту услугу, то обозначает круг своих научных интересов, а затем мы отправляем ему по электронной почте копии статей и оглавлений свежих изданий по данной тематике.

Вот придет студент и скажет: «Я бы хотел почитать то, что читает ректор ОмГТУ». Кстати, что читает ректор?

Мы проводим и опросы по изучению круга чтения. Например, в прошлом году мы опрашивали профессуру ОмГТУ. Результатом стала выставка любимых книг преподавателей ОмГТУ. Для одного из номеров «Читалки» мы сделали обложку – коллаж из любимых книг сотрудников ОмГТУ, она вызвала значительный интерес. В случае с любым конкретным лицом, например, ректором, нам придется получить у него разрешение на обнародование такой информации, потому что такой перечень литературы - это тоже, в какой-то мере, персональные данные, и не каждый человек хотел бы ими делиться открыто. Но вопрос интересный, и над ним можно поработать.

Мы разобрались, как книгу выбрать, а как книгу правильно читать?

Культура чтения закладывается в семье. Давайте определимся с тем, как выглядит сам процесс чтения. Чтение - это применение механизма воображения, когда слова и фразы складываются в картинку. Во многом такой механизм формируется в детстве, когда ребенку читают его родители. И если люди не хотят читать литературу, значит это связано с проблемой превращения слов в художественный образ, то есть такой механизм просто отсутствует, и его нужно развивать. Техническая литература представлена больше на логическом, а не на образном уровне. И когда люди читают только специальную литературу, они ограничивают свои возможности образного мышления - ограничивают возможности выхода за пределы установленной логики, кажется, именно это мы и называем фантастикой, а может быть и наукой. Задайте себе вопросы: правильно ли вы читаете, какие образы соответствуют тому, что вы прочитали, какой бы узкоспециализированной не была информация?

Вы хотите сказать, что наука - это преобразование образного мышления в уникальную формульную часть? Как человеку развить это на профессиональном уровне?

Чтение это всегда работа. Если профессия связана с конструированием, то человеку ближе фантастика. Если научные интересы направлены на изучение общества, то, скорее всего, это классика, современные романы. Скажу более, когда студенты просят найти литературу по научным темам, мы можем рекомендовать им еще и художественную литературу. Конечно, неплохо при этом добавлять интригу. Например, предложить узнать, как представляли себе космонавигацию братья Стругацкие. Еще один пример: в эпоху успешного менеджмента, когда многие ищут идеи для экономического роста, можно вспомнить о Николае Некрасове. Казалось бы, что может связывать классика с современными тенденциями рынка? Оказывается, Некрасов писал романы, которые имели огромный коммерческий успех. Можно сказать, он делал на литературе свой бизнес, и многим есть чему у него поучиться.

Есть ли мода на книги и как вы ее ощущаете?

Конечно. Сейчас в моде книги, по которым сняты сериалы и фильмы. Охотно читают и литературу, по которой созданы сетевые игры. Вне времени и моды остается, например, Ремарк. Он в списке любимых авторов у многих поколений. Его произведения оставляют сильный след в душе, в сердце человека. Сейчас господствует визуальная культура, и книга скорее дополняет ее. Сначала человек берет то, что привлекает внешне, потом приходит осмысление – и тут свое место находит книга.

Какими бы уникальными методиками обучения не обладали преподаватели, но учатся студенты по учебникам. Как происходит формирование учебного фонда?

Все книги, по которым идет учебный процесс, закреплены в рабочих программах. Прежде чем включать учебник в рабочую программу, преподаватель приходит в библиотеку и узнает о ее наличии. В случае ее отсутствия делается заказ на электронный или печатный экземпляр. Периодически библиотека делает информационные рассылки преподавателям о необходимости обновления фондов. Электронная книговыдача позволяет сделать анализ востребованности литературы, по его результатам мы можем уведомить заведующих кафедрами о низком спросе заказанных ими изданий.

Как изменилась библиотека с приходом термина «инновация»?

Мы ввели дополнительные услуги и сервисы для читателей. На первом месте сейчас проверка работ на наличие заимствований. Это самая востребованная услуга конца весны. У нас формируется коллекция развивающих игр. Это не просто развлекательный контент. Это игры, которые способствуют развитию определенных компетенций, необходимых в учебном процессе. По некоторым играм проводятся целые турниры: Мафия, Монополия. Кстати, удивительно, что, несмотря на изменчивость молодежной среды, постоянный спрос остается на шахматы. А еще могу похвастаться тем, что библиотека имеет уникальную коллекцию винила - студенты слушают пластинки с удовольствием.

Мы раскрываем свое пространство навстречу читателю. Медиацентр - это новая форма общения с пользователем, где отсутствует барьеры между книгой, услугой и читателем. Здесь доступны все формы работы с информацией. Базы данных, традиционные издания, офисная техника - все находится в открытом доступе, что особенно удобно для работы. Библиотека стала местом прохождения тренингов для аспирантов и магистрантов, причем как на базе библиотеки, так и онлайн.

Библиотека сегодня – это открытая площадка, которая привлекает работодателей к общению со студенческой средой в профессиональном формате, формате олимпиад и мастер-классов, но не отнимает у них ресурс и не ставит перед ними обязательств перед вузом. Таким образом, в тройке «наука – вуз – производство» библиотека выступила независимой площадкой для обсуждения идей и решений.

Люди часто противопоставляют интернет и библиотеку. В чем разница: когда нам нужно одно, а когда другое?

И там, и там есть собеседник. Со стороны интернета - это поисковик, робот. В библиотеке - человек. Каждый выбирает сам. Ведь поиск информации - это интеллектуальный труд, и кому-то проще это делать самому, другому нужна компания. Вот простой пример: приходит студент,- проверяет работу на наличие заимствований, а там – катастрофа. И, прежде чем решить проблему, студента еще нужно вывести из ступора, снять паническое состояние, предложить варианты исправления ситуации. В интернете много информации, но не всегда там есть советы – он замкнут на самом себе: интернету безразличен тот, кто к нему обратился.

Каждый раз мы возвращаемся к теме межличностного общения. Библиотека становится скорее социальным институтом, а не книгохранилищем?

Я бы сказала, это, скорее, экосистема. Знакомство с библиотекой у всех студентов ОмГТУ начинается с курса лекций по основам информационной культуры, формируется первичная картинка. Это немного принудительно-назидательный момент. Далее идет реакция студентов на сервисы библиотеки, ее ресурсы – и это уже свободный выбор студента. И мы уже работаем с личностью, и, хотелось бы верить, что мы вносим вклад в ее формирование.

И последний вопрос. Почему штемпель на 17 странице?

Книга состоит из блоков/тетрадей по 16 страниц. Первый блок содержит титульный лист, на который ставят штамп библиотеки. Если этот блок потеряется, то дублетный штамп на 17 странице дает возможность установить принадлежность книги к той или иной библиотеке. Если в книге меньше 17 страниц, то это уже не подходит под понятие издание, даже в брошюре их должно быть не менее 40.

Благодарим за беседу и поздравляем всех сотрудников библиотек и читателей с Всероссийским днем библиотек!


Возврат к списку