Версия для печати

На лезвии науки

27.03.2017
На лезвии науки
Жизнь ученого – это своего рода лотерея. Годы кропотливой работы и бессонных ночей, бесконечных блужданий и озарений не всегда приводят к прорыву, но закладывают основы для будущих исследователей, которым, возможно, достанутся почет и лавры. А бывает, что все усилия, эксперименты, череда проб и ошибок наконец увенчиваются успехом. Когда двенадцать лет назад доцент кафедры металлорежущих станков и инструментов Денис Реченко только приступал к исследованию сверхскоростного шлифования металла, не было ни веры в проект, ни средств. Сегодня, в период возрождения российской оборонки, технология востребована и начинает активно внедряться. Но успех и настоящее признание еще впереди.  

Высокие скорости 
Все корпуса Омского технического университета объединены в одно здание системой коридоров и переходов. Сотни метров проходишь, прежде чем оказываешься в нужной лаборатории: вуз растянулся больше чем на полкилометра – от Медицинской академии и почти до остановки «Кристалл». Преодолев все ступеньки и бесконечные лабиринты, мы попали в нужное помещение. Несмотря на то, что здесь проходят исследования мирового масштаба, с виду это небольшая, довольно темная комната с приметами творческого беспорядка и монотонным звуком оборудования.  

«Здесь мы делаем науку и двигаем Россию вперед!» - Так встретил корреспондента «ДГ» Денис Реченко. Центр микрокосмоса его небольшой лаборатории – довольно громоздкий и неказистый на первый взгляд станок, на котором проводят исследования, связанные со сверхскоростным шлифованием. Сложно поверить, что установка не имеет аналогов в мире. Лет двадцать этот невзрачный агрегат стоял мертвым грузом на заводе им. Баранова. «Передислоцировав» станок в вуз, политеховские умельцы во главе с Денисом Реченко и заведующим кафедрой металлорежущих станков и инструментов Андреем Юрьевичем Поповым его модернизировали. Всю верхнюю часть - говоря языком технарей, «рабочую голову» - полностью заменили, установили высокоскоростные опоры и специально разработанный шлифовальный круг. Вот уж правда: важно не то, что снаружи, а то, что внутри.  

Старый шлифовально-заточной станок с новыми «внутренностями», конечно, не сразу набрал обороты. В основе, что неудивительно, осталась классика – признанные методы обработки металла. Разница была лишь в скорости, но именно она дала главный результат. Ученый, так сказать, повысил потенциальную энергию проверенной временем технологии.  

«Сначала было интересно, что будет, если поднять скорость обработки, - рассказывает Денис Сергеевич. - До определенных скоростей – 120-150 метров в секунду – ничего не менялось, и было даже хуже – качество обработки падало. Но как только мы перешли на более высокие скорости, качество обработки начало меняться. Можно исследовать и дальше: с точек зрения науки и внедрения в разные сферы все только начинается». Сейчас на промышленных предприятиях обработку металлов со шлифованием проводят со скоростью до 30 метров в секунду. Развивать скорость выше не позволяет оборудование – любой другой, даже самый современный шлифовальный инструмент, разрывает на высоких скоростях. В лаборатории политеха скорость обработки удалось поднять в десять раз, она достигает 300-400 метров в секунду. В этом и состоит суть направления с непростым названием «сверхскоростное шлифование». 

Своевременные находки 
Денис Реченко может бесконечно рассказывать об изменении физики самого процесса сверхскоростной обработки материалов. Гуманитарию понять весь масштаб преобразований в металле не так-то просто. Суть технологии ученый объяснил мне на примере обычного куска металла размером с сантиметр. Оказалось, что это новая импортная твердосплавная пластина, предназначенная для финальной обработки авиационных деталей. То есть, по сути, от ее качества зависит безопасность полетов, а значит, жизни людей. С помощью сверхскоростной установки пластина перезатачивается, и получается так называемое суперлезвие. Конечный продукт – металлорежущий инструмент с высококачественным лезвием, которым можно производить обработку с точностью в несколько микрометров. Острота инструмента менее одного микрометра. Для сравнения: разрекламированный «Жиллет» затачивается до десяти микрометров. 

Незадолго до моего визита Денис Реченко провел испытания на одном из предприятий, сравнив стандартный импортный инструмент и свой, и в очередной раз убедился в его качестве. Устновка, что называется, обкатана и используется на нескольких предприятиях, в частности в Омском моторостроительным конструкторским бюро и Центральном аэрогидродинамическом институте в подмосковном Жуковском. В прославленном институте Денис Сергеевич внедрял изобретение лично.  

Разработка Дениса Реченко применяется в первую очередь в «оборонке» - в авиастроении, автомобиле- и судостроении, где самые высокие требования к качеству. Если лет десять назад, когда к исследованиям только подступали, метод был не столь востребован, то сегодня все изменилось. За последние полтора года наша страна всему миру показала во всей мощи военную технику и новейшее оборудование. И не собирается останавливаться на достигнутом. Не случайно на предприятиях повысились требования к качеству военной продукции. Если смотреть более узко, то ужесточились допуски к точности деталей, которые измеряются в невидимых глазу микронах. 

«Предприятия не могут попасть в поле допуска, обеспечить точность, которую им регламентируют, и это в первую очередь связано с инструментом. Даже тот, который идет из-за рубежа, не всегда способен проводить эту обработку, резать так, как нужно. Наша задача – обеспечить предприятия инструментом. Потому что как только поднимают скорость резания – пропорционально возрастают производительность и качество обработки», - рассказал Денис Сергеевич.  

Что движет ученым? 
Как это часто бывает, начиналась научная работа исключительно на энтузиазме – не было полной уверенности, что возникнет потребность в разработке, не то что финансирования. Сейчас за плечами исследователя порядка десяти патентов – права на интеллектуальную собственность полностью защищены. Запатентованы конструкции шлифовальных кругов, сам способ обработки – сверхскоростное шлифование. В течение последних четырех лет проект финансируется государством, и довольно весомо. Впереди – еще более серьезные перспективы. 

«Тогда я понимал, что это вопрос времени, - заключает ученый. - Оно пришло. Все существующие технологии находятся на своем пике, и необходимо что-то новое. Такого инструмента, который мы здесь получаем, нет нигде в мире. Но все стремятся поднять скорость обработки и резания. Я долго работал в шведской компании, которая занимается производством и продажей высококачественного металлорежущего инструмента по всему миру, и точно знаю, что повышение качества и остроты лезвия – это один из главных трендов».  

Технология сверхскоростного шлифования в наш сверхскоростной век как никогда актуальна. Для российской науки и производства это разработка с прицелом на большое будущее. Для Дениса Реченко ближайшая цель – защитить докторскую диссертацию. А дальше можно и на мировое признание замахнуться. 

КСТАТИ 
В прошлом году технический университет выполнил работ на сумму более 320 миллионов, из них по заказу предприятий региона было реализовано работ на сумму 190 миллионов. При этом государственная поддержка в науке системообразующая и заключается в реализации целого комплекса проектов по инновационному развитию, формированию наукоемких производств и грантовой поддержке.

Источник: Омск300

Возврат к списку