Роботы, космос и ракеты. Как у школьников развивают техническое мышление
13.09.2016
Технические специальности в вузах не теряют своей актуальности. Подстраиваются под запросы времени и школы. Акцент на развитии технического мышления учащихся решили сделать в школе №118. В учебном заведении для начальных и средних классов предусмотрен кружок робототехники, а для старшеклассников успешно функционирует ракетно-космический класс, который в этом году обзавёлся новой дисциплиной – робототехникой.
Тонкая работа.
Омское предприятие стало гордостью российской индустрии Корреспондент «АиФ в Омске» побывал на одном из таких уроков и выяснил, как элемент игры помогает изучать математику, физику и робототехнику.
Практика на заводе.
Такое обилие технических предметов введено в школе неслучайно. Всё дело в том, что уже боле 10 лет школа №118 сотрудничает с одним из предприятий, который оснащает ракетно-космический класс необходимым оборудованием, а это и специальные парты, конструкторы. Кроме того, активно взаимодействует с учебным заведением ПО «Полёт». Предприятие ежегодно предоставляет целевые места на факультет авиаракетостроения в ОмГТУ, чтобы затем привлечь на работу молодых специалистов.
Учиться сложно, но интересно.
По словам представителя ПО «Полёт» Николая Иванова, завод планирует пополнять свои ряды студентами, окончившими технический университет. Для этого уже со школьной скамьи ребятам рассказывают о перспективах работы на «Полёте», а также включают в процесс образования практики, благодаря которым школьники могут лично познакомиться с заводским оборудованием и освоить азы профессии. С помощью этого сокращается время на адаптацию будущих специалистов.
Кстати, практикой для учащихся называется трудовая четверть в июне, в течение которой ребята знакомятся с предприятием.
Жизнь для науки.
На сегодняшний день в школе №118 существует два ракетно-космических класса: 10-й и 11-й. Ими курирует учитель математики и информатики Светлана Биневская и учитель физики и информатики Ангелина Калашникова. По словам педагогов, ученики ракетно-космического класса выигрывают у обычных профильных классов благодаря уклону именно на технические дисциплины за счёт увеличения количества учебных часов. Например, если в обычном классе физику изучают два часа в неделю, то здесь - пять. А на долю информатики выпало четыре часа, два из которых занимает инновационная дисциплина робототехника. То есть ничего кардинально в учебном плане не меняется, добавляются только учебные часы. Для более углубленного изучения технических предметов ученики 11 класса раз в неделю ездят в ОмГТУ, где изучают физику, а 10 класс в стенах университета занимается инженерной геометрией. Кроме того, будущие ракетостроители активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, которые проводит технический университет.
И девочки, и мальчики с интересом изучают робототехнику.
Как оказалось, попасть в ракетно-технический класс не так уж просто. Для начала все желающие подают документы и сдают вступительный экзамен, по итогам которого определяются 25 сильнейших. Выбирают учеников также по рейтингу аттестатов за 9 класс, то есть должно быть не менее 4,5 баллов. И конечно, чтобы по техническим предметам были отличные оценки. Зато попавшие в заветный список могут практически не беспокоиться о трудоустройстве в будущем. Такие перспективы радуют учащихся, однако нашлись и те, кто метит выше. Например, попасть в Военно-космическую академию им. Можайского или московский вуз.
Программирование материнских плат, конструирование механизма, который станет служить основой для материнской платы или даже создание автомобиля, который будет двигаться по заданной траектории, - всё это лишь некоторые составляющие инновационной образовательной дисциплины - робототехники. Она нацелена на развитие технического мышления ребёнка. Соответственно, он пытается свои мысли, воображение реализовать, спрограммировать и собрать что-то своими руками, применяя полученные знания в нестандартных ситуациях. Прямо на наших глазах ученики ракетно-космического класса занимались созданием своего собственного робота, которые выполняет запрограммированные на определённую ситуацию действия. Они работали над автомобилем, который будет двигаться по заданной траектории. То есть элемент игры не просто присутствует в учебном процессе, а помогает сделать его необычным и интересным.
УЧЕНИКИ УЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОГУТ ИЗГОТАВЛИВАТЬ РОБОТОВ
В Омске пройдёт первый форум робототехники «Мне по душе конструировать, собирать. Это интересно и, возможно, в будущем поможет сделать весомый вклад в науку, - рассказывает Елена Тельнова, ученица 11 ракетно-космического класса . – После окончания школы хочу поступить в ОмГТУ, но другие варианты тоже рассматриваю. Учиться сложно, но интересно, учителя поддерживают и говорят, что я справляюсь. В классе мы обычно воплощаем те задумки, которые в теории разрабатывали дома, вот такое у нас домашнее задание. Было бы интересно посвятить свою жизнь этой области науки».
Пока два ракетно-космических класса существуют лишь в школе №118, однако перспективы развития такого углубленного изучения технических дисциплин велики. Об этом упомянул и Николай Иванов. По его словам, уже в октябре на базе ОмГТУ будет создан центр подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для производства ракет-носителей семейства «Ангара». Сейчас закуплено всё необходимое оборудование для лабораторий за счёт средств федерального бюджета. Поэтому развитию ракетостроения в Омске дан зелёный свет.
Автор: Ирина Зыбина
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