Жизнь студента

23.09.2019

Проект «Экоинженерия речи»: встречаемся в Точке кипения 25-го в 16:00


Почему Пушкину было можно, а нам нельзя


Юрий Мацнев, психолог службы проректора по ВРиСВ

    

Лет десять уже меня удивляет свободное использование студентами так называемой обсценной лексики, непристойных слов и выражений в стенах университета. Как и Михаил Самуэльевич Паниковский, я не являюсь нравственным человеком, поэтому не считаю себя вправе делать замечания совершеннолетним юношам и девушкам, но все же вот почему Пушкину было можно ...

Есть строгость закона: КоАП, часть 1 статьи 20.1. Минималка – штраф 1000 рублей, арест 15 суток. Мастера жанра могут наговорить себе ограничение свободы до двух лет. Но я не об этом. Дело не в наказании, оно - просто реакция на уже случившееся. Интересно понять: что лежит в основе явления? Можно ли управлять им? Нужны ли молодым людям инструменты контроля собственной речевой активности? Попробуем разобраться.

Выдвинем первую гипотезу, что студенты употребляют нецензурные слова по следующим причинам:

-          так же как и люди с неразвитой речью, они заполняют матом паузы в разговоре при поиске нужных слов;

-          они произносят непристойности ради эмоциональной реакции окружающих, чтобы чувствовать себя включенными в коммуникацию.

Вряд ли это предположение верно, выдвинем вторую гипотезу. Медики знают, что у пациентов, употребляющих нецензурную лексику, гормональный фон изменяется так, что организм мобилизуется, и болезнь протекает легче. Солдаты на передовой, бизнесмены с договорами на большие суммы и кучей контрагентов, политик на выборах, – везде, где есть риск, люди стимулируют у себя агрессивное начало, чтобы проникнуть в область неизведанного и там выжить и закрепиться. Поэтому они сопровождают волевые решения крепкими словами и их производными. Независимо от воспитания, образования и происхождения, потому что тело у всех нас устроено и функционирует одинаково. Следовательно, предположим, что и наши молодые люди с помощью мата получают дополнительную витальную энергию в ситуации риска, каковой, конечно же, является их ситуация развития.

Третья гипотеза. В сложных природных условиях, при ограниченных ресурсах предки выживали за счёт объединения в сообщества. Их жизни были подчинены группе. Подчинение обеспечивали иерархия и инструменты насилия, то есть кулаки вожака и пинки его приближённых. После того как человечество обозначило объекты окружающего мира словами, насилие тоже вошло в речь в качестве брани. Причём, если физически вожаку в племени мало кто мог противостоять, то символически, отбежав на приличное расстояние, даже самый слабый соплеменник мог высказать своё мнение о руководителе. И если в таком баттле он был изобретательнее вожака, его социальный статус возрастал. Правда, вместе с риском получить-таки дубиной из-за угла. Профессии рэпера, стендапера и Пушкина травмоопасны с тех давних пор, но именно на них основана вся культура человечества.

Следовательно, предположим, что и наши молодые люди с помощью мата пытаются управлять другими людьми.

Что мне мешает, хорошие мои, принять вторую и третью гипотезы? Безадресность и пассивная обречённость брани молодых людей. Современная нецензурная речь не подстёгивает эмоции и волю, чтобы что-то преодолеть, показать свою свободу от правил или искусство владения этим видом речи. Люди, и особенно молодежь, используют бранные слова бессмысленно и равнодушно, как листают новостную ленту. Ни гендерные, ни возрастные параметры окружающей аудитории не ограничивают вас в употреблении обсценной лексики. Вам ровно.

Есть у человечества слова, которые не обозначают напрямую конкретный предмет, но помогают нам исследовать, обобщать и описывать сложное устройство мира. Учёные, священники и поэты используют эти слова. Они вызывают не просто эмоции, какие есть и у животных, в них – ваше отношение к жизни, к людям, понимание долга и преданности, добра и зла. В них – ваши убеждения и желание познать и преобразовать мир. Только такими словами вы можете выразить, например, значимые, но отдалённые пока цели в своей жизни. С помощью таких слов вы могли бы предложить другим людям принять ваши цели и поучаствовать в их достижении.

Как удержаться от брани не из-за страха выпадения из социума, но по причине собственного осознанного выбора и убеждений? Какие правила речевого поведения могли бы быть приняты студенческим сообществом? Каким способом можно внедрить эти правила в студенческую жизнь? И главное, как они повлияют на нас и наше будущее? Я приглашаю вас к совместной работе над проектом «Экоинженерия речи».

 Думаю, мы сможем совместно создать рабочую группу, разработать план и реализовать проект «Экоинженерия речи» сначала для нашего университета, а в дальнейшем привлечь внимание и других вузов и школ к этой проблеме в борьбе за чистое слово.

Приглашаю сотрудников политеха, профсоюзный актив, студенческое самоуправление факультетов, студентов обсудить проблему, поделиться идеями 25 сентября в 16:00 в Точке кипения по адресу пр. Мира, 11, корпус 8, 1 эт. Продолжим 26 сентября в 09:00. Координация, вопросы, дискуссии здесь: https://vk.com/word_ecology.

 


 



Автор: Вячеслав Соломин
Опубликовано: ЦТКиВТ ОмГТУ

Возврат к списку

(Голосов: 2, Рейтинг: 2.77)