Научная деятельность

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Основные научные направления кафедры:

  • создание механических систем (механизмов) с адаптивными свойствами;
  • исследование механических передач;
  • разработка автономной бортовой системы спуска отделяющейся части ступени ракетно-космического назначения

 – при кафедре функционирует аспирантура  по научной специальности 05.02.18 «Теория механизмов и машин». Научный руководитель – доктор технических наук, профессор П. Д. Балакин;

– заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор П. Д. Балакин  является председателем докторского диссертационного совета Д 212.178.06 при ОмГТУ.  Совет принимает к рассмотрению докторские и кандидатские диссертации по трём научным специальностям:

·         01.02.06 – Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры;

·         05.02.18 – Теория механизмов и машин;

·         05.02.02 – Машиноведение, системы приводов машин, детали машин.

 

– В.Н. Бельков, кандидат технических наук, профессор является ученым секретарем диссертационного совета Д 212.178.06;

 

–   кафедра является участником постоянно действующего межкафедрального научного семинара по проблемам прикладной механики;

 

– в рамках проведения Международной научно-технической конференции «Динамика систем, механизмов и машин» (периодичность – раз в два года) на базе кафедры работают секции «Динамика механизмов и машин» и «Динамические испытания и контроль»;

 

– результаты научной работы регулярно публикуются сотрудниками кафедры  в центральной печати, в том числе  в журналах ВАК и в соавторстве со студентами;

 

– сотрудники кафедры активно участвуют в конференциях, организуемых другими научными организациями региона, Российской Федерации, странами ближнего зарубежья;

 

–  ежегодно в рамках «Студенческой недели науки»  на базе кафедры проходит студенческая научно-техническая конференция.

 

На кафедре «Машиноведение» в настоящее время ведутся научные исследования по следующим проблемам механики машин:

– механика реальных механических систем;

– динамика машин, виброзащита машин;

– теория механических передач и связей;

– синтез механических систем с адаптивными свойствами.

На кафедре функционирует аспирантура, научно-педагогические сотрудники кафедры ежегодно публикуют более двух десятков материалов по результатам научных исследований, в том числе монографии, готовят заявки и получают патенты, являются соисполнителями прикладных НИР, участвуют в работе научных конференций, готовят к защите и защищают диссертационные работы.

Кафедра открыта для сотрудничества по выполнению хоздоговорных НИР по обозначенной тематике, по оказанию консультативных услуг и повышению квалификации инженерно-технических работников промышленных предприятий, аспирантов и преподавателей ВТУЗов.

 Умная механика

        Способна ли чисто механическая система совершать полезную эволюцию собственных характеристик? Способна ли чисто механическая система к ослаблению вредного влияния неустранимых первичных, силовых, температурных , эксплуатационных ошибок?

         На эти вопросы есть утвердительный ответ если механическая система изначально создана на реализации принципа конструирования, основанного на сознательном наделении объекта проектирования свойством адаптации. Совокупность технических решений систем с таким свойством и составляет семейство объектов умной механики.

         На кафедре «Машиноведение» ОмГТУ создана научная база проектирования объектов  умной механики. Доказано и реализовано научное положение о том, что свойство адаптации систем достижимо исключительно механическими элементами, на использовании только законов механики, при этом звенья и связи системы должны иметь дополнительное к основному движение звеньев. Это может быть малое движение самоустановки и деформации звеньев, или специально вводимых в конструкцию функциональных компенсаторов, выполняющих как основную функцию звеньев и связей, так и компенсирующих объективно возникающие неопределенности.

Дополнительное движение звеньев может быть и значительным, и управляемым специальной встроенной цепью управления.

Цепь управления состоит из механических элементов, получает сигнал на управление и энергетику эволюции от основного трансформируемого системой силового потока, а именно, от его переменной составляющей. Цепь управления, приводя в дополнительное движение звенья основной цепи, способна обеспечить энергетическое совершенство функционирования системы, например, управляя величиной нормальных сил во фрикционных связях, а также способна автоматически изменять кинематические размеры основных звеньев, следовательно, изменять передаточную функцию скорости механической передачи и, в итоге, гармонизировать компоненты мощности трансформируемого силового потока. Например, при возрастании полезной нагрузки, автоматически увеличивается передаточное   отношение механической передачи, а энергетическая установка (двигатель) продолжает работать в стационарном, энергетически выгодном режиме.

Семейство механических передач с подобными свойствами является принципиально новым и конкурентным гидромеханическим трансмиссиям, оно перспективно для реализации в энергетических, технологических, транспортных машинах без ограничений.

На кафедре «Машиноведение» ОмГТУ разработаны на уровне патентов десятки схемных и модельных вариантов автовариаторов и механизмов с адаптивными свойствами. Для промышленного освоения новой технологии необходимо участие производящих структур реального сектора экономики.

 

Контактные телефоны: 65-21-26 и 65-26-19