75 лет Победы
Обновлено 09.05.2020
В этом году мы празднуем 75 лет Победы над фашистскими захватчиками. Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг народа СССР.
У каждого из нас есть альбом, хранящий в себе нашу историю - фотографии друзей и близких, тех, что сейчас нет рядом с нами и тех, кого больше с нами никогда не будет, а главное - наши воспоминания о прошлом. Но, важно не забывать, что наше история не была бы написана без тех, чей великий подвиг остался в памяти, без тех, кто жертвовал своим настоящим ради того, чтобы у их потомков было свободное и счастливое будущее. Именно поэтому нам необходим альбом, хранящий в себе память о героях, которыми мы гордимся и благодарим за возможность написать историю для будущих поколений.
Альбом, посвященный родственникам-героям наших студентов доступен по ссылке https://vk.com/album-24940019_272431249
Обновлено 28.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Ильичев Петр Иванович
Петр Ильичев родился 28 января 1927 года в деревне Пугачев, Омская область. Мальчик вырос в семье крестьянина. Окончив четыре класса школы работал в колхозе. В ноябре 1944 года призван в Военно-Морской флот. Обучался в объединенной школе учебного отряда Тихоокеанского флота. Служил рулевым на сторожевом катере «СК-253». Когда началась советско-японская война, матроса Ильичева включили в батальон морской пехоты, во взвод под командованием старшины 1-й статьи Николая Вилкова. В ночь на 18 августа 1945 года советские боевые корабли с десантом вышли из Петропавловска-Камчатского и взяли курс к берегам острова Шумшу, самого северного в Курильской гряде. Под огнем противника десантники бросались в воду и добирались до берега вброд. Не давая врагу опомниться, моряки стремительно атаковали прибрежные сооружения и захватили плацдарм. Под прикрытием корабельной артиллерии в бой вступили главные силы десанта. Командир взвода Вилков бросил гранату, но вскоре пулеметы заговорили снова. Тогда Николай Александрович своим телом закрыл правую амбразуру. Но левая продолжала поливать десантников огнем. Ильичев был ранен, у бойца кончились патроны и гранаты. Осознавая свою скорую гибель герой принял решение хотя бы своей смертью принести пользу своим боевым товарищам. Петр Ильичев 18 августа 1945 года поднялся в полный рост и закрыл левую амбразуру своим телом, после чего дот замолчал окончательно. Моряки поднялись в атаку, захватили высоту и водрузили над ней красный флаг. Через четыре дня остров был полностью освобожден.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1958 года краснофлотцу Ильичеву Петру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Этим же днем подписан указ о посмертном награждении орденом Ленина.
Обновлено 24.04.2020
#ВоенныйОмск.
Валентина Сергеевна Бархатова
- родилась в Иркутской области. В начале тридцатых годов семья Бархатовых переехала в Омскую область, в Новоуральское. В школе Валентина училась легко, с большим желанием и трудолюбием. Наградой за отличную учебу и примерную дисциплину была незабываемая поездка в 1937 году в пионерский лагерь «Артек» Среднюю школу Валя заканчивала в селе Иртышское Черлакского района. В школе она вступила в комсомол, была пионервожатой. Валентина мечтала об учебе в авиационном институте, но начавшаяся война поломала все планы. Валя окончила курсы трактористов, ее направили работать в Новоуральский совхоз механизатором. В первые дни войны большинство мужчин-механизаторов ушло на фронт. Все работы в хозяйстве легли на плечи стариков, женщин, детей. Вместе со всеми от зари до зари трудилась за штурвалом трактора и Валя Бархатова. В конце ноября 1941 года Валентину избрали секретарем райкома. И хотя комсомольским делам Валя отдавала все свои силы, мысли ее были на фронте, где решалась судьба страны, судьба народа. С начала войны она писала в военкомат письма с просьбой призвать ее на военную службу и отправить в действующую армию. аконец летом 1942- го года ее зачислили на ускоренные курсы механиков-водителей танка. Боевое крещение В. Бархатова получила на подступах к Сталинграду. Очень скоро на ее боевом счету уже значились десятки уничтоженных солдат противника, несколько выведенных из строя орудий и дзотов, а также два танка. За бои под Сталинградом она была представлена к своей первой награде — медали «За отвагу», а позднее и медали «За оборону Сталинграда». 8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция с целью освобождения Крыма от гитлеровцев. Танковый корпус, в составе которого воевала Валентина Бархатова, преодолевая сопротивление врага, продвигался вперед. 7 мая он вместе с другими армейскими частями устремился на штурм Севастополя. На рассвете 9 мая 1944 года командирский танк, в составе экипажа которого была радисткой Валентина Бархатова, во время движения в прифронтовой полосе наехал на фугас и подорвался. Чудом остались живы несколько стрелков, находившихся на броне танка. Так погибла бесстрашная омичка Валентина Бархатова. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны II степени.
Обновлено 20.04.2020
#ВоенныйОмск.
