Как составить контрольные вопросы
Как правило, в состав учебного издания включаются контрольные вопросы репродуктивного и творческого характера, направленные на решение следующих задач:
– проверку понимания понятийного аппарата учебной дисциплины;
– воспроизведение фактического материала;
– раскрытие причинно-следственных, временных и других связей;
– выделение главного, сравнение, доказательство, конкретизацию;
– обобщение и систематизацию знаний.
Согласно требованиям к вузовским учебным изданиям, вопросы должны размещаться либо в начале, либо в конце основных структурных элементов учебного издания
(частей, разделов, глав, параграфов).
Приведем основные правила, которых рекомендуется придерживаться, составляя вопросы к учебному тексту.
1. Содержание вопросов
1.1. Понимание фактов, их связей и обобщений.
Рекомендуется следующая последовательность:
а) воспроизведение фактического материала;
б) раскрытие причинно-следственных, временных и других связей;
в) обобщение и систематизация знаний.
Эта последовательность соответствует логике усвоения знаний.
Сначала идут более легкие вопросы, затем они усложняются. Важно также, что указанная последовательность позволяет охватить разные аспекты усвоения содержания.
1.2. Понимание на всех уровнях.
Такие вопросы следует составлять так, чтобы сохранялась определенная пропорция на понимание: а) слов; б) предложений; в) отрывков из текста; г) текста в целом.
Вопрос будет тем труднее, чем больший отрывок текста следует понять и обобщить, чтобы ответить на него.
При этом величина обобщаемого отрывка текста является показателем сложности вопроса, и по нему следует уравнивать вопросы, составляемые к разным частям текста.
1.3. Репродуктивные и творческие вопросы составляются в определенной последовательности.
Учебные тексты не только дают знания, но и развивают мышление учащихся. Выполнение последней функции проверяется творческими вопросами:
на выделение главного, сравнение, обобщение, доказательство, конкретизацию и т. п. Определяя характер вопроса, следует изучать также и содержание текста учебника,
поскольку обобщающий вопрос является репродуктивным, если это обобщение дано в тексте.
1.4. Необходимо составлять независимые вопросы. Если ответ на один вопрос можно найти в другом вопросе, то студент не станет читать текст учебника.
1.5. Нельзя задавать вопросы, для ответа на которые нет материала в учебнике.
2. Оформление вопросов
2.1. Задавайте точные, ясные и короткие вопросы. Именно этим можно обеспечить их понимание.
В вопросах не должно быть незнакомых слов, сложных конструкций, лишних деталей. Но в то же время вопрос должен быть однозначным.
Вопросы лучше задавать в утвердительной форме, потому что она легче для понимания, чем отрицательная.
2.2. Не повторяйте в вопросах словосочетания из текста. Такой вопрос уже показывает, каким предложением может быть дан ответ.
На такие вопросы можно правильно ответить и без глубокого понимания учебного текста.
2.3. Избегайте в вопросах обобщающих слов (все, всегда, никто, никогда и т. п.), а также неопределенных слов (обыкновенно, иногда, часто и т. д.).
Утверждения с обобщающими словами часто являются неправильными, утверждения с неопределенными словами – правильными.
По этой причине на вопросы с такими словами легко ответить.
2.4. Пишите к вопросам альтернативные ответы.
Недостаток вопросов с альтернативными ответами в том, что они не позволяют исследовать и оценить ход мыслей отвечающего и верный ответ можно угадывать.
И все же хорошо поставленные вопросы с выборочными ответами позволяют проверить знания и ход мыслей учащихся, ставят их перед проблемой выбора,
активизируют умственную деятельность, экономят много времени при оценке ответов испытуемых.
2.5. Составляйте вопросы, по которым можно ответить коротко.
Чем короче ответ, тем легче его оценить и тем объективнее оценка.
К вышеизложенному следует также добавить, что в вузовской книге недопустима форма вопроса, которая предполагает односложные ответы («да» или «нет»).
Формулировка вопроса должна носить развивающий характер, настраивать студента на развернутый ответ. Нельзя формулировать вопрос по названию главы или параграфа.
Обычно это путает студента, указывая на то, что в ответе он должен пересказать весь материал этого раздела.