Ирина Глебова: Наша сверхзадача - стать одним из лучших колледжей города Омска
Сегодня среднее профессиональное образование своими стандартами приближается вплотную к высшему образованию, а в некоторых случаях даже превосходит его своей практической направленностью. Такая тенденция приводит к выгодному слиянию организаций высшего и среднего профессионального образования. О проблемах и перспективах развития в стенах опорного университета мы беседуем с Ириной Глебовой, директором колледжа ОмГТУ.
Ирина Геннадьевна, добрый день. Говорят, театр начинается с вешалки, а с чего начинается колледж?
Как бы банально это не звучало, но колледж начинается с кабинета директора. Когда мне предложили занять эту должность в 2018 году, то первым делом я поинтересовалась, в каких условиях придется работать. И дело даже не в каких-то благах. Директор работает не только с коллективом, он работает с руководителями: директорами школ, фирм, учреждений, представителями администрации города, СМИ и так далее. И рабочее место директора, как говорится, пришлось создавать практически с нуля. Не скажу, что это далось легко. Пришлось многое менять, в том числе перемещать людей, которые уже вросли в свои рабочие места. Но общими усилиями проблемы были решены, и университет нам в этом активно помог. В настоящий время колледж располагает кабинетами административной части и преподавательской.
Колледж в вузе: как самочувствие?
Мы являемся той частью большого целого, которую, как правило, не замечают. И это, наверное, единственный минус. Поэтому, чтобы нас услышало руководство, необходимо быть чуть более настойчивыми. Зато все остальное можно записать в плюс, и главное – в любых кабинетах и на встречах с учениками и родителями мы начинаем разговор с анонса колледжа как структурного подразделения опорного университета Омского региона. И это преимущество неоспоримо.
Кроме того, совместная жизнь в университете сближает, сервисы вуза обогащают возможности колледжа в разы. Это и обширный аудиторный фонд, и мощная материальная база кафедр, и база предприятий для практики, и дополнительное образование, и кружки, и даже возможности чисто бытового плана – общежитие, питание. Какой из колледжей города может похвастаться такими возможностями?
В какой-то мере, чем больше мы «вмешиваемся» в жизнь вуза, тем роднее становятся эти стены. Например, сейчас идет обсуждение о включении занятий колледжа в основную сетку расписания университета. Конечно, к нам предъявляются повышенные требования: одной из задач, которую поставило руководство вуза, является лицензирование новых образовательных программ по техническим специальностям. Нам приходится не просто разрабатывать учебные планы, а именно согласовывать их с учебными планами кафедр вуза для создания образовательной преемственности. Поэтому студенты после окончания колледжа и поступления в вуз смогут легко интегрироваться в образовательную среду высшего образования.
С какими кафедрами вы сотрудничаете?
Мы провели мониторинг актуальных профессий в Омске и действуем на опережение. В настоящее время у нас на лицензирование заявлены три программы. В перспективе предполагается такая же работа по специальностям нефтехимического и энергетического институтов. Нам есть из чего выбирать и куда идти. Надо отметить, что подразделения вуза всегда с готовностью идут навстречу, а при сегодняшней загрузке административной и учебной работой это всегда непросто. Конечно, это задачи плановые, и лицензирование – это прежде всего большая административно-методическая работа.
Есть ли у колледжа ОмГТУ сверхзадача?
Конечно, есть (смеется). Я сформулировала бы так: стать первыми среди равных. Мы должны стать одним из лучших колледжей города Омска. На самом деле, колледж можно назвать молодым: после присоединения ОмУДТ к ОмГТУ колледж пережил второе рождение. Это и плохо и хорошо. С одной стороны, были упразднены какие-то сложившиеся образовательные технологии, ушли люди, сменилось руководство. С другой – у нас появилась реальная возможность и, главное, поддержка в построении совершенно нового образовательного формата на стыке среднего и высшего образования, когда ориентироваться на устаревшие технологии более чем неперспективно.
И первые шаги к решению этой сверхзадачи уже сделаны. Мы подали заявку на бюджетные места, готовимся к лицензированию перспективных и конкурентоспособных специальностей. Наши успехи будем, конечно, измерять результатами набора и лицензирования. Амбиции у коллектива есть, и это немаловажно.
Вы сказали о наборе. А чем можно увлечь ребят, как лучше презентовать специальности?
Мы участвуем в проведении Дня открытых дверей вуза совместно со всеми факультетами и институтами, но большую ставку на это не делаем. Яркие и крупные мероприятия имеют обратную сторону медали, поскольку сложно уделить время именно тем, кто хочет пообщаться, уточнить детали, перспективы будущей профессии. Праздник, он и есть праздник. Колледж проводит свои Дни открытых дверей, которые более ориентированы на наших будущих студентов. Более того, мы не просто рассказываем, мы здесь же вовлекаем ребят в реальный технологический процесс, будь то парикмахерское искусство, дизайн или банковское дело. Конечно, здесь активно задействованы и школы, и административные ресурсы города и области.
Что ждет тех, кто поступил на специальность, кроме учебного процесса? Имеют ли ваши студенты возможность практического применения полученных знаний во время обучения?
Колледж не школа, но еще и не университет. Поэтому студенты находятся под пристальным контролем преподавателей. Администрация колледжа регулярно посещает учебные занятия в рамках расписания. На каждого студента учебная часть формирует портфолио. В колледже работают остепененные преподаватели университета, имеющие богатый опыт в профессиональном обучении. Также мы привлекаем внешних совместителей, специалистов по профильным предметам. Такая атмосфера настраивает ребят на получение знаний и желание продолжать образование после его окончания. Студенты колледжа занимаются спортом, пишут заметки на сайт, принимают активное участие в мероприятиях университета, в том числе волонтерском движении, и это их хорошо организует.
У нас учатся как очники, так и заочники. Более того, уже скоро может пойти обратный процесс, когда студенты университета смогут пройти обучение в колледже для получения дополнительной рабочей специальности, которая, как показала практика, бывает иногда востребована даже больше, чем высшее образование. Со 2-го курса ребята начинают проходить практику в учебно-производственных мастерских ОмГТУ по специальности «Парикмахерское искусство». Для этого приглашаются модели, и наши студенты пробуют себя в профессии под наблюдением опытных преподавателей. Успешен тот, у кого уже создана клиентская база. Находясь на практике, студенты не только растут профессионально, но и набирают клиентуру на перспективу. Таким образом они уже строят свою карьеру, одновременно обучаясь в колледже.
Ирина Геннадьевна, спасибо за беседу. В завершение – ваши пожелания студентам, преподавателям, сотрудникам.
Мы стали уверенно смотреть в день завтрашний. Поставили перед собой значимые цели. Несмотря на трудности, не опускаем планку. О колледже ОмГТУ теперь знают практически все школы города Омска и Омской области. И не только школы. Это - результат ежедневной работы всех субъектов образовательного процесса, но нам нельзя успокаиваться. И я желаю, чтобы каждый из нас по отдельности и все вместе - и студенты, и преподаватели, и специалисты - не упускали возможности овладевать новыми знаниями, приобретать новый опыт. А энергию творчества направляли на создание прочного фундамента для своего профессионального будущего. Здоровья и удачи!
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