Кузнецов Николай Васильевич
Николай Васильевич Кузнецов родился в деревне Юрга Тюменской области, откуда семья вскоре переехала в Омск. Первой ступенькой к овладению профессией летчика была учеба в Омском аэроклубе. В 1939 году он стал курсантом военной школы пилотов. Здесь и застала его Великая Отечественная война. В первый бой с немецко-фашистскими захватчиками Николай Кузнецов вступил в марте 1942 года на Северо-Западном фронте в составе штурмового авиационного полка командиром звена. На 1-м Белорусском фронте воевал штурманом, затем заместителем командира авиаэскадрильи. Только в марте 1943 года его группа дважды штурмовала вражеский аэродром Тулебля. Так, 7 марта группа, состоявшая из восьми «ИЛов», на бреющем полете вышла к аэродрому, на котором было сосредоточено около 25 самолетов-бомбардировщиков и истребителей, и с ходу начала атаку. Спустя несколько дней Кузнецов снова появился со своей группой над вражеским аэродромом. Пятнадцать «юнкерсов» рассредоточенно стояли по окраинам аэродрома. Снижаясь до ста метров, штурмовики в упор били по самолетам и автомашинам, и еще десять самолетов превратились в груду металла. К августу 1944 года гвардии старший лейтенант Кузнецов совершил 90 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев. На его личном счету к этому времени было 6 уничтоженных танков, 9 самолетов, 38 автомашин, 8 бензоцистерн, 1 паровоз, 8 вагонов, 12 орудий и 8 дзотов, взорвано 19 складов с боеприпасами и горючим и подожжено 28 других военных объектов противника.26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Васильевичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени его грудь уже украшали два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу». Каждый вылет Кузнецова был образцом военного мастерства, мужества и отваги. Сослуживцы-летчики писали его отцу в Омск: «Весь личный состав части благодарит Вас за сына, которого Вы воспитали для Родины. В боевой работе он всегда служит для нас примером».
Обновлено 17.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Дмитрий Михайлович Карбышев
Родился в Омске в дворянской семье казачьего происхождения. Это была воинская, офицерская династия. Карбышевы имели собственный дом на Полковой улице. Отец умер, когда будущему генералу было 12 лет. На попечении матери Александры Ефимовны (урожденной Лузгиной) осталось шесть детей. В 1898-м окончил Сибирский кадетский корпус, затем продолжил образование в Санкт-Петербурге. И уже в 1890 году стал выпускником Николаевского военно-инженерного училища, в 1911-м — Николаевской инженерной академии, по окончании получив звание капитана. Карбышев начал военную службу в 1900 году в чине подпоручика в Российской императорской армии. Принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости. В 1911–1914 годах под его командованием возводились оборонительные сооружения в районе Ружан (Брестская область). Карбышев — автор более ста научных публикаций по военно-инженерному искусству и военной истории, по вопросам применения инженерных заграждений. Считалось, что в разработке вопросов применения инженерных заграждений и разрушений он был признанным пионером. Великая Отечественная война застала Карбышева в штабе 3-й армии в Гродно, куда он прибыл для инспекции военных объектов. Гродненский укрепрайон считался одним из наиболее мощных в то время на западной границе СССР. Но к началу войны он так и не был достроен, и его оборонительные сооружения приняли удар врага уже в первый день войны — 22 июня 1941 года. Бои в направлении этого укрепрайона продолжались до 26 июня. 27 июня попал в окружение. Во время попытки выхода в августе 1941-го был тяжело контужен в бою в районе Днепра и в бессознательном состоянии попал в плен. Именно с этого момента и до 1945 года он числился как пропавший без вести…Лишь после войны стало известно, что он содержался в концентрационных лагерях Замостье, Хаммельбург, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен. По словам офицера, в конце января 1945 года в Маутхаузен прибыла большая партия заключенных из других лагерей, среди которых находился Карбышев. В ночь на 18 февраля 1945-го в числе около пятисот других заключенных генерал после зверских пыток был облит водой на 12-градусном морозе и убит. Его тело сожгли в печах Маутхаузена. Последние слова генерала Карбышева были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную смерть: "Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!" Дмитрий Карбышев имел звание генерал-лейтенанта инженерных войск. Был награжден орденами Святого Владимира IV степени, Святого Станислава II и III степеней, Святой Анны II, III, IV степеней с мечами, Красной Звезды и Красного Знамени.
Уважаемые студенты!
Приглашаем всех на онлайн-марафон: Великая Победа. Виртуальный гид.Мы помним, мы гордимся..2020-Год Памяти и Славы.
http://22june.mil.ru/ -"Так начиналась война" - Раздел на официальном сайте Минобороны России, содержащий уникальные архивные документы — бесспорные свидетельства советских военачальников, очевидцев событий 22 июня 1941 года и первых дней Великой Отечественной войны из рассекреченных фондов Центрального архива Минобороны России.
