Версия для печати

Инфодемия: как не стать жертвой эпидемии страха?

07.04.2020
Инфодемия: как не стать жертвой эпидемии страха?

Вместе с вирусом COVID-19 в нашу жизнь пришел и новый вид эпидемии — информационный. Начавшаяся пандемия породила целую волну слухов — множество более или менее правдоподобных сообщений высокой общественной значимости, распространяемых через соц. сети. И этому  не стоит удивляться, ведь бОльшая часть населения не только нашей страны, но и мира перешла в онлайн, увеличив тем самым скорость передачи информации в разы.

Однако фейковые новости, слухи и сплетни являются производными от паники. Мы воспринимаем распространение подобной информации негативно — для нас это такая же болезнь общества, только иного формата. Единой панацеи от этой «болезни» нет, но есть способы, которые помогут вам сориентироваться в общем потоке сообщений. Как не поддаться чувству тревоги и отличить фейк от подлинной новости, рассказал заведующий кафедрой «История, философия и социальные коммуникации» Евгений Мезенцев.

- Слухи порой распространяются быстрее, чем любая инфекция. Евгений Анатольевич, скажите, в чем выражается главная опасность непроверенной или ложной информации?

- Главная опасность такой информации – это заблуждение и паника. Ни что так не провоцирует людей на развитие тревоги, как фраза: «Граждане, только без паники». К любым новостям нужно относиться критически, особенно в непростые времена. Значительную роль тут играет интенциональность (настроенность) массового сознания на восприятие, как правило, негативной информации. Зачастую на позитивную информацию мы не обращаем внимания, тогда как негативную – тщательно анализируем.

Следует обратить внимание на то, что слова «непроверенный» и «ложный» не являются синонимами. Начнем с того, что мы оперируем следующими понятиями: факт/истина, правда, мнение.

Факт – это свершившееся событие. Фактологическая подача информации нам будет не всегда интересна. В новостном потоке это будет сухая статистика, констатация свершившегося (от лат. factum – свершившееся). Это то, что можно проверить. 

Истина – это адекватное, правильное отражение действительности.

Правда – это субъективная истина, то, что человек считает истиной. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. И не всегда является адекватным выражением всей истины.

Любая правда – это всего лишь одна из граней истины. Правда у всех своя, она всегда субъективна, т.к. отражает наш внутренний мир. У каждого человека свои убеждения, свои установки, свои страхи, комплексы, свои ожидания, желания и так далее. Поэтому подача правдивой информации всегда носит изрядную долю субъективности. СМИ сопровождают «свершившееся» своими комментариями или подают информацию под определенным углом зрения, чтобы читатель воспринял эту информация «в нужной интерпретации». 

Мнение – это точка зрения, суждение или заявление на тему, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов и эмоционального отношения к ним.

Мнение не подлежит фактологической проверке в отличие от факта, который может быть проверен, а также подтверждён или опровергнут в результате проверки. Мнение может быть основано на фактах, и тогда оно является аргументом (доводом). Разные люди могут на основании одних и тех же фактов иметь разные мнения. В отличие от фактов, которые являются неизменными, мнения могут изменяться под влиянием дополнительных аргументов. 

В процесс формулирования мнения включаются эмоции, человека, его чувства, верования, точка зрения, понимание и желания. 

Поэтому в новостном потоке информации следует выделять факты, мнения и ложь (фейк).

Ложь – намеренное искажение фактов, с целью введения аудиторию в заблуждение или с целью подтолкнуть аудиторию к совершению/не совершению каких-либо действий.

Вроде бы нет проблем – каждый человек имеет право получить ту сказку, которую хочет. Есть спрос – есть предложение. Ведь как сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!». Однако главная опасность ложной информации – это желание получить за счёт обманутых выгоду.

- Есть ли у Вас список ресурсов, которым Вы доверяете? Можете ли порекомендовать некоторые из них, например, для отслеживания новостей по ситуации с коронавирусом?

Сейчас все источники информации по проблеме распространения коронавируса можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это СМИ, которые рассматривают данную ситуацию как нечто страшное, масштабное и фундаментальное. Лейтмотив подачи информации – «мы все умрем», «никогда такого не было и вот опять», «апокалипсис наступил», «спасайся, кто может».

Ко второй группе можно отнести СМИ, которые считают, что все цифры – фэйк, и вся паника дутая, созданная правящими элитами для каких-то неизвестных большинству, но явно зловредных целей.

К третьей группе можно отнести СМИ, которые рассматривают пандемию как реальную угрозу, но вполне преодолимую при определенных обстоятельствах. Эта группа отличается наиболее рациональной, взвешенной позицией.

Все три группы часто используют одни и те же факты, однако по-разному их интерпретируют. Мне больше импонируют СМИ третьей группы. 

Для получения наиболее объективной информации лучше ориентироваться на официальные источники органов власти. Все, что нам необходимо знать как простым гражданам, сообщат официальные лица, и ни в коем случае не нужно доверять информации, распространяемой через социальные сети и мессенджеры, особенно подталкиваемой к какому-либо действию. Ажиотаж по закупке гречки и туалетной бумаги, инициируемый через эти ресурсы, тому пример. 

