Подведены итоги работы библиотечной секции на X юбилейной Международной IEEE научно-технической конференции «Динамика систем, механизмов и машин»

Подведены итоги работы библиотечной секции на X юбилейной Международной IEEE научно-технической конференции «Динамика систем, механизмов и машин» 12.12.2016 16-18 ноября 2016 года в Омском государственном техническом университете проходила X Юбилейная Международная IEEE научно-техническая конференция «Динамика систем, механизмов и машин», в рамках которой работала Секция «Динамика библиотечно-информационного обеспечения образования, науки и культуры». 

Председателем секции стал Р. А. Барышев, кандидат философских наук, доцент, директор Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета, председатель Секции библиотек высших учебных заведений РБА. Сопредседателем - Т. В. Бернгардт, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. 

В конференциальные мероприятия были включены: 
  • тематические заседания секций по справочно-библиографической и научно-методической работе Омского областного методического объединения библиотек вузов («Информационная поддержка учебной деятельности и научных исследований: ресурсы, услуги, продвижение», «Методическое обеспечение библиотечной деятельности»); 
  • мастер-классы «Документальный поток как база информационного анализа: новое знание из привычных источников» и «Проектная деятельность»; 
  • круглый стол «Библиотека в рамках новой парадигмы высшего образования: вызовы, тренды, поиски смыслов», где, в том числе, была организована дискуссионная площадка «Сегодняшний день вузовской библиотеки - оптимистическая трагедия или в начале славных дел?»; 
  • фокус-группа «Новые возможности корпоративного взаимодействия библиотек: российский и региональный аспекты». 

На мероприятиях секции обсуждались актуальные для профессионального сообщества проблемы: 
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности вузовских библиотек; менеджмент и маркетинг библиотеки в условиях реформирования системы высшего образования; 
  • инновационные подходы в организации библиотечно-информационного и библиографического обслуживания; 
  • включение библиотечных ресурсов и услуг в электронную информационно-образовательную среду вуза; 
  • анализ и синтез профессиональной информации на основе изучения документальных потоков; 
  • совершенствование системы научных и профессиональных коммуникаций (интеграция фондов библиотек в мировые информационные ресурсы, корпоративные проекты в информационном обеспечении научно-образовательного процесса и т. д.); 
  • формирование профессиональных компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы и пр. 
На заседании секции по справочно-библиографической работе рассматривались вопросы индивидуального информационно-библиографического обслуживания научно-педагогических работников, формирования информационной культуры и профессионально-значимых компетенций студентов и молодых учёных, подготовки библиографической продукции, информирования пользователей через социальные сети и т. д. 

Е. М. Смирнова, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности ОмГУ им. Ф. М. Достоевского: «Кафедра БИД сотрудничает с библиотекой ОмГТУ уже более 30 лет. Реалии сегодняшнего дня показывают, что создание и распространение библиографической информации переживает кризисный период - уменьшается количество пособий, снижается уровень их подготовки. В 2012 г. на кафедре БИД проводился сравнительный анализ пособий по экономике, подготовленных ГПНТБ СО РАН, ИНИОН и ВИНИТИ. Анализ показал, что сократилось не только количество журналов, входящих в пособие, но и количество аннотаций и их объем. Та работа, которую проводят сегодня сотрудники библиотеки ОмГТУ, характеризует новаторский подход. Библиографы сверхоперативно реагируют на изменения внешней среды. Особенно интересен проект «Виртуальная журнальная полка». Спасибо за проделанную работу!». 

Необходимо модифицировать традиционные библиографические картотеки - таким было мнение абсолютно всех участников заседания. Но есть и спорные моменты по их формированию. Участники дискутировали по поводу полноты представления материалов в библиотечных картотеках и внешних БД и целесообразности поддержки библиографического ресурса, который ведут несколько сотрудников, при наличии огромного количества внешних полнотекстовых БД, где представлены те же самые журналы, но в полнотекстовом виде. Сегодня все чаще говорят о сращивании первичной и вторичной информации, поэтому необходима переоценка библиографических ресурсов, традиционно используемых в библиотеках. Например, ресурс Киберленинки обеспечивает огромное количество запросов пользователей. С другой стороны, большое количество ежедневно появляющихся ресурсов невозможно внести в библиотечные библиографические БД и отслеживать их актуальность. Кроме того, внешние БД характеризуются наличием ошибок в описании, что порой делает невозможным поиск необходимой статьи. Библиографическая картотека дает пользователю весь спектр изданий по определенной тематике, чего не сделает ни один полнотекстовый ресурс. Картотеки незаменимы для выполнения уточняющих справок. Итог обсуждения - решение о прекращении ведения картотек следует принимать только после проведения сравнительного анализа полноты представления документного потока в он-лайновых БД. Данная проблема требует проведения обширного регионального исследования, которое возможно позволит оценить и экономический эффект данной работы. 

