Версия для печати

Как на базе Омского политеха создают двигатели для малых спутников

18.07.2017
#опорныйвуз
Как на базе Омского политеха создают двигатели для малых спутников

Научно-исследовательская лаборатория «Двигательные установки микротяги малых космических аппаратов» кафедры «Авиа- и ракетостроение» при Омском государственном техническом университете — явление уникальное не только для нашего региона, но и для всей страны. Небольшой научный коллектив занимается проектированием, изготовлением и сопровождением «малых космических установок», то есть двигателей для малых спутников. В Омском политехе говорят, что ни в одном из российских городов ничего подобного не существует. 

Свою историю лаборатория ведет из стен омского ракетостроительного предприятия ПО «Полет». Тогда были созданы с нуля и доведены до летного применения в космическом пространстве первые двигатели. Когда в 2013 году на «Полете» по разным причинам это направление было закрыто, лаборатория по изготовлению малых двигательных установок для спутников со всеми наработками, технологиями и частично сотрудниками, благодаря поддержке ректора Омского государственного технического университета Виктора Шалая переехала на базу вуза. 

О том, чем сегодня живет лаборатория, «ОМСКРЕГИОНУ» рассказали ее руководители Виктор Блинов и Игорь Вавилов. Оказывается, до сих пор в мире нет точного определения малых космических аппаратов (МКА). Пока принято считать, что это аппараты, масса которых не превышает 400–500 кг. Используются они для космических научных и прикладных исследований. На них устанавливаются двигатели, с помощью которых корректируется движение на орбите. У каждого МКА есть свои задачи, например орбитальное маневрирование, разведение спутников по орбите, ликвидация ошибок выведения, утилизация мусора, поддержка экологической чистоты. Все они имеют абсолютно разные постоянные характеристики, разные габариты, поэтому их изготовление никогда не превращается в массовое производство. Под каждый аппарат проектируется и создается своя двигательная установка. То есть каждый МКА — это еще и своего рода эксперимент. Испытали — запустили — проверили, как работает та или иная схема. Испытания — это также целая программа, особая методика. Проходят они в вакуумной камере. Образец «прогоняют» на герметичность, температуру, прочность, наблюдают за процессами нагревания, разложения и т. д. В активе омской лаборатории немало успешно проведенных запусков. Самый недавний был в 2016 году — спутник «Канопус». Есть и опыт международного сотрудничества.

Виктор Блинов: «Один из двигателей мы делали в рамках спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ совместно с немецкими учеными. Всего было выпущено шесть спутников и один демонстратор. Мы готовили служебный модуль и отправляли в Германию. Там проходила сборка, после чего спутники доставляли на космодром и с помощью омской ракеты “Космос 3М” (сборки ПО “Полет”) отправляли на орбиту. Носитель был уже устаревшим, но мы сделали ряд серьёзных усовершенствований и запустили все спутники. Тогда небогатый российский бюджет получил хорошие деньги за эти запуски от иностранных заказчиков. Также было у нас еще несколько совместных запусков, несколько спутников — попутным способом». 

Стоит пояснить, что запуски МКА осуществляются групповым или попутным способом. Групповой — это когда одной ракетой-носителем выводится сразу несколько спутников. При попутном — маленький спутник выводится одновременно с основной полезной нагрузкой (с большим спутником). Попутный способ считается более дешевым. Эта ракета вывела МКА на орбиту. Конечно, запуском занимается не сам вуз, это компетенция «Роскосмоса». Вывод на орбиту космического аппарата давно не проблема, а вот создать МКА стоит больших денег, там все дорогое: и механика, и электроника. А любой самый мелкий нюанс может привести к тому, что спутник либо не отделится, либо не заработает. Пока многое в российской электронике находится в разработке по программе импортозамещения, разработчикам приходится использовать импортные комплектующие. Но некоторые механические элементы, например редуктор муфты, клапаны, делает для лаборатории еще одно омское предприятие — НТК «Криогенная техника». 

3D-проектированием своих изделий в лаборатории занимаются самостоятельно. Но не только технические сложности приходится преодолевать омским инженерам, создающим МКА. В прошлом году закончилась федеральная целевая программа, по которой лаборатория проводила свои исследования. Сегодня необходим новый источник финансирования. «В ряде развитых зарубежных стран из госбюджета непосредственно финансируются вузы и поддерживаются их научные разработки, — отмечает Виктор Блинов. — У нас же есть только гранты, выиграть которые становится все труднее — ужесточаются требования. Если речь идет о поисковых исследованиях, прикладных, то у вуза обязательно должен быть индустриальный партнер — тот, кто делает материальную часть на условиях софинансирования. В Омске таких предприятий сейчас уже нет. У нас был “Полет”, но он взял другое направление своей деятельности. В каждом городе есть партнеры, которые поддерживают свой вуз. Например, в Самаре, Красноярске. Мы пытаемся стучаться в России во все двери, но пока как-то не очень успешно. Хотя мы знаем, что наша работа стране нужна». 

 
Конечно, в рамках вуза сотрудники лаборатории будут продолжать свое дело и дальше. У них множество идей и планов, есть и интересующиеся студенты, желающие заниматься настоящей космической тематикой. В основном они из ОмГТУ: пока о лаборатории мало информации за пределами вуза. При этом, как подчеркивают ее руководители, она открыта для всех желающих и заслуживает популяризации в обществе. Начало положено: в этом году первый раз на территории кафедры «Авиа- и ракетостроение» и лаборатории прошел в увлекательной форме день открытых дверей — для школьников устроили специализированный квест. Космос — это одна из тех тем, которые всегда влекут за собой, ведь мы были и остаемся в его освоении страной номер один.
Источник: «ОМСКРЕГИОН»

Возврат к списку