Ведущие российские ученые обсуждают проблемы логистики углеводородов

Ведущие российские ученые обсуждают проблемы логистики углеводородов

31.10.2018

30 октября в Омском государственном техническом университете начала свою работу II Всероссийская научно-практическая конференция "Трубопроводный транспорт углеводородов". Инициаторами и организаторами мероприятия выступила кафедра "Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология" Омского государственного технического университета.

Целью проведения конференции является создание научно-практической площадки для расширения сотрудничества, активация научно-исследовательской работы, обмен опытом и результатами научных исследований и практических разработок по проблематике трубопроводного транспорта, хранения и распределения углеводородов.

В организации мероприятия принимают участие ведущие компании нефтегазового профиля: ОМСКГОРГАЗ, ООО «Транснефтегазпроект», Альфа-Ойл-Сервис, АО "Транснефть – Западная Сибирь", ОМСКОБЛГАЗ, АО «Омскгазстройэксплуатация» и АО Филиал «Омскгипротрубопровод».

На пленарном заседании ученые вузов и представители предприятий Омска, Москвы, Казани, Тюмени, Томска, Самары, Уфы, Югры, Ноябрьска заслушали и обсудили наиболее значимые доклады в области исследований развития трубопроводного транспорта, хранения и распределения углеводородов, а также поиска новых направлений.

Работа конференции продлится два дня и будет проходить по направлениям: энерго- и ресурсосбережение при транспортировке и хранении углеводородов; газоснабжение, газификация и газовое хозяйство; проектирование, сооружение и эксплуатация объектов транспорта и хранения углеводородов.

    Виктор Шалай, президент ОмГТУ, заведующий кафедрой «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология», доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник ВШ РФ, председатель Омского регионального отделения Ассоциации инженерного образования России: «Это уже вторая конференция по данной тематике на базе опорного вуза. Лучшие работы, отмеченные дипломами по итогам очного представления докладов, будут опубликованы в Деловом журнале Neftegaz.RU, который входит в перечень ВАК».

  
    Игорь Квасов, декан факультета «Транспорта, нефти и газа», профессор кафедры «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология», кандидат экономических наук, председатель секции «Энерго- и ресурсосбережение при транспортировке и хранении углеводородов»: «Более 100 участников из разных регионов страны предложат пути решения проблем, возникающих при проектировании, обслуживании и эксплуатации объектов транспортировки и хранения углеводородов. Очень символично, что даты проведения нашей конференции совпадают с профессиональным праздником - Днем инженера-механика. Ведь одним из известнейших специалистов в области создания крекинга, строительства резервуаров, нефтепроводов и насосов для перекачки нефти является Владимир Григорьевич Шухов  - выдающийся русский ученый и инженер».


   
   

 




















Наталья Чухарева, кандидат химических наук, доцент Отделения нефтегазового дела ТПУ: «Самыми актуальными проблемами настоящего времени являются вопросы энерго- и ресурсосбережения, оптимизация технологических процессов, повышение уровня безопасности и надежности объектов.

Существует два основных метода снижения потерь: механизация и автоматизация (это агрегаты большей мощности, системы параллельных трубопроводов и так далее) и воздействие на свойства транспортируемой среды (применение противотурбулентных присадок, например). Воздействие может быть так же реализовано нагревом, ультразвуковой обработкой, СВЧ-обработкой, когда изменяются уже физико-химические свойства углеводородов.

Однако с ростом протяженности трубопроводов происходит увеличение затрат на логистику, поэтому не происходит существенного удешевления конечного продукта. А в случае освоения новых удаленных регионов, не имеющих инфраструктуры вообще, затраты опять увеличиваются.  Ведь система развивается в зависимости от потребностей общества и времени. Если сегодня у нас есть потребность качать жидкие углеводороды на восток страны, то завтра изменятся не только направления движения продукта, но и условия транспортировки.

Срок окупаемости проектов может составлять 10 и более лет. Поэтому уже недостаточно рассматривать любой проект только с точки зрения технологии, речь идет об управлении логистическим потоком. И, конечно, одним из важнейших аспектов отрасли остается безопасность транспортировки. Это производство опасно и может вести к созданию техногенного события того или иного уровня. Ведь любая чрезвычайная ситуация – это, прежде всего, затраты на ее устранение.

Сейчас много говорят о конечности запасов углеводородов, но это, скорее, точка зрения обывателей. Многие месторождения функционируют достаточно давно, например Казань, и здесь понятие легкой и средней нефти уже отсутствует полностью. Это приводит к переориентации на нетрадиционные ресурсы, такие как  высоковязкие, легкозастывающие нефти. И это долгосрочная перспектива для отрасли.

Другим примером нетрадиционных ресурсов являются газогидратные отложения, представляющей собой лед, можно сказать, спрессованный снег. При контакте с воздухом газогидрат начинает выделять метан, который затем может быть использован. Так вот, Арктика обладает огромнейшими запасами газогидратных отложений, но на сегодняшний день отсутствуют технологии их добычи и транспортировки. И, конечно, исследования в этой области являются приоритетными для государств, претендующих на арктические месторождения. В новых условиях система транспортирования углеводородов может принять новые формы, а трубопровод может стать лишь частью новой системы  переработки и транспортировки углеводородов».


   
   

Возврат к списку