#лицаОмГТУ: о профессоре кафедры «Авиа- и ракетостроение» Валерие Трушлякове

#лицаОмГТУ: о профессоре кафедры «Авиа- и ракетостроение» Валерие Трушлякове

11.04.2024

Расскажите немного о своем детстве. Как начали интересоваться космосом?

Конечно, все закладывается еще в школе – у нас были очень хорошие учителя по физике и математике, они привили мне интерес к этим наукам. Помню, как приходил к дядьке, который был мастером районного радиоузла, находившегося недалеко от моего дома к шести утра и мы с ним разбирали радиосхемы. В 11-ом классе я ездил с другим мастером по поселкам нашего района, помогал ему ремонтировать телевизоры. Очень хотел поступить на радиотехнический факультет.

Потом поехал подавать документы в Томский государственный университет, а там в то время открылся первый прием на физико-технический факультет. Тогда все бредили ракетами, космосом, естественно, после всего увиденного ни о каком радиотехническом факультете и речи не было – только физико-технический. Так я туда и попал.  

Как оказались в Омске?

Распределили сюда после учебы, в конструкторское бюро на ПО «Полет» – тогда это еще был Омский авиационный завод. Там я отработал 23 года, за это время защитил кандидатскую и докторскую диссертации, а в 1993 году, когда уже шла жуткая перестройка, меня пригласили в политех заведовать кафедрой «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов», и я согласился. С того времени уже свыше 30-ти лет работаю здесь.

Мне кажется, это самый оптимальный вариант, когда человек получил опыт на производстве, в конструкторском бюро, на космодроме, полигоне, а потом идет учить студентов, то есть «сеять доброе, разумное, вечное», как говорится.

С чего начали свой путь в политехе?

У нас было тесное взаимодействие с вузом, когда я работал в конструкторском бюро: институт был четко ориентирован на завод, наш главный конструктор здесь преподавал, специалисты участвовали в учебном процессе. Была та же деятельность –все знакомо, а года через полтора меня назначили еще проректором по научной работе, и я занимал эту должность около 10-ти лет.

С 2000-х годов я являюсь профессором кафедры «Авиа- и ракетостроение», и считаю эту должность лучшей – у меня много аспирантов, докторантов, сотрудников, которые работают в лабораториях под моим руководством.

Вы ведете деятельность не только в России, но и за рубежом?

До СВО и ковида у меня было много связей с зарубежными специалистами и регулярные международные командировки, более того – к нам приезжали учиться магистранты из Милана, Испании, Нидерландов, шесть месяцев здесь писали диссертацию под моим руководством, а потом уезжали защищаться в вуз, где у них был свой руководитель. Всего человек 15.

Было очень много поездок в Китай, Японию, Европу, Канаду, был экспертом по космическому мусору в Роскосмосе, и мы каждый год в разных странах, где есть космические агентства, встречались со специалистами.

Сейчас также идут переговоры о сотрудничестве с Китаем, но уже в рамках дружбы между вузами.

Какие интересные наблюдения вынесли из поездок? Были какие-то запоминающиеся моменты?

Я вообще привык работать с европейскими специалистами, но также бывал много где в Азии, в самых глубинках. С китайцами учился еще в Томске, потом более 10 раз был в Китае, и этот феномен их развития, конечно, удивителен, как и немецкое чудо в предвоенные годы (прим. речь идет о разработках авиационной и ракетной техники).

Один раз встретился в Канаде с Илоном Маском. Тогда, в 2002–2003 годах, он на одном из крупных тематических мероприятий представлял свою тогда никому не известную фирму SpaceX. 

Как, по Вашим наблюдениям, менялось образование в области авиа- и ракетостроения с течением времени?

В 60-е годы началось массовое открытие кафедр, ориентированных на эту тематику, и туда шли элитные дети, самые лучшие ребята. Это было до 80-х годов. Сейчас в России мы видим резкое угасание интереса молодежи к ракетно-космической технике, недобор в университетах, резкое сокращение финансирования этой сферы.

Есть талантливые студенты – вот у меня были группы, где все толковые, но в аспирантуру пошел только один. Интерес к профессии сейчас резко падает, как и уровень профессионализма уже работающих инженерных кадров.

Сколько выпустили аспирантов и докторов наук?

За все время работы я воспитал 6 докторов, 17 аспирантов, 2 из которых только недавно защитились. Еще 4 выращиваются сейчас, веду подбор будущих – их же нужно выбирать, готовить, а это долгий процесс.

Какой деятельностью занимаетесь в университете?

Веду полноценную нагрузку (лекции, практические занятия) на 1 ставку, готовлю магистрантов, аспирантов. В объединенном диссовете (СибАДИ, ОАБТИИ, ОмГТУ) я председатель и заместитель председателя диссовета нашего вуза. Руковожу научной деятельностью лаборатории «Космическая экология» с подсекциями.

Чем любите заниматься в свободное от работы время?

Иногда хочется почитать хорошую литературу, раньше любил что-то делать руками – дачу построил, ремонт сам делал и так далее, что-то так и тянуло, потом, слава Богу, прошло.

А вообще, как и любой человек, ценю земные радости – сидеть с книжкой у камина, пить хорошие напитки, общаться. Нравится слушать симфонический оркестр, хороших чтецов.

Какие советы можете дать сегодняшним студентам, которые только вступают на учебный и научный путь?

Можно давать глобальные и содержательные советы, но многое решает удача, случай – какая будет жена, в какой коллектив попадешь, в какое время и так далее...

Поступайте и в аспирантуру, и в докторантуру – это самая лучшая образовательная траектория, а дальше уже с дипломом доктора наук можно идти в инженеры в научно-исследовательские институты или остаться в вузе. Но какой бы путь ни был выбран, главное – обязательно нужно много работать над собой.

 

Возврат к списку