Версия для печати

#лицаОмГТУ: о профессоре кафедры «История, философия и социальные коммуникации» Владилене Бернацком

02.02.2024

Профессор кафедры «История, философия и социальные коммуникации» Владилен Бернацкий рассказывает в интервью о своем профессиональном и научном пути, предмете своих исследований, о том, какое значение философия имеет в жизни человека, и многом другом.

#лицаОмГТУ: о профессоре кафедры «История, философия и социальные коммуникации» Владилене Бернацком

Как Вы пришли к философии?

Для правильности ответа немного истории. Школьные годы прошли в промышленном городе Урала – в Челябинске, поэтому и выбрал технический вуз Ленинграда, но не прошел конкурс. В толпе таких же абитуриентов услышал об энергетическом техникуме, в котором рассматривают итоги вузовских экзаменов. Пошел туда и был принят на теплотехническое отделение. По его окончании получил распределение в Томское энергоуправление и начал работать на «ГРЭС-2», параллельно обучаясь в Томском политехническом институте на специальности «Электрические станции, сети и системы».

Однако там я почувствовал, что мне все-таки ближе гуманитарный цикл, и поступил в Томский государственный университет на исторический факультет.

Дальше обстоятельства сложились таким образом, что мне пришлось переехать в Калугу, где я стал работать на заводе, а потом – в Обкоме комсомола инструктором орготдела. Вот тут и начался мой путь к философии. В идеологическом отделе инструктором был выпускник философского факультета МГУ, через полгода моей работы он предложил мне перейти к ним и поступить в Московский государственный университет. Так я поступил на философский факультет.

Как попали в Омск?

Ко времени получения диплома я женился и сам пошел в отдел распределения факультета, чтобы попросить подыскать вузы, которые обещают квартиры. Из всех предложенных вариантов Омский политехнический институт мне понравился больше всего, потому что жилье там можно было получить в течение года.

Как складывался Ваш путь в институте?

Я считаю, он складывался хорошо. Как только мы приехали, сразу получили комнату в общежитии, которое располагалось на улице Долгирева.

Можно сказать, что я – свидетель укоренения технического института в Нефтяниках, потому что первый корпус, который теперь является главным, открывался именно в это время. Отдельной кафедры философии тогда не было, она была совмещена с историей.

Кафедра появилась через три-четыре года после того, как я приехал в город. Сначала работал преподавателем, потом стал старшим преподавателем и поступил в аспирантуру МГУ. Аспирантура была целевая, и после окончания я вернулся обратно в Омск.

Расскажите подробнее об области Ваших научных интересов.

Меня всегда интересовала проблема человека и общества, поэтому и диплом я писал, как сейчас говорят, по социальной проблематике и на протяжении всей научной деятельности я занимаюсь изучением такой темы, как интересы в жизни человека и общества... Не могу точно сказать, почему проблема интереса всегда так тянула меня, но я чувствовал, что она столь многослойна и что найти какое-то единство в умах философов невозможно, потому что под интересом каждый понимает нечто свое. Закончил аспирантуру, связанную с этой тематикой, защитил диссертацию, позже – докторскую. Защищал кандидатскую на кафедре философии гуманитарных факультетов МГУ, а докторскую – в Институте философии АН СССР – самом гнезде философской мысли, и везде с одной проблемой – интересы, человек, общество.

Как видоизменялось Ваше исследование с течением времени?

Интерес – настолько глобальная проблема, что задевает все сферы жизни. Он невозможен без потребности, и до сих пор не понятно, существует ли в нем какая-либо объективная закономерность. На протяжении всей научной деятельности я занимался исследованием того, что дает нам интерес, куда он нас ведет и ведет ли вообще куда-то. Рано или поздно он реализуется, но это означает только то, что следующий уровень будет по поводу практически таких же предметов, но уже технологически новых.

То есть развитие интереса напрямую связано с прогрессом?

Верно, поэтому закономерность реализации интереса – это объективированный процесс развития и индивида, и общества в целом. Прогресс существует только лишь при том условии, если опирается на удовлетворение потребности и реализацию интереса. Прогресса и движения вперед не может быть, если нет ничего качественно нового.

Пришли ли вы в своих исследованиях к какому-либо результату?

Конечно, он изложен в двух диссертациях и в достаточно полемической статье, опубликованной в сборнике докладов конференции, которая проходила в ОмГТУ. В статье я пишу о том, что человек не биологическое существо, а общественное, а также о необходимости ввести понятие «общественная форма жизни».

Какие из опубликованных работ являются для Вас наиболее ценными?

Первые работы, в которых описаны подходы к изучению интереса. Здесь отмечается, что это объективный феномен человеческой жизни, что человек – общественная форма жизни, а также что мы с вами живем в представленной нами же действительности (отсюда и проблема реальности).

Какое значение, на Ваш взгляд, имеет преподавание гуманитарных дисциплин, философии, в частности, в техническом университете?

Для любого человека философия – необходимый компонент, и обманывают сами себя те, кто утверждает, что можно обойтись без нее. Многих она пугает, но игнорировать ее нельзя, ведь это наука о человеке и обществе, и реализовать интересы субъектов можно только погружаясь в изучение глубинных философских процессов.

Что Вам больше всего нравится в преподавании?

Преподавание – многогранный процесс. Мне нравится студенческая среда, ведь для каждого из людей, как я уже говорил, действительность своя, поэтому в любом вопросе обучающегося всегда присутствует его представление о том, о чем он спрашивает, вплоть до субъективного понятия времени – физическая это сущность или же умственно сформулированная реальность?

Кант сказал, что сущность непознаваема, но мы приближаемся к ней. Несмотря на то, что он сказал это 200 лет назад, он прав. Со студентами говорить интересно, я стараюсь не навязывать свое мнение, ведь и моя действительность несет в себе элементы субъективности.

Какой деятельностью сейчас занимаетесь в университете?

Сейчас я не преподаю, работаю консультантом по диссертациям наших преподавателей.

Как Вам нравится проводить досуг?

В свободное время я всегда любил читать или участвовать в какой-нибудь дискуссии.

Какие советы можете дать студентам, которые делают первые шаги на своем учебном и научном пути?

Я хотел бы им сказать, что не нужно бояться слов «философия» и «идеология», потому что без этих понятий нет личности. Идеология может быть нацелена против человека, индивида, индивидуальности, но все стараются осознать ситуацию и высказать позитивную идеологическую позицию. Студентам я бы сказал так, как говорил талантливый философ и историк из МГУ Василий Васильевич Соколов: «Не пропускайте ничего мимо своего внимания – ни вопросов «Что это такое?» и «Почему?», наполняйте свою голову всем, что вас окружает, что вы хотите понять и осознать. Читайте».

У людей есть великое свойство – мы все обладаем логическим мышлением и всегда крутимся вокруг истины.

Возврат к списку