http://june-22.mil.ru/- "22 июня, ровно в 4 утра" - электронный информационный ресурс Минобороны России, посвященный событиям первых дней самой ожесточенной и кровопролитной войны XX столетия – Великой Отечественной
Обновлено 12.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Королев Сергей Павлович
Сегодня во всем мире отмечают День Космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" стартовал с космодрома "Байконур" и первым совершил орбитальный полёт вокруг Земли, продлившийся 108 минут. Он навсегда остался в памяти людей, также как и конструктор и идейный вдохновитель запуска человека в космос — Сергей Павлович Королёв. Мало кому известно, но во время Великой Отечественной войны известный академик работал в Омске. Причина: в Омске конструктор был в статусе заключенного, рассказывает руководитель регионального отделения Союза краеведов России Пётр Вибе: "Перед войной, еще в 1938 году, Сергей Павлович Королев был обвинен во вредительстве и приговорен к 10 годам заключения — на испытаниях одно из изделий было уничтожено, и это рассматривалось как вредительство. После начала войны в июле месяце бюро переехало в Омск".В Омске рядовым сотрудником бюро Королёв помогал в разработке известного самолёта Ту-2 на Авиационном заводе № 166. Впрочем, здесь он не оставлял и своих планов по строительству космических кораблей. "Все говорили о нем как о человеке интересном и преданном своему делу. Он настолько был увлечён своей идеей космических полетов, что даже одна из заведующих отдела, в котором он работал, писала, что у него всегда в кабинете было очень много людей, очень шумно, но это ему совершенно не мешало. Она говорит: "У меня складывалось такое впечатление, что даже бомба может взорваться рядом, а он будет продолжать изобретать свои ракеты".В Омске Королёв пробыл чуть больше года. В 1943 году он был переведен в Казань. И только в июле 1944 года его досрочно освободили и сняли судимость. А семнадцать лет спустя 12 апреля, благодаря его работе, произошел первый запуск человека в космос.
Обновлено 6.04.2020
#ВоенныйОмск.
Омский завод транспортного машиностроения.
ПО «Завод транспортного машиностроения» - это первое специализированное танковое предприятие и единственное предприятие, имеющее замкнутый технологический цикл танкового производства. В ноябре 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны Паровозоремонтный завод был переведен из системы наркомата путей сообщения в наркомат танковой промышленности. На территории предприятия к этому времени было размещено оборудование эвакуированного Ворошиловградского паровозостроительного завода. Так был создан завод № 173 танковой промышленности в г. Омске, которому было поручено организовать освоение и выпуск танков Т-50 параллельно с Ленинградским заводом им. Ворошилова № 174. Когда в марте 1942 г. Ленинградский завод перебазировался в Омск, Омский завод получил номер 174. На данный момент Омский завод транспортного машиностроения» и ОмГТУ связывают крепкие узы взаимовыгодного сотрудничества. В университете был создан целый факультет, который готовил специалистов-машиностроителей для крупнейшего предприятия оборонно-промышленного комплекса страны. Сегодня по целевым направлениям в Омском политехе учатся несколько десятков студентов, которые гарантированно будут трудоустроены на «Омсктрансмаш». Открытие базовой кафедры «Гидромеханика и транспортные машины» Решение об учреждении кафедры Омского государственного технического университета на базе завода «Омсктрансмаш» было принято в декабре 2013 года. На базе АО «Омсктрансмаш» учебную, производственную и преддипломную практику проходят студенты из 7-ми средне-профессиональных и 9-ти высших учебных заведений города. 247 студентов разных образовательных учреждений Омска уже прошли практику на Омском заводе транспортного машиностроения с начала года. В зависимости от направления подготовки, студентов распределяют в различные подразделения предприятия. Там они применяют знания, полученные на теоретических занятиях. За каждым из них закрепляется опытный специалист Омсктрансмаша. Руководитель практики доступно дает всю нужную для изучения производственного процесса информацию и все необходимые материалы для обучения.Производственная практика помогает студентам лучше ориентироваться в своей специальности и определиться с местом работы после получения диплома.
#ВоенныйОмск
.
Эвакогоспиталь №1494 (ЭГ №1494)
В период Великой Отечественной войны на территории СССР осуществлялось формирование обширной сети эвакуационных госпиталей, в которых лечились эвакуированные с фронта больные и раненые солдаты и офицеры. 26 июня 1941 года в Омске был сформирован 46-й местный эвакуационный пункт (МЭП-46). Цель его создания – обеспечение своевременной организации эвакуационных госпиталей. Постановлением Омского обкома ВКП(б) от 24 июня 1941 года на базе городской терапевтической больницы №5 и смежного здания Казахского педагогического техникума 2 июля был сформирован головной эвакогоспиталь №1494 (ЭГ №1494) на 600 коек. Первым начальником госпиталя был назначен военврач III ранга Коган Абрам Ильич. 2 июля 1941 года в Омск прибыл 1-й санитарный поезд. В нем находилось 260 тяжелораненых солдат и офицеров. Их принял ЭГ №1494.В первые месяцы войны в Омск ежедневно прибывали по два и более эшелонов в сутки. Работники МЭП-46 и госпиталей организовывали выгрузку и доставку раненых в госпитали. На их выгрузку давалось полтора – два часа: занимать пути надолго было нельзя. Выгружали на примыкающие к вокзалу улицы, здесь же варили кашу, давали воду. С площади Серова на специально оборудованных трамваях, на полуторках доставляли раненых в госпитали. В ЭГ №1494 большинство раненых проходили только санобработку, оставляли самых тяжелых, остальных распределяли по другим госпиталям Омска и Омской области. В 1943 году стабилизация на фронте и наступление Красной Армии привели к передислокации количества эвакогоспиталей местного формирования к линии фронта на освобожденную от противника территорию. Большая работа на протяжении всей войны проводилась по подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских кадров. В годы войны 562 военно-санитарных поезда доставили в госпитали Омска и Омской области 156 598 раненых и 13 198 больных воинов. Благодаря напряженному труду медиков, в строй было возращено 101 715 человек (72,5% раненых и 90% больных), а 15 658 были направлены в другие лечебные учреждения. Омские медики дни и ночи, пренебрегая усталостью, трудились у операционных столов, в перевязочных блоках, гипсовальнях и других вспомогательных службах. Трудились и отдавали свою кровь для спасения жизни.
