Версия для печати

Омский государственный технический университет: оборона науки

10.03.2017
Омский государственный технический университет: оборона науки
 В ближайшее время в Омском государственном техническом университете откроется центр по подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для ПО «Полет». Всего в вузе семнадцать научно-образовательных ресурсных центров, за стенами которых кипит научная жизнь, делаются открытия как общероссийского, так и мирового масштаба. Об актуальных научных разработках, финансировании науки бизнесом и государством, кадровом потенциале и потребностях Омского региона наш корреспондент побеседовал с Григорием Русских, начальником научно-исследовательской части, кандидатом технических наук, доцентом ОмГТУ.   
- Серьезные технические разработки невозможны без финансовых вливаний. Григорий Серафимович, расскажите, как удалось сформировать в вузе современную материально-техническую базу? 
- Реализация крупного проекта по переоснащению всего университета у нас началась еще в 2012 году. Мы выиграли конкурс, и программа стратегического развития ОмГТУ получила финансирование из федерального бюджета объемом 300 миллионов рублей на три года. Средства были направлены на материально-техническое переоснащение, ремонт зданий и оборудование учебного процесса. Очень большая часть денег была вложена в создание научно-технических баз. На сегодня создано 17 научно-образовательных ресурсных центров современного уровня по всем основным направлениям деятельности университета и исходя из потребностей наших стратегических партнеров – предприятий нефтеперерабатывающего и машиностроительного комплекса. 

В 2016 году совместно с Институтом дизайна и технологий (бывший ОГИС) мы вошли в число 11 опорных университетов. В рамках этой программы также запланировано достаточно большое финансирование, которое будет направлено на развитие существующих и создание новых ресурсных центров, в том числе и по таким направлениям, как швейное производство, дизайн среды и интерьера. 

- Как я понимаю, вузом делается акцент на прикладной науке, а не на фундаментальной? 
- Это связано со спецификой региона. Омская область с Великой Отечественной войны ориентирована на гособоронзаказ – и в радиоэлектронике, и в машиностроении. Соответственно, это наложило отпечаток и на нас как основного поставщика кадров. В Омске фундаментальная наука не так ярко представлена. Хотя фундаментальные науки, в частности математика, физика, химия и другие, тоже развивается. Но в основе – прикладные направления, потому что они дают наибольший эффект при внедрении и есть заказчик.  

- Кто все-таки больше вкладывает в науку: государство или бизнес? 
- В прошлом году технический университет выполнил научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на сумму более 320 миллионов, из них по заказу предприятий региона было реализовано работ на сумму 190 миллионов. Это те заказчики, с которыми мы заключили договоры, нашли общий язык и кому помогли решить конкретные производственные задачи. Мы работаем со всеми представителями крупной промышленности. У нас очень хорошая репутация, и предприятия сами приходят к нам со своими технологическими задачами.  

Тем не менее, государственная поддержка в науке системообразующая, так государство является основным заказчиком и кадров, и научных разработок. Оно реализует целый комплекс проектов по инновационному развитию, в том числе университетов. Это федеральные целевые программы по исследованию и разработкам. Появился крупный стратегический проект, который ориентирован на создание инновационных центров на базе вузов для региональной экономики. Есть ряд проектов Минпромторга, в которых тоже могут участвовать вузы, конкурс в соответствии с Постановлением правительства РФ № 218 и другие. Благодаря им формируются наукоемкие производства, и университеты здесь выступают как основные исполнители. Пять проектов Федеральной целевой программы «Исследования и разработки» мы закончили в 2016 году, сейчас выполняется еще один, формируем заявки на следующие этапы. Система грантовой поддержки и работа с фондами дают весомую долю финансирования. 

- Какие социальные и технологические проблемы решают разработки вуза? Приведите примеры.  
- Ряд разработок я не могу назвать в силу специфики. По всем направлениям очень много интересных разработок. Например, радиотехнический факультет разрабатывает и изготавливает в мелкой серии радиостанции средневолнового и коротковолнового диапазона, ориентированные на внедрение в морском флоте – торговом и военном, а также при освоении Арктики. Была достаточно крупная госпрограмма, по которой у нас разработана рация, и мы ищем способы ее внедрения в эксплуатацию. Проблема освоения Арктики, в том числе, связана и с информационной доступностью. Средняя полоса и Сибирь покрыты сигналами спутников, за Полярным кругом спутников для связи просто-напросто нет. Для оперативного реагирования и передачи данных нужна инфраструктура. Сейчас рассматривается вопрос ее создания, и один из вариантов – разработанная нами СВ\КВ-радиостанция, которая действует на расстоянии до 500 километров. 

Другой пример – технология сверхскоростного шлифования при обработке металла, которая, по нашим данным, не имеет аналогов в мире. Способ уже апробирован на ряде предприятий, в том числе в ЦАГИ в городе Жуковском, и может применяться в авиа- и машиностроении. 

- Хватает ли кадров? Чувствуете ли вы отток из Омска молодых, талантливых ребят?  
- У нас в университете существует целый перечень программ для закрепления молодежи на местах. Не секрет, что наши молодые специалисты имеют заработную плату выше средней по региону, и мы являемся конкурентоспособным работодателем на рынке. Это позволяет удержать самых талантливых студентов. Но тенденция оттока после выпуска и проблема утечки кадров, к сожалению, есть. На сегодня у нас из тысячи человек профессорско-преподавательского состава больше двухсот в возрасте до 39 лет, и это неплохо. 

Могу назвать и положительные моменты. В этом году совместно с ПО «Полет», точнее ГКНПЦ им. Хруничева, будем создавать центр разработки для предприятий концерна. Формируется группа из порядка 20 человек, которые после окончания обучения станут сотрудниками и ОмГТУ, и концерна им. Хруничева. Территориально находясь в Омске, они будут дистанционно выполнять заказы предприятий концерна по всей стране. Достаточный уровень зарплаты – средний по Москве – позволит специалистам достойно жить в Омском регионе. Это уже становится омским конкурентным преимуществом. Ряд предприятий, в том числе ИТ-сферы, таким образом решают кадровый вопрос. Постепенно, думаю, сформируется тенденция, обратная оттоку кадров.  

- Из нашей беседы следует сделать вывод, что в российской науке не все так плохо, как можно подумать? 
- Я могу сказать только относительно прикладной науки. Не могу заявлять о фундаментальной науке, хотя мне известно, что в ряде направлений Россия занимает лидирующие позиции. В прикладных исследованиях есть хорошие перспективы, ряд направлений можно назвать прорывными – они могут быть реализованы в достаточно короткие сроки. Но в мировом масштабе, конечно, отставание есть, и его непросто преодолеть. Большое недофинансирование науки и образования в девяностых до сих пор сказывается. Например, большим кадровым провалом на рынке специалистов в возрасте от 40 до 50 лет. А для ученого это наиболее продуктивный возраст. Проблемы есть, но нельзя сказать, что Россия является аутсайдером. 

КСТАТИ 
ОмГТУ ведет научные разработки по целому спектру направлений: машиностроение, высокоточное машиностроение, авиа-, ракетостроение, нефтехимия, нефтепереработка, транспорт и хранение нефти, электроэнергетика, теплоэнергетика и другие.

Источник: Омск300

Возврат к списку