Я обычно просматриваю несколько источников, таких как Mail, Yandex, Взгляд и др., а потом вывожу «средне арифметическое значение» какой-либо новости. Каждый читатель сам для себя выбирает наиболее интересный и, как ему кажется, достоверный источник информации. 

К сожалению, практически на всех ресурсах, слишком много информационного мусора. Чтобы докопаться до истины, приходится тратить очень много времени. Здесь не стоит сводить проблему в плоскость «правда – ложь». Ее нужно рассматривать гораздо шире. Я бы посоветовал выполнять ряд требований к подбору источника информации, соблюдая элементарные правила «информационной гигиены». 

Необходимо постоянно анализировать имеющиеся источники информации. Свершившееся событие, новость, всегда, как уже ранее говорилось, подается под определенный углом зрения. Старайтесь найти первоисточник новости, чтобы снизить степень искажения информации. Постоянно обновляйте и дополняйте свой список источников информации. 

Если видите серьезное и планомерное давление СМИ на аудиторию, воздействие на эмоции, попытайтесь найти ответ на вопрос: для чего и кому это нужно. Необходимо всегда критически относиться к любой информации. Читайте и анализируйте полярные точки зрения по интересующей вас проблеме. Истина, как правило, находится где-то между оппозиционными мнениями (в так называемой «золотой середине»). 

Старайтесь подавлять эмоции при просмотре новостей и оценивать только сухие факты. Если вы читаете какой-то текст и совершенно не можете понять его смысл, не тратьте время и найдите другой источник, где то же самое изложено понятным языком.

Полагайтесь на собственный опыт и здравый смысл, критически анализируйте так называемые авторитетные мнения, не принимайте их сразу на веру. Проверяйте авторитетность экспертов, исследований, достоверность цифр. 

Не полагайтесь на цитаты, даже если это цитаты великих мудрецов и ученых: если вам повезет, вы наткнетесь на высказывания, которые в действительности принадлежат указанному автору, точность смысла цитаты еще не гарантирована; фраза, вырванная из контекста, обретает иной смысл.

Не смотрите ток-шоу, они вообще не должны быть для вас источником информации и «разъяснителем» сложных проблем и вопросов.

Самый большой обманщик в деле освоения информации – это вы сами, ваши субъективные мнения, стереотипы, убеждения, идеалы.

- Стоит ли полностью отключаться от информационного потока в социальных сетях или все-таки необходимо отслеживать информацию? Каким образом это лучше осуществлять?

Все современные СМИ имеют свои аккаунты в соц. сетях. Если вы подписаны на официальную группу информационного портала или журнала, которые по итогу вашего тщательного отбора заслужили доверие, то получать информацию, я полагаю, с их страниц вполне разумно. Социальные сети – это такой же информационный канал, как и официальный сайт или ТВ-канал. Социальные сети как информационный ресурс имеют свою специфику, но фактологичность и манера подачи информации будет аналогичной основному ресурсу. Если есть необходимость отслеживать новостной поток, думаю, что полностью отключаться не стоит. Необходимо научиться отличать информационный мусор и быстро его фильтровать, тогда отслеживание нужной информации не станет для вас проблемой.

- Насколько сильное влияние оказывает заголовок новости на читателя? Стоит ли СМИ в данных условиях пересмотреть свой стиль изложения?

Заголовок является самой главной частью новости. Читатели сами решают, какую новость прочесть, именно по заголовку. Более того, в среднем в семи из десяти случаев саму новость мы вообще не читаем, а формируем свое представление о происходящем по заголовкам. Оно и понятно. Одно федеральное новостное агентство в день выдает новостей объёмом на небольшой роман.

Название заголовков оказывает большее влияние на человека и вызывает больше чувств, чем вся дальнейшая информация, приведенная в статье. Главное назначение заголовка – это привлечение внимания при информационной концентрации.

Отвечая на вторую часть вопроса, скажу, что ДА, стоит, но этого никто делать не будет. Все новостные агентства, даже если заключат между собой джентельменское соглашение, не станут соблюдать «сдержанность» в способах подачи информации. Мы пока живем в век капитализма. Карл Маркс говорил: «Нет такого преступления, на которое капитал бы не пошёл ради 300% прибыли».

В завершении хотелось бы сказать следующее. Сейчас наступили непростые времена. Они рано или поздно закончатся. Если мы будем неукоснительно соблюдать режим самоизоляции, выполнять все предписания руководства страны и региона, то тяжелые времена закончатся быстро. Сейчас главное оставаться людьми. Самая большая проблема современного общества – это нехватка человеческого в человеке. Ремарк говорил, что в темные времена лучше видно светлых людей.

Период самоизоляции следует посвятить переоценке ценностей, духовному совершенствованию. Необходимо дать свою заботу и внимание своим родным и близким. Говорят, что самый тёмный – предрассветный час.

Будьте здоровы и оставайтесь людьми!

Возврат к списку