Обновлено 1.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Омский Сибзавод им. Борцов Революции уже в первое военное лето принял в своих корпусах харьковский завод «Поршень», одесский завод «Красный профинтерн». К весне 1942 года на Сибзаводе было налажено производство боеприпасов – корпусов мин. Выпуск мин осуществлялся без прекращения производства основной довоенной продукции – комплектующих деталей для тракторов, которые использовались на фронте в качестве тягачей для артиллерийских установок.Начался повсеместный выпуск военной продукции: Сибзавод приступил к производству новой противотанковой мины-снаряда Б-7, также на заводе изготавливались 37-миллеметровые снаряды, корпусы и зарядные камеры для РС – реактивных снарядов «Катюш». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 года за выдающиеся успехи в работе, успешное выполнение заказов для фронта и обеспечение сельского хозяйства тракторными запасными частями Сибирский завод Глававтотрактородетали – Сибзавод – был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На фото:Памятник, погибшим в годы ВОВ, работникам Сибзавода им. Борцов Революции
.
«Сибиряк»
С началом Великой Отечественной войны тысячи омичей добровольно ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Бойцы партизанского отряда «Сибиряк» поддержали славу сибирских полков и дивизий, отряд был сформирован из омских комсомольцев – рабочих заводов имени Козицкого, В. В. Куйбышева, П. И. Баранова. Первым командиром «Сибиряка» был лейтенант Н. Е. Поддубный. 30 августа 1942 года отряд в составе 50 омичей выехал из Омска. В сентябре-октябре 1942 г. прошел двухмесячную подготовку в специальной школе Центрального штаба партизанского движения. До февраля 1943 года омичи воевали в составе бригады на территории 3 районов Витебской области. Партизаны отряда принимали самое активное участие во всех этапах «рельсовой войны», которая вошла героической страницей в историю партизанской борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Около 30 составов с боевой техникой и живой силой противника, десятки железнодорожных и шоссейных мостов, взорванных автомашин на боевом счету «Сибиряка». Наряду с диверсионной работой отряд принимал участие и в боевых действиях против гитлеровцев. В феврале 1943 года «Сибиряк» вновь действовал самостоятельно, проводя подрывные операции в Ушачском районе Белоруссии. С ноября 1943 года отряд омичей был включен в состав вновь организованной бригады имени ВЛКСМ. Отряд вел активные боевые действия, в результате которых было уничтожено около 600 гитлеровцев и более 80 изменников Родины. В 1944 году бойцы «Сибиряка» участвовали в рейде на оккупированную фашистами территорию Литвы и Латвии и в ликвидации кольца блокады Полоцко-Лепельской партизанской зоны в результате которой удалось вывести из кольца окружения более 15 тысяч мирных жителей. 2 июля 1944 г. отряд соединился с действующей армией и воевал на территории Литвы. Из ушедших на фронт 50 бойцов «Сибиряка» в конце войны в живых осталось только 16 добровольцев. Более 30 омичей удостоены боевых наград.
Обновлено 30.04.2020
ПОКА МЫ ПОМНИМ - СВЯЗЬ ВРЕМЁН НЕ ПРЕРВЕТСЯ. В этом году во всем мире отмечается 75 годовщина Великой Победы!
Миллионы людей достойно сражались за свою родину,за возможность жить в свободном мире.
В честь Героев войны мы запускаем акцию "Нет в России семьи такой, где нет Героя"
С этого дня вы можете отправить фото своего родственника, приложившего усилия к этой большой Победе, указать его боевые и трудовые подвиги, передать истории того времени от лица героев, выразить свою благодарность в виде письма или стихотворения, посвящённому Победе и лично Герою вашей семьи на почту stenapamyati@yandex.ru
Обязательно укажите свои:
Ф.И.О.
Факультет
Группу
Ждём ваших писем, ведь страна должна знать своих Героев! Все материалы будут направлены в музей города и вуза!
Обновлено 19.03.2020
Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных родному городу Омску в военные годы
#ВоенныйОмск
.
В Омск, в 1941 году, были эвакуированы московский завод по производству самолётов № 81 (из Тушина) и завод опытного самолётостроения № 156 вместе с Особым конструкторским бюро № 29 НКВД: из двух предприятий был образован авиазавод № 166, тот самый завод «Полет». О значении «Полёта» в годы войны говорит то, что его директором стал первый герой Советского Союза лётчик Анатолий Ляпидевский, а в 1941-1943 годах при заводе работало опытно-конструкторское бюро под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Одной из трудных проблем в деятельности авиационных предприятий Омской области являлось обеспечение их кадрами. В связи с острейшим недостатком рабочих , призывались на авиационные предприятия не занятые общественно-полезным трудом мужчины в возрасте от 16 до 58 лет и женщины – от 16 до 45 лет. Важно было научить десятки тысяч людей, влившихся в авиационную промышленность, работать на оборудовании, помочь освоить сложные специальности. Из людей, незнакомых с производством, набиравшихся не только из города, но и из деревень, нужно было вырастить первоклассных специалистов. Главной же задачей инженеров стало в сжатые сроки доработать и организовать серийное производство Ту-2 — высокоскоростного пикирующего бомбардировщика. За год омичи изготовили 80 и отправили на фронт 63 самолёта этой модификации. Также на «Полёте» выпускали основные военные самолёты Красной Армии — Як-9. За три года было выпущено около 3,5 тысяч авиамашин. Як-9 активно применялся во всех операциях Великой Отечественной войны.
