Сергей Канунников: «Молодой человек может получить профессию рабочего, продолжить обучение в вузе, а работодатель увидит его на всех этапах обучения»
Сергей Канунников: «Молодой человек может получить профессию рабочего, продолжить обучение в вузе, а работодатель увидит его на всех этапах обучения»
04.03.2015
- Сергей Николаевич, не страшно было менять работу в университете на кресло министра?
- Сомнения перевесило то, что мне известен характер работы, объект применения сил, коллектив. Я ведь в образовании всю жизнь. Хотя не представлял, что будет настолько большой объем работы. В ведении министерства весь образовательный спектр вопросов, касающихся детства и юношества. К тому же в новом «Законе об образовании» дошкольное образование выделено как отдельный уровень, впервые появился дошкольный ФГОС, его нужно осваивать. Но я пришел не на пустое место, были планы, которые удалось успешно реализовать к концу 2014 года. Знаковое событие – открытие детского технопарка на базе областной станции юных техников. В сентябре мы открыли радиотехнический ресурсный центр, у нас их уже 7 по разным направлениям – машиностроительный, нефтехимический, лесного хозяйства, агрономический. Это современно оснащенные комплексы, где есть возможность готовить очень хороших специалистов, рабочих в первую очередь. На днях был в авиационном колледже – к нему присоединили два профессиональных училища – производственного объединения «Полет» и завода имени Баранова. Уже идет реконструкция цеха, мы в прошлом году выиграли федеральный грант, в этом году ждем второй транш. В ближайшее время будет подписан договор с ОмГТУ, то есть сложатся все составляющие. Молодой человек может получить профессию рабочего, техника, продолжить обучение в вузе, а работодатель увидит его на всех этапах обучения. Создание ресурсных центров позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, о чем не раз говорил президент России. В этом году собираемся создать ресурсный центр для одаренных детей.
- Как это будет выглядеть?
- Городской совет уже принял решение о передаче гимназии № 117 в областное подчинение. К ней планируем присоединить здание бывшего детского дома № 1, оно послужит интернатом. Но мы хотим, чтобы каждый учитель знал, как работать с такими ребятами. Поэтому областной институт развития образования разработает технологию выявления и сопровождения одаренных детей, обучит педагогов. ИРО, кстати, разрабатывает еще один перспективный проект. В области около 200 тысяч детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации – не только инвалиды или социальные сироты, но и просто малообеспеченные. Создаем сайт ОмскРИД (Омские родители и дети) им в помощь, «живой» портал на все случаи жизни, с советами психологов, педагогов, юристов. Объявим конкурс среди студентов на лучший дизайн. Хотим направить энергию детей в познавательное русло, «загрузив» в их гаджеты специальные интересные программы.
- Будут ли какие-то изменения в процедуре проведения ЕГЭ?
- Наша задача - сделать процедуру ЕГЭ четкой и прозрачно, и, кроме того, рассказать всем, что ничего страшного в ней нет. Многие дети уже сделали выбор. Преподаватели технических вузов очень волновались, что у них будет мало студентов. И напрасно, как выясняется. Из 10390 выпускников, которые будут участвовать в ЕГЭ, 8341 выбрали профильную математику, 6980 – базовую, то есть многие решили сдавать и ту, и другую, чтобы увеличить шансы на поступление. 3550 человек выбрали физику, 712 – информатику. Маловато литературы – 694, еще меньше географии – 291. Из иностранных языков больше, конечно, английского – 862, причем 80 процентов хотят сдавать его с устной частью. Есть 39 «немцев» и даже 2 «испанца»! Пунктов проведения экзаменов нынче будет чуть меньше, но если в прошлом году он-лайн наблюдением были оснащены 17 процентов, то теперь – 55, остальные будут работать в режиме записи. Мы надеемся свести к минимуму число нарушений. В прошлом году их было 30, апелляции по 4-м из которых признали неправомочными действия экзаменаторов – перегнули палку. Например, пришел ребенок с циркулем, и его удалили. Перестарались. Но большая часть проблем – из-за того, что пытаются пронести телефоны. Причем, напрасные старания - 22 пытались, 22 же и выявили. Полицейский проверяет на предмет антитеррористических действий, но изымать телефоны не уполномочен, это наша, педагогическая, работа – убеждать. Не всегда получается. Но все больше детей, которые разделяют лозунг Рособрнадзора «За честный ЕГЭ».