Проблемой для вузовских библиотек стало использование стандартов СИБИД по библиографическому описанию документов в условиях роста требований к цитированию научных публикаций и рекомендаций для периодических изданий, входящих в перечень ВАК. На заседании был представлен эксперимент ОмГТУ, в рамках которого были подготовлены примеры библиографического описания различных видов документов, включаемых в библиографические списки к статьям, публикуемым в научных журналах и материалах научных форумов университета. Основная проблема, из-за которой возникла необходимость введения измененных правил оформления библиографических списков к научной статье, - указывать всех авторов статьи для подсчета их публикационной активности, цитирования их работ. Фактически в качестве основного в ОмГТУ был использован ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Если использовать ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», авторы научных статей теряют в индексе научного цитирования. Вместе с тем, ГОСТ 7.1 применяется при оформлении выпускных квалификационных и диссертационных работ. Неспециалисту очень сложно ориентироваться в таком количестве правил и требований. 

В ходе заседания прозвучало несколько предложений для Омского областного методического объединения библиотек вузов: 
  • переименовать секцию справочно-библиографической работы, так как реалии сегодняшнего дня вносят в работу библиографов свои коррективы и она намного шире, чем заявлена в названии секции;  
  • изучить вопрос о проведении в рамках методобъединения проблемно-ориентированных семинаров, на которых представители разных направлений библиотечной работы будут обсуждать в комплексе вопросы, стоящие перед всеми библиотеками, что поможет методобъединению работать более эффективно; 
  • рекомендовать библиотекам организовывать обучающие курсы для магистрантов и аспирантов, при этом программа обязательно должна включать обучение академическому письму, составлению аннотации и реферата к научной статье; 
  • организовать в целях обмена опытом международный интернет-семинар по информационно-библиотечной поддержке аспирантов и молодых ученых (в режиме видеоконференции) в рамках проекта Tempus «NETCENG», участником которого является ОмГТУ. 
В адрес Российской библиотечной ассоциации было высказано предложение о создании нового национального общероссийского стандарта по библиографическому описанию. Желательно, чтобы ГОСТ был приближен к зарубежным стандартам и отражал, в том числе, требования, рекомендуемые для периодических изданий, входящих в перечень ВАК.  

Мастер-класс «Документальный поток как база информационного анализа: новое знание из привычных источников» проводила Т. В. Бернгардт, канд. ист. наук, зав. кафедрой БИД факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. На примере БЗ публикаций о частнонаучных и отраслевых методах, авторских методиках, применяемых в социально-гуманитарных науках, ведущая мастер-класса показала специалистам – практикам возможности использования информационной аналитики для: 
  •  подготовки перечня актуальных проблем по конкретной научной теме; 
  •  выявления научных коллективов, школ и авторов, занятых разработкой проблемы; 
  •  оценки темпов развития ДП по теме, отдельным её направлениям; 
  •  оценки индивидуального научного творчества ведущих учёных; 
  •  библиометрической оценки состояния науки в регионе и пр. 
Присутствующие на мастер-классе библиотекари, многие из которых получили профильное образование более 7-10 лет назад, высказали предложение организовать курсы переподготовки по информационной аналитике. Кафедрой БИД данное предложение было поддержано, курсы планируется ввести с сентября 2017 г.  