Обновлено 14.03.2020
#ВоенныйОмск
*****
История Омского моторостроительного объединения имени Петра Баранова начиналась в городе Александровске (ныне Запорожье). Уже к 1925 году здесь серийно выпускали двигатели М-6; в 1927 году начали производство двигателей М-11, М-22, М-85. В 1933 году заводу присвоено имя военного и политического деятеля Петра Баранова. В августе 1941 года завод эвакуировался в Омск, для его оборудования потребовалось почти три тысячи вагонов. Уже в Омске рабочие и местные жители за один день проложили по заболоченной местности шестикилометровую железнодорожную ветку — от омской станции до площадки, отведенной под завод( «Территория, отведенная для завода – огромный пустырь, окруженный лесом – находилась на окраине города. Когда-то здесь было болото, сюда приезжали охотиться на водоплавающую птицу. Перед самым началом войны тут развернулись работы по строительству самолетного завода для гражданской авиации. Теперь стройка покоилась под снегом. Нелегко привыкали запорожцы к суровым сибирским морозам. Ведь у многих не оказалось с собой даже теплой одежды». ) 7 ноября 1941 года прошли испытания первого собранного в Омске двигателя М-88Б для бомбардировщиков Ил-4, а с января 1942 года завод заработал в полную силу. Заводчане обеспечивали потребности фронта, работая под открытым небом в лютые морозы. Условия жизни сотрудников тоже были экстремальными: приходилось размещаться в бараках, по девять человек на восьми квадратных метрах. В 1943 году на предприятии начался выпуск моторов АШ-82ФН, которые устанавливались, в частности, на истребители Ла-5 и бомбардировщики Ту-2.
Обновлено 12.03.2020
В честь празднования 75-летнего юбилея со дня Победы в Великой отечественной войне, студенческий совет ФТНГ, запускает цикл публикаций, посвященных родному городу Омску в военные годы.
#ВоенныйОмск
*****
Воскресное утро 22 июня 1941 года. В этот день в Омске в парке культуры и отдыха должен был состояться праздник в честь окончания весенних работ, но вместо этого состоялся многотысячный митинг по поводу нападения фашистской Германии на Советский Союз. На следующий день после объявления войны в военкоматы города Омска было подано более 1270 заявлений с просьбой о добровольном зачислении в армию(в первый день на фронт ушло около 157 человек) . Решением Государственного Комитета Обороны от 5 июля 1941 г. Омск был включен в число городов Западной Сибири, куда вывозилось оборудование авиационных и других оборонных заводов. Заводы прибывали один за другим, но условий для их размещения не было. Предприятия практически в первые же дни начали производить продукцию для фронта, 80 - 85% от всего производства омских заводов уходило на фронт. С первых дней войны в область стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми, которые воспитывались в 214 детских домах и интернатах области. Также во время войны в городе не прекращали работу кинотеатры, театры, клубы, музеи. В это время на омской сцене играли актеры эвакуированных театров.
Фото из архива музея истории городского самоуправления https://admomsk.ru/web/guest/city/history/timeline/1941-1945
В этом году мы празднуем 75 лет Победы над фашистскими захватчиками. Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг народа СССР.
Вечная память ветеранам!
Слава победителям!
С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!
У каждого из нас есть альбом, хранящий в себе нашу историю - фотографии друзей и близких, тех, что сейчас нет рядом с нами и тех, кого больше с нами никогда не будет, а главное - наши воспоминания о прошлом. Но, важно не забывать, что наше история не была бы написана без тех, чей великий подвиг остался в памяти, без тех, кто жертвовал своим настоящим ради того, чтобы у их потомков было свободное и счастливое будущее. Именно поэтому нам необходим альбом, хранящий в себе память о героях, которыми мы гордимся и благодарим за возможность написать историю для будущих поколений.
