Версия для печати

#лицаОмГТУ: Галина Толмачева

18.06.2024
Галина Толмачева, профессор кафедры «Дизайн костюма» института дизайна, экономики и сервиса ОмГТУ, более 40 лет воспитывает талантливых дизайнеров, известных в разных уголках страны и мира, создает авторские методики и каждый свой день посвящает искусству.
#лицаОмГТУ: Галина Толмачева

Расскажите немного о своем детстве: как заинтересовались творчеством? Почему решили связать с ним свою жизнь?   

Один из моих студентов как-то сказал: «В большинстве художники не очень здоровые люди, здоровые дети бегают по улице и гоняют мяч, а мы сидим дома и рисуем». В детстве у меня было два любимых занятия – читать и рисовать.

В художественную школу я пошла благодаря маме – она помнила своего отца, который рисовал, так, иногда, любительски. Его арестовали в 1937 году, она осталась сиротой, и это воспоминание детства ей хотелось воплотить. Уговорила меня пойти в художественную школу, а дальше я определила свою творческую жизнь сама. Для начала поступила в Свердловское художественное училище.

Ваш академический путь был насыщен множеством событий. Какие из них, на ваш взгляд, больше всего повлияли на профессиональное становление?

Моя жизнь действительно была насыщена таким количеством интереснейших событий, что иногда задумываюсь, не написать ли книгу, но жаль времени. То, что я делаю руками, для меня важнее.

В 1977 году в Омске открылся 13-ый вуз – Омский технологический институт бытового обслуживания. Там были все специальности, которые помогают людям жить. И опять мама! Она сказала, что я обязательно должна учиться в этом вузе. После окончания художественного училища у меня было направление, но я не пошла дальше, потому что выскочила замуж, родила сына и работала потом достаточно интересно в комбинате торговой рекламы.

Мое профессиональное становление, конечно же, началось после того, как меня оставили преподавать в институте. Наш выпуск был первым, нас было еще очень мало, все как на ладони. С нас начинались традиции, на наши спектакли приходили студенты из всех вузов, было безумно интересно. На первые показы театра мод OBRAZ к нам приезжал еще совсем молодой Слава Зайцев, и ректор Бахмат Елизавета Ильинична на распределении (было такое явление в учебных заведениях) посоветовала мне остаться преподавать. Она определила мою судьбу.

Когда вы вошли в Союз дизайнеров России? Как это отразилось на вашем творческом развитии?

Союз Дизайнеров – это объединение, которое может подтвердить твой профессиональный уровень. Среди художников, дизайнеров тема непринятия в союз не так муссируется, как, например, в Союзе композиторов или писателей, где членство особо повышает статус. В наших стандартах прописано, что членство в творческих союзах для специальностей искусств приравнивается к кандидату наук и таким образом подтверждает его профессионализм.

Мое творческое развитие от вступления в Союз Дизайнеров не изменилось потому, что я как локомотив уже набрала обороты и двигала и себя, и других к творческим успехам.

В каких значимых модных событиях принимали участие? Какие яркие моменты запомнились больше всего?

Нашей специальности «Дизайн костюма» повезло – мы делаем продукт от проектирования до изготовления изделия в материале. Все в наших руках. Поэтому показ этих изделий на конкурсах – это демонстрация нашего мастерства и профессионализма. Конечно, самые значимые события в моей профессиональной жизни были связаны с конкурсами. Я сама много раз была членом и даже председателем различного ранга жюри, поэтому знаю об этом очень много.

В 2005 году нам удалось привезти на международный конкурс «Ассамблея моды» большую команду и 10 коллекций, тогда еще была номинация «Лучшая школа моды». Прошли отборочный тур – членами жюри были, в основном, иностранцы и действующие дизайнеры. Он закончился поздно, и я не стала дожидаться результатов допуска наших коллекций до финала. На следующий день приезжаю чуть раньше начала шоу, хочется пообщаться с коллегами, и журналисты просили, мы уже были известны после красивых побед. А мне студенты сообщают, что коллекция Юраты Шунявичуте не прошла в финал. Ну, всякое бывает, не поняли, хотя это была одна из лучших коллекций. Подхожу к преподавателям, а в Москве тогда было три вуза со специальностью «Дизайн костюма», и не очень-то они посещали конкурсы, а тут их много и еще преподаватели из других городов. Мы, говорят, пришли смотреть на вашу школу, и студенты передали, что очень интересная коллекция среди прочих. А эту-то коллекцию и не допустили в финал! Стало обидно и интересно. Я пошла в оргкомитет конкурса и очень авторитетным голосом попросила показать мне рейтинг участников. Девушка, наивная душа, показала. Она, видимо, не знала, что может сделать ушлый директор конкурса. Рейтинг Юраты был самый высокий! Когда я на это указала директору конкурса, он, конечно, много юлил и говорил, зачем нам еще одна коллекция, у нас и так все прошли в финал. Но меня ждала пресса, и это был очень большой аргумент к отстаиванию справедливости!