На заседании по научно-методической работе рассматривались вопросы проведения прикладных исследований, включая изучение степени удовлетворенности пользователей библиотечными услугами, анализ показателей работы библиотек, организацию рекламно-информационной деятельности, в т. ч. через сайты и социальные сети и пр. Библиотекой ОмГТУ был представлен онлайновый навигатор для читателей по библиотечным услугам и путеводитель по Интернет-ресурсам с информацией и архивами номеров профессиональных журналов, библиотекой ОмГУПС - базы данных для методистов «Организационно-распорядительная документация» и «Кейс событий». Участниками обсуждалась эффективность мероприятий по повышению квалификации персонала библиотек, применение компетентностного подхода при их организации. В острую полемику перешел разговор об использовании в вузовских библиотеках новых нормативов труда, утвержденных Министерством культуры РФ от 30 декабря 2014 г., № 2477. Нормирование рабочих процессов помогает библиотекам обосновать штатное расписание. Но после проведенного сопоставления норм у сотрудников складывается впечатление, что ускорение выполнения процессов приводит к снижению качества работы, особенно в сфере обслуживания. Очень важно найти оптимальное соотношение между нормой времени и качеством выполненной в этот временной промежуток работы. Необходимо учитывать, что в некоторых отделах приветствуется оперативность в обслуживании пользователей, в других же им предоставляется дополнительная информация о ресурсах и возможностях библиотеки, чем поддерживается информационная культура пользователей. Вместе с тем, некоторые сотрудники нацелены на выполнение узких задач и не готовы психологически к более тесному общению с пользователями. Кроме того, в настоящее время библиотекари выполняют огромное количество дополнительной творческой работы, которая никак не нормируется, и если «загнать» их в жесткие рамки норм, можно погубить инициативу, снизиться и качество работы. Вследствие данного разговора присутствующие предложили утвердить на уровне зонального методического объединения комплексные нормы труда для вузовских библиотек и направить обращение в РБА инициировать утверждение типовых норм для вузовских библиотек приказом Минобрнауки РФ.  

При проведении мастер-класса по проектной деятельности начальник Управления инновационными проектами и коммерциализации технологий ОмГТУ А. А. Гончаренко ознакомил участников с перечнем основных грантодателей (для учреждений образования и культуры), методикой подготовки заявок и этапами работы над грантом. На примере конкретных библиотечных проектов модератором были рассмотрены типичные ошибки при подготовке заявок и реализации проектов: неполный комплект требуемых документов; банальное, либо чрезмерно оригинальное название; неактуальность заявленной тематики; необоснованный запрос на финансирование; нарушение сроков выполнения работ; небрежное отношение к подготовке отчетной документации и пр. Наглядная иллюстрация ошибок содействовала более четкому пониманию специалистами причин отказа в поддержке проектов. 

На заседании круглого стола «Библиотека в рамках новой парадигмы высшего образования: вызовы, тренды, поиски смыслов» рассматривались приоритеты образовательной политики в РФ и вопросы развития электронной информационно-образовательной среды вуза. Ранее высшее образование в России было более фундаментальным, поэтому молодой специалист, приходя на предприятие, получал профессиональные навыки в течение первых трёх лет. Сейчас предприятия требуют выпускать готовых специалистов, поэтому вузам приходится уменьшать время, отводимое на фундаментальные дисциплины, и реализовывать практико-ориентированный подход к обучению. Тем не менее, когда обучающийся поступает в магистратуру, аспирантуру, ему не хватает именно фундаментальных знаний. К марту 2017 года должны выйти новые стандарты ФГОС3++, которые будут учитывать требования профессиональных стандартов, независимой оценки компетенций и т.д. Вводиться стандарты будут с 1 сентября 2017 г. Поэтому вся учебная документация на кафедрах будет обновляться, в т. ч. разделы, касающиеся библиотечно-информационного обеспечения. Участниками круглого стола было отмечено, что информационно-образовательная среда вузов зачастую не содержит библиотечных ресурсов. Данное положение необходимо менять. Кроме того, библиотеки могли бы обновлять данные в рабочих программах дисциплин. Было предложено разработать конструктор рабочих программ, где можно было бы запрограммировать блок по обеспеченности литературой и ресурсами. Именно здесь можно реализовать интеграцию с ЭБС и электронными библиотеками. 