Альбом, посвященный родственникам-героям наших студентов доступен по ссылке https://vk.com/album-24940019_272431249
Обновлено 28.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Ильичев Петр Иванович
Петр Ильичев родился 28 января 1927 года в деревне Пугачев, Омская область. Мальчик вырос в семье крестьянина. Окончив четыре класса школы работал в колхозе. В ноябре 1944 года призван в Военно-Морской флот. Обучался в объединенной школе учебного отряда Тихоокеанского флота. Служил рулевым на сторожевом катере «СК-253». Когда началась советско-японская война, матроса Ильичева включили в батальон морской пехоты, во взвод под командованием старшины 1-й статьи Николая Вилкова. В ночь на 18 августа 1945 года советские боевые корабли с десантом вышли из Петропавловска-Камчатского и взяли курс к берегам острова Шумшу, самого северного в Курильской гряде. Под огнем противника десантники бросались в воду и добирались до берега вброд. Не давая врагу опомниться, моряки стремительно атаковали прибрежные сооружения и захватили плацдарм. Под прикрытием корабельной артиллерии в бой вступили главные силы десанта. Командир взвода Вилков бросил гранату, но вскоре пулеметы заговорили снова. Тогда Николай Александрович своим телом закрыл правую амбразуру. Но левая продолжала поливать десантников огнем. Ильичев был ранен, у бойца кончились патроны и гранаты. Осознавая свою скорую гибель герой принял решение хотя бы своей смертью принести пользу своим боевым товарищам. Петр Ильичев 18 августа 1945 года поднялся в полный рост и закрыл левую амбразуру своим телом, после чего дот замолчал окончательно. Моряки поднялись в атаку, захватили высоту и водрузили над ней красный флаг. Через четыре дня остров был полностью освобожден.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1958 года краснофлотцу Ильичеву Петру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Этим же днем подписан указ о посмертном награждении орденом Ленина.
Обновлено 24.04.2020
#ВоенныйОмск.
Валентина Сергеевна Бархатова
- родилась в Иркутской области. В начале тридцатых годов семья Бархатовых переехала в Омскую область, в Новоуральское. В школе Валентина училась легко, с большим желанием и трудолюбием. Наградой за отличную учебу и примерную дисциплину была незабываемая поездка в 1937 году в пионерский лагерь «Артек» Среднюю школу Валя заканчивала в селе Иртышское Черлакского района. В школе она вступила в комсомол, была пионервожатой. Валентина мечтала об учебе в авиационном институте, но начавшаяся война поломала все планы. Валя окончила курсы трактористов, ее направили работать в Новоуральский совхоз механизатором. В первые дни войны большинство мужчин-механизаторов ушло на фронт. Все работы в хозяйстве легли на плечи стариков, женщин, детей. Вместе со всеми от зари до зари трудилась за штурвалом трактора и Валя Бархатова. В конце ноября 1941 года Валентину избрали секретарем райкома. И хотя комсомольским делам Валя отдавала все свои силы, мысли ее были на фронте, где решалась судьба страны, судьба народа. С начала войны она писала в военкомат письма с просьбой призвать ее на военную службу и отправить в действующую армию. аконец летом 1942- го года ее зачислили на ускоренные курсы механиков-водителей танка. Боевое крещение В. Бархатова получила на подступах к Сталинграду. Очень скоро на ее боевом счету уже значились десятки уничтоженных солдат противника, несколько выведенных из строя орудий и дзотов, а также два танка. За бои под Сталинградом она была представлена к своей первой награде — медали «За отвагу», а позднее и медали «За оборону Сталинграда». 8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция с целью освобождения Крыма от гитлеровцев. Танковый корпус, в составе которого воевала Валентина Бархатова, преодолевая сопротивление врага, продвигался вперед. 7 мая он вместе с другими армейскими частями устремился на штурм Севастополя. На рассвете 9 мая 1944 года командирский танк, в составе экипажа которого была радисткой Валентина Бархатова, во время движения в прифронтовой полосе наехал на фугас и подорвался. Чудом остались живы несколько стрелков, находившихся на броне танка. Так погибла бесстрашная омичка Валентина Бархатова. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны II степени.
Обновлено 20.04.2020
#ВоенныйОмск.
Кузнецов Николай Васильевич
Николай Васильевич Кузнецов родился в деревне Юрга Тюменской области, откуда семья вскоре переехала в Омск. Первой ступенькой к овладению профессией летчика была учеба в Омском аэроклубе. В 1939 году он стал курсантом военной школы пилотов. Здесь и застала его Великая Отечественная война. В первый бой с немецко-фашистскими захватчиками Николай Кузнецов вступил в марте 1942 года на Северо-Западном фронте в составе штурмового авиационного полка командиром звена. На 1-м Белорусском фронте воевал штурманом, затем заместителем командира авиаэскадрильи. Только в марте 1943 года его группа дважды штурмовала вражеский аэродром Тулебля. Так, 7 марта группа, состоявшая из восьми «ИЛов», на бреющем полете вышла к аэродрому, на котором было сосредоточено около 25 самолетов-бомбардировщиков и истребителей, и с ходу начала атаку. Спустя несколько дней Кузнецов снова появился со своей группой над вражеским аэродромом. Пятнадцать «юнкерсов» рассредоточенно стояли по окраинам аэродрома. Снижаясь до ста метров, штурмовики в упор били по самолетам и автомашинам, и еще десять самолетов превратились в груду металла. К августу 1944 года гвардии старший лейтенант Кузнецов совершил 90 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев. На его личном счету к этому времени было 6 уничтоженных танков, 9 самолетов, 38 автомашин, 8 бензоцистерн, 1 паровоз, 8 вагонов, 12 орудий и 8 дзотов, взорвано 19 складов с боеприпасами и горючим и подожжено 28 других военных объектов противника.26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Васильевичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени его грудь уже украшали два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу». Каждый вылет Кузнецова был образцом военного мастерства, мужества и отваги. Сослуживцы-летчики писали его отцу в Омск: «Весь личный состав части благодарит Вас за сына, которого Вы воспитали для Родины. В боевой работе он всегда служит для нас примером».