- ЕГЭ усиливает отток лучших ребят из Омска – в Москву, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск. В наши вузы приходят слабые студенты?
- Я почти десять лет проработал в университете, и конкурс всегда стабильный – как минимум, 4 человека на место. Причем, средний балл ЕГЭ – от 70 и выше. У нас много хороших ребят остается, и в высшей школе, и в педагогику идут. Тем более что сейчас ужесточились требования к обучению за деньги – чтобы поступить, уже недостаточно сдать экзамены на минимальные баллы.
-Как вы оцениваете уровень современных педагогов?
- Уровень современных учителей высокопрофессиональный. Другое дело, что общество стало требовательнее. К тому же 15-20 лет назад, когда люди без образования вдруг стали получать огромные деньги, ценность образования была практически сведена на нет, а вместе с нею и уважение к людям, его несущим. Сейчас ситуация кардинально меняется, иметь хорошее образование становится престижным. У наших педагогов есть все условия, чтобы повышать профессиональный уровень – прекрасный институт развития образования, который ведет на протяжении всей профессиональной жизни. Это важно, потому что подходы к преподаванию меняются. Сейчас уже сумма знаний – не самоцель, мы учим способам добычи этих знаний, их практическому применению. Можно на уроке химии учить ребенка формулам, а можно начать с выведения пятна на рубашке. Мотивация – вот движущая сила знания. Большое значение имеет поддержка родителей, особенно в детском саду. Без нашей совместной работы вряд ли что-то получится. Ребенок познает мир через игру, и надо, чтобы родитель эту игру продолжал дома, не для того, чтобы провести время, а чтобы получить результат. Когда объясняем мамам и папам, что произойдет с ребенком в конечном итоге, появляется заинтересованность, они начинают видеть ту модель мира, к которой мы стремимся: ребенок и рядом два союзника: семья и школа.
- Почему же омские педагоги не побеждают на Всероссийском конкурсе «Учитель года»?
- Я специально ездил в Азовский район к Александру Иванову, который вошел в двадцатку на «УГ-2014». Очень интересный человек с независимым мышлением. Договорились, что осенью он даст несколько таких же уроков в Омске, как на конкурсе в Москве. Надо, чтобы тема у ребят совпадала, чтобы не искусственно было. Тем более предмет у него – история. Я тоже историк, самому посмотреть интересно. У нас много хороших педагогов, но как-то пока не совпадают они с надеждами жюри. Может, искры какой-то не хватает? Ищем.
- Эксперимент по сливанию образовательных учреждений продолжится?
- В Большереченском районе создают образовательные комплексы – детский сад, школа, дополнительное образование. Но не в рамках какого-то эксперимента, и не для экономии, а для того, чтобы было единое образовательное пространство. Ведь так и детям, и родителям удобнее, и преемственность создается. Глупо проводить такую серьезную работу, чтобы сократить одного-двух директоров. Мы обобщали этот опыт, в прошлом году руководители районных комитетов знакомились с ним. Но это не железобетонно – если что-то пойдет не так, можно будет вернуть все назад.
- Исчезла в этом году дотация на школьное питание…
- Дотация состояла из двух частей – областной и муниципальной, составляя 10 рублей. Помощь стала адресной: для детей из семей, в которых средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения. Был недавно в Крутинском районе, глава Василий Киселев, бывший учитель географии, каждой школе купил по теплице из поликарбоната. Выращивают овощи для школьных столовых. В Москаленском районе есть маленькая основная школа – Майская – завела себе мини-ферму. В городе другие условия, но у каждой школы есть своя территория, свои возможности.
Меню раздела