#лицаОмГТУ: о заведующем кафедрой «Гидромеханика и транспортные машины» Викторе Щербе
#лицаОмГТУ: о заведующем кафедрой «Гидромеханика и транспортные машины» Викторе Щербе
Виктор Евгеньевич, расскажите, почему решили поступать в Омский политехнический институт?
Я закончил среднюю Кормиловскую школу № 1, во время учебы очень увлекался физикой, математикой и химией. Мне нравилось решать разные задачи, делал это для себя даже в свободное время. После окончания школы поехал в Красноярск учиться на химика, но бытовые условия не очень понравились, и я решил вернуться в Омск. В то время в политехе открылся факультет холодильных машин, туда я и поступил в 1971 году, стал инженером-механиком по криогенной технике. Получив диплом, остался работать на кафедре «Холодильные и компрессорные машины» инженером научно-исследовательского сектора.
Почему решили остаться в вузе и пойти по научному пути?
Я получаю удовольствие от красоты решения научных задач, придумывания чего-то нового и воплощения своих идей в жизнь.
Расскажите о своих научных интересах
Область моих научных интересов лежит в исследовании компрессоров и насосов объемного действия и поиске путей для повышения эффективности их работы. С 1976 по 1994 год я трудился над теорией рабочих процессов для компрессоров с двухфазным рабочим телом. После защиты докторской диссертации я изменил уклон своих научных и педагогических интересов в область насосов объемного и динамического действия. Они имеют очень широкое применение: водопровод, отопление, канализация, управление машинами и самолетами, заправочные станции и многие другие вещи в нашей повседневной жизни основаны на гидравлике, а в Омске соответствующим специальностям тогда нигде не учили. В связи с этим мы с ректором Жилиным Николаем Семеновичем решили открыть в вузе новую специальность. Я ездил по ведущим вузам страны, перенимал опыт обучения таких специалистов, и в 1996 году в Омском политехе появилось направление подготовки специалистов «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмавтоматика».
Потом мы продолжали развивать кафедру, наращивать материально-техническую базу, открыли специальность «Автосервис», потому что люди массово стали приобретать машины и это стало очень актуальным. Также совместно с военной кафедрой организовали подготовку специалистов по направлению «Транспортные средства специального назначения».
Вы руководите кафедрой с 1994 года, какие достижения за это время считаете самыми главными?
Здесь можно назвать открытие межкафедральной лаборатории «САПР машин объемного действия», где мы с коллегами выполняли хозяйственно-договорные работы, а также ресурсного центра «Объемные гидро- и пневмомашины».
Очень значимым этапом стало создание научно-образовательного ресурсного центра «Сервис автотранспорта», ставшего университетской станцией технического обслуживания. Около 10 лет велась разработка проекта учебно-производственных мастерских, строительство здания, закупка оборудования и так далее. Официальное открытие состоялось в 2013 году. В настоящее время здесь не только ведется учебный процесс, но и оказываются услуги ремонта автомобилей для обучающихся, сотрудников вуза и всех жителей города: производится мелкосрочный ремонт и ремонт двигателей, диагностика, шиномонтажные работы, технологические мойки и многое другое. На базе ресурсного центра студенты также проходят производственные и учебные практики.
Еще одним большим делом стало открытие филиала ОмГТУ в Нефтеюганске. С 1999 по 2015 год я был его директором. Меня пригласили в этот город еще в 1990 году как специалиста по гидравлике – я разрабатывал и внедрял технологию гидронамыва песка, которая позволяла добывать более крупный и качественный песок из северной почвы. Благодаря этой работе в Нефтеюганске у меня уже было много контактов, поэтому было решено открыть филиал именно там. Преподаватели приезжали туда из Омска, чтобы готовить электриков, автомобилистов, экономистов и рекламщиков для этого региона.
Но самая важная задача – это подготовка компетентных сотрудников для кафедры (кандидатов наук и докторов, доцентов и профессоров), которые будут успешно готовить специалистов для нашей страны. Когда я только начинал работать, высококвалифицированных кадров очень не хватало, но в 2008 году мы смогли открыть диссертационный совет по направлению подготовки «Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты». С тех пор я подготовил 14 кандидатов наук, большинство из них сейчас являются сотрудниками нашего вуза.
Какие самые яркие моменты от учебы или работы запомнились больше всего?
С 1986 по 1987 год я проходил научную стажировку в Чешском высшем техническом училище. Чтобы попасть на нее, нужно было пройти довольно жесткий отбор, я около двух лет готовился к этой поездке. В Чехии прожил 10 месяцев, учил язык в Карловом университете, работал над докторской диссертацией, общался со студентами и иностранными коллегами, которые меня прекрасно приняли. Это была моя первая поездка за границу и сразу почти на год, с полным погружением в чешскую среду и менталитет – такой опыт произвел большое впечатление.
Совсем недавно Минобрануки России присвоило вам звание почетного работника науки и высоких технологий Российской Федерации, поздравляем вас с наградой, а также с 70-летним юбилеем!
Я благодарен нашему вузу, в котором я провел всю свою жизнь, начиная со студенческих лет. Университет – это не только здание, но и коллектив. Хочу сказать спасибо преподавателям, которые учили меня, руководителям ОмГТУ, с которыми я работал, а также всем коллегам.
Чем увлекаетесь помимо научной деятельности?
Я люблю путешествовать, мы с семьей много ездили и по нашей стране, и по зарубежью. Например, побывал в Рио-де-Жанейро, Сингапуре, Гонконге.
Что пожелаете университету?
Университету желаю стабильности. Очень важно, чтобы им руководили квалифицированные и уважаемые люди, и он всегда имел высокий рейтинг в стране и за рубежом.