Мы показались прекрасно – Юрата получила Гран-при, в основном первые и вторые места были наши. Вручение дипломов. Вызывают авторов коллекций, они получают дипломы и букеты. Наши спускаются со сцены и бегом ко мне, вручают букеты мне. Я сижу в ворохе цветов, у членов жюри большой восторг на лицах, потому что очень много звучит Омск и самое главное – этот жест уважения студентов с преподнесенными цветами. А потом меня вызывают и вручают диплом «Лучшая школа дизайна костюма» от Международного Союза Дизайнеров.

Кем бы вы назвали себя в первую очередь – дизайнером/художником/творцом или преподавателем?

Я задала этот вопрос моему сыну, он сказал: «Преподавателем». Он прав – преподавателем. Мне очень нравится работать со студентами.

Какие творческие объекты, созданные вами, имеют для вас большее значение? Почему?

Творческие объекты – это выпускники. Самые лучшие, самые замечательные. Куда бы я ни приезжала, обязательно найдутся выпускники, даже если не мои, обязательно подойдут, обнимут, передадут приветы. Я очень верю в теорию бумеранга – если ты делаешь добро, тебе вернется добро, если ты делаешь зло – оно тебе и вернется.

Как бы вы охарактеризовали специфику преподавания на творческих специальностях? Чем она отличается от преподавания на технических направлениях?

А что, разве на технических специальностях, у тех, кто изобретает, усовершенствует, делает рационализаторские предложения, нет творчества? На инженерных специальностях много дисциплин, требующих равных знаний от всех, и уже от человека зависит, как он их применит.

На специальностях, связанных с искусством, очень много зависит от учителя, насколько он сможет развить индивидуальные способности, научить творчеству. Наглядный пример – музыканты, артисты: их творчество могут оценить многие, и сколько добрых слов они говорят в адрес преподавателей.

Кроме теоретических дисциплин, на специальностях искусств исключительно индивидуальный подход. Нет четких правил, как научить творчески мыслить, поэтому мы изобретаем авторские методики. При большом количестве проектов и заданий нужно дать оценку и положительным, и отрицательным сторонам проекта, помочь, если нужно найти решение. Мы всегда должны быть в творческой форме.

Какие дисциплины преподаете в ОмГТУ?

Я веду специальные дисциплины, которые учат проектировать новое. Кстати, я училась в математической школе, может быть, поэтому в своих авторских методиках я адаптирую инженерные методы, например, морфологический анализ – это одна из систем поиска новых идей, предложенная швейцарским астрофизиком Фрицем Цвикки. Я это не скрываю и в своем учебном пособии подробно описываю, как его можно применять в проектировании костюма, даже разработала свою матрицу.

Системный подход в проектировании не только костюма, но и различных дизайнерских продуктов, позволит экономить идеи, время, добиваться большого разнообразия результатов. Эту методику я много раз читала на курсах повышения квалификации, докладывала на конференциях, и мне приятно иногда видеть в интернете модификации и развитие применения методики Цвикки в нашей области.

Какие хобби у вас есть? Чем любите заниматься в свободное время?

В свободное время я работаю в своей мастерской над гобеленами. Мой личный творческий процесс помогает мне и преподавать. Я не понаслышке знаю, что такое творческие муки, какие стадии возможны при создании нового и как болезненно творческая личность реагирует на критику результатов своего труда.

А вообще, как стало интересно сейчас жить. У тебя в руках компьютер, и ты по своему желанию выбираешь, что смотреть, что слушать, чем воспользоваться для решения какой-либо проблемы. Супер, свободного времени нет. И еще дача – посадил, выросло, очень интересно.

Что можете посоветовать студентам, которые только становятся на свой профессиональный путь?

Мне с детства запала в душу сказка про крынку с молоком и лягушку. Двигаться нужно и желательно вперед, а для этого каждый может и должен найти свой путь. Удачи.

Возврат к списку