Обновлено 17.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Дмитрий Михайлович Карбышев
Родился в Омске в дворянской семье казачьего происхождения. Это была воинская, офицерская династия. Карбышевы имели собственный дом на Полковой улице. Отец умер, когда будущему генералу было 12 лет. На попечении матери Александры Ефимовны (урожденной Лузгиной) осталось шесть детей. В 1898-м окончил Сибирский кадетский корпус, затем продолжил образование в Санкт-Петербурге. И уже в 1890 году стал выпускником Николаевского военно-инженерного училища, в 1911-м — Николаевской инженерной академии, по окончании получив звание капитана. Карбышев начал военную службу в 1900 году в чине подпоручика в Российской императорской армии. Принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости. В 1911–1914 годах под его командованием возводились оборонительные сооружения в районе Ружан (Брестская область). Карбышев — автор более ста научных публикаций по военно-инженерному искусству и военной истории, по вопросам применения инженерных заграждений. Считалось, что в разработке вопросов применения инженерных заграждений и разрушений он был признанным пионером. Великая Отечественная война застала Карбышева в штабе 3-й армии в Гродно, куда он прибыл для инспекции военных объектов. Гродненский укрепрайон считался одним из наиболее мощных в то время на западной границе СССР. Но к началу войны он так и не был достроен, и его оборонительные сооружения приняли удар врага уже в первый день войны — 22 июня 1941 года. Бои в направлении этого укрепрайона продолжались до 26 июня. 27 июня попал в окружение. Во время попытки выхода в августе 1941-го был тяжело контужен в бою в районе Днепра и в бессознательном состоянии попал в плен. Именно с этого момента и до 1945 года он числился как пропавший без вести…Лишь после войны стало известно, что он содержался в концентрационных лагерях Замостье, Хаммельбург, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен. По словам офицера, в конце января 1945 года в Маутхаузен прибыла большая партия заключенных из других лагерей, среди которых находился Карбышев. В ночь на 18 февраля 1945-го в числе около пятисот других заключенных генерал после зверских пыток был облит водой на 12-градусном морозе и убит. Его тело сожгли в печах Маутхаузена. Последние слова генерала Карбышева были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную смерть: "Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!" Дмитрий Карбышев имел звание генерал-лейтенанта инженерных войск. Был награжден орденами Святого Владимира IV степени, Святого Станислава II и III степеней, Святой Анны II, III, IV степеней с мечами, Красной Звезды и Красного Знамени.
Уважаемые студенты!
Приглашаем всех на онлайн-марафон: Великая Победа. Виртуальный гид.Мы помним, мы гордимся..2020-Год Памяти и Славы.
http://22june.mil.ru/ -"Так начиналась война" - Раздел на официальном сайте Минобороны России, содержащий уникальные архивные документы — бесспорные свидетельства советских военачальников, очевидцев событий 22 июня 1941 года и первых дней Великой Отечественной войны из рассекреченных фондов Центрального архива Минобороны России.
http://june-22.mil.ru/- "22 июня, ровно в 4 утра" - электронный информационный ресурс Минобороны России, посвященный событиям первых дней самой ожесточенной и кровопролитной войны XX столетия – Великой Отечественной
Обновлено 12.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Королев Сергей Павлович
Сегодня во всем мире отмечают День Космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" стартовал с космодрома "Байконур" и первым совершил орбитальный полёт вокруг Земли, продлившийся 108 минут. Он навсегда остался в памяти людей, также как и конструктор и идейный вдохновитель запуска человека в космос — Сергей Павлович Королёв. Мало кому известно, но во время Великой Отечественной войны известный академик работал в Омске. Причина: в Омске конструктор был в статусе заключенного, рассказывает руководитель регионального отделения Союза краеведов России Пётр Вибе: "Перед войной, еще в 1938 году, Сергей Павлович Королев был обвинен во вредительстве и приговорен к 10 годам заключения — на испытаниях одно из изделий было уничтожено, и это рассматривалось как вредительство. После начала войны в июле месяце бюро переехало в Омск".В Омске рядовым сотрудником бюро Королёв помогал в разработке известного самолёта Ту-2 на Авиационном заводе № 166. Впрочем, здесь он не оставлял и своих планов по строительству космических кораблей. "Все говорили о нем как о человеке интересном и преданном своему делу. Он настолько был увлечён своей идеей космических полетов, что даже одна из заведующих отдела, в котором он работал, писала, что у него всегда в кабинете было очень много людей, очень шумно, но это ему совершенно не мешало. Она говорит: "У меня складывалось такое впечатление, что даже бомба может взорваться рядом, а он будет продолжать изобретать свои ракеты".В Омске Королёв пробыл чуть больше года. В 1943 году он был переведен в Казань. И только в июле 1944 года его досрочно освободили и сняли судимость. А семнадцать лет спустя 12 апреля, благодаря его работе, произошел первый запуск человека в космос.
Обновлено 6.04.2020
#ВоенныйОмск.
Омский завод транспортного машиностроения.