В рамках круглого стола состоялась дискуссионная площадка «Сегодняшний день вузовской библиотеки – оптимистическая трагедия или в начале славных дел?», где обсуждались насущные для библиотечной общественности вопросы: 
  • возможна ли перезагрузка деятельности вузовских библиотек в условиях сокращения финансирования, персонала; 
  • может ли модификация структуры библиотеки стать основой для возникновения новых / современных / актуальных направлений ее деятельности; 
  • могут ли (должны ли) сотрудники быть взаимозаменяемыми при выполнении работ;  
  • как и что могут сделать библиотеки провинциальных вузов для активизации / развития деятельности головного методического объединения - ЦБИК и т. д.  
Новые возможности корпоративного взаимодействия библиотек (российский и региональный аспекты) обсуждались специалистами на заседании фокус-группы. Сотрудниками научной библиотеки Томского государственного университета через скайп-подключение были представлены сетевые проекты «Чемпионат по информационному сёрфингу» и «Информационно-образовательный портфель». Первые результаты работ по проектам: состав рабочих групп, страницы в социальных сетях, примеры вопросов для Чемпионата, содержание «портфелей» и пр. Участниками фокус-группы обсуждались итоги исследования, в рамках которого были изучены степень дублирования периодических изданий в вузовских библиотеках омского региона, значимость периодических изданий для различных групп пользователей, готовность вузовских библиотек Омска к кооперации и взаимоиспользованию периодических изданий, расширению спектра услуг, позволяющих сохранять релевантную для вуза/региона информацию. Проведённое исследование показало, что в подписке вузовских библиотек г. Омска дублирование приходится, в основном, на журналы по высшей школе и библиотечно-информационной деятельности. Было предложено разработать определенный алгоритм и реализовать соответствующий проект, создав инициативную рабочую группу, в т. ч. для решения организационных вопросов. Еще один межвузовский проект, который библиотеки могли бы реализовать совместно -организация экскурсионной деятельности в рамках учебного процесса вузов. Специалистами было отмечено, что ранее документы, подготовленные ЦБИК, всегда рассматривались вузовскими библиотеками в качестве нормативных. Сейчас ЦБИК работает не достаточно активно - например, до сих пор не утверждены формы для учёта библиотечного фонда в образовательных учреждениях. В секции библиотек высших учебных заведений РБА «Модельный стандарт деятельности вузовской библиотеки» тоже остался в проектном варианте. В ходе обсуждения в адрес РБА (секции библиотек высших учебных заведений) было предложено подготовить пакет документации о порядке учета документов, входящих в состав библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений для размещения на сайте РБА, обсуждения профессиональным сообществом вузовских библиотек и принятия решения на Всероссийском библиотечном конгрессе в 2017 году в Красноярске.  

С учетом состоявшихся обсуждений ряд предложений, высказанных участниками на мероприятиях секции, включены в итоговый документ

Основная часть статей заочных участников была посвящена теоретическим вопросам и научным исследованиям в области библиотечно-информационной деятельности: 
  • анализу веб-ресурсов по критериям, позволяющим провести комплексную оценку состояния сайтов и их информационной ценности для пользователей; 
  • развитию терминосистемы информационного обслуживания потребителей и ее адаптации к меняющейся информационно-коммуникационной среде; 
  • теоретическим аспектам детского регионального книгоиздания; 
  •  подходам к определению понятий «художественная культура» и «искусство», обобщению публикаций российских и украинских теоретиков и практиков по вопросам информационного обеспечения художественной культуры и искусства в Украине; 
  •  социально-философским аспектам материально-конструктивной формы книги; 
  • авторским подходам к исследованию результативности деятельности библиотек, основанным на системе менеджмента качества и т. д.
Всего на заседаниях было представлено 39 докладов и сообщений. В сборник материалов секции (Динамика систем, механизмов и машин = Dynamics of system, mechanisms and mashines (Dynamics) [Текст] : журн. / учредитель Омский государственный технический университет. - 2016, № 1, Т 4. - Омск: ОмГТУ, 2016. – Один раз в год в четырёх томах. - ISSN 2310-9793) вошли статьи авторов из России и Украины: Донецк, Нижняя Тавда, Омск, Ровно, Санкт-Петербург, Тюмень. В журнале опубликовано 24 статьи (в т. ч. 7 зарубежных), см. полные тексты

В числе 98 участников секции директора вузовских библиотек и их заместители, методисты, сотрудники справочно-библиографических и информационно-аналитических отделов, специалисты, занимающиеся научно-прикладными исследованиями, рекламой, проектной деятельностью, информационными технологиями, преподаватели кафедры БИД ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и Омского библиотечного техникума. За три дня работы мероприятия секции посетили 245 человек. Кроме того, сотрудники библиотеки ОмГТУ присутствовали на пленарном заседании конференции, приняли участие в семинаре «Авторские профили в Web of Science, Scopus, MathNet, ScienceIndex (РИНЦ): наполнение и редактирование метаданных». 





Автор: Ирина Зыбина
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ

Возврат к списку