ПО «Завод транспортного машиностроения» - это первое специализированное танковое предприятие и единственное предприятие, имеющее замкнутый технологический цикл танкового производства. В ноябре 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны Паровозоремонтный завод был переведен из системы наркомата путей сообщения в наркомат танковой промышленности. На территории предприятия к этому времени было размещено оборудование эвакуированного Ворошиловградского паровозостроительного завода. Так был создан завод № 173 танковой промышленности в г. Омске, которому было поручено организовать освоение и выпуск танков Т-50 параллельно с Ленинградским заводом им. Ворошилова № 174. Когда в марте 1942 г. Ленинградский завод перебазировался в Омск, Омский завод получил номер 174. На данный момент Омский завод транспортного машиностроения» и ОмГТУ связывают крепкие узы взаимовыгодного сотрудничества. В университете был создан целый факультет, который готовил специалистов-машиностроителей для крупнейшего предприятия оборонно-промышленного комплекса страны. Сегодня по целевым направлениям в Омском политехе учатся несколько десятков студентов, которые гарантированно будут трудоустроены на «Омсктрансмаш». Открытие базовой кафедры «Гидромеханика и транспортные машины» Решение об учреждении кафедры Омского государственного технического университета на базе завода «Омсктрансмаш» было принято в декабре 2013 года. На базе АО «Омсктрансмаш» учебную, производственную и преддипломную практику проходят студенты из 7-ми средне-профессиональных и 9-ти высших учебных заведений города. 247 студентов разных образовательных учреждений Омска уже прошли практику на Омском заводе транспортного машиностроения с начала года. В зависимости от направления подготовки, студентов распределяют в различные подразделения предприятия. Там они применяют знания, полученные на теоретических занятиях. За каждым из них закрепляется опытный специалист Омсктрансмаша. Руководитель практики доступно дает всю нужную для изучения производственного процесса информацию и все необходимые материалы для обучения.Производственная практика помогает студентам лучше ориентироваться в своей специальности и определиться с местом работы после получения диплома.
#ВоенныйОмск
.
Эвакогоспиталь №1494 (ЭГ №1494)
В период Великой Отечественной войны на территории СССР осуществлялось формирование обширной сети эвакуационных госпиталей, в которых лечились эвакуированные с фронта больные и раненые солдаты и офицеры. 26 июня 1941 года в Омске был сформирован 46-й местный эвакуационный пункт (МЭП-46). Цель его создания – обеспечение своевременной организации эвакуационных госпиталей. Постановлением Омского обкома ВКП(б) от 24 июня 1941 года на базе городской терапевтической больницы №5 и смежного здания Казахского педагогического техникума 2 июля был сформирован головной эвакогоспиталь №1494 (ЭГ №1494) на 600 коек. Первым начальником госпиталя был назначен военврач III ранга Коган Абрам Ильич. 2 июля 1941 года в Омск прибыл 1-й санитарный поезд. В нем находилось 260 тяжелораненых солдат и офицеров. Их принял ЭГ №1494.В первые месяцы войны в Омск ежедневно прибывали по два и более эшелонов в сутки. Работники МЭП-46 и госпиталей организовывали выгрузку и доставку раненых в госпитали. На их выгрузку давалось полтора – два часа: занимать пути надолго было нельзя. Выгружали на примыкающие к вокзалу улицы, здесь же варили кашу, давали воду. С площади Серова на специально оборудованных трамваях, на полуторках доставляли раненых в госпитали. В ЭГ №1494 большинство раненых проходили только санобработку, оставляли самых тяжелых, остальных распределяли по другим госпиталям Омска и Омской области. В 1943 году стабилизация на фронте и наступление Красной Армии привели к передислокации количества эвакогоспиталей местного формирования к линии фронта на освобожденную от противника территорию. Большая работа на протяжении всей войны проводилась по подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских кадров. В годы войны 562 военно-санитарных поезда доставили в госпитали Омска и Омской области 156 598 раненых и 13 198 больных воинов. Благодаря напряженному труду медиков, в строй было возращено 101 715 человек (72,5% раненых и 90% больных), а 15 658 были направлены в другие лечебные учреждения. Омские медики дни и ночи, пренебрегая усталостью, трудились у операционных столов, в перевязочных блоках, гипсовальнях и других вспомогательных службах. Трудились и отдавали свою кровь для спасения жизни.
Обновлено 1.04.2020
#ВоенныйОмск
.
Омский Сибзавод им. Борцов Революции уже в первое военное лето принял в своих корпусах харьковский завод «Поршень», одесский завод «Красный профинтерн». К весне 1942 года на Сибзаводе было налажено производство боеприпасов – корпусов мин. Выпуск мин осуществлялся без прекращения производства основной довоенной продукции – комплектующих деталей для тракторов, которые использовались на фронте в качестве тягачей для артиллерийских установок.Начался повсеместный выпуск военной продукции: Сибзавод приступил к производству новой противотанковой мины-снаряда Б-7, также на заводе изготавливались 37-миллеметровые снаряды, корпусы и зарядные камеры для РС – реактивных снарядов «Катюш». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 года за выдающиеся успехи в работе, успешное выполнение заказов для фронта и обеспечение сельского хозяйства тракторными запасными частями Сибирский завод Глававтотрактородетали – Сибзавод – был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На фото:Памятник, погибшим в годы ВОВ, работникам Сибзавода им. Борцов Революции
.
«Сибиряк»
С началом Великой Отечественной войны тысячи омичей добровольно ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Бойцы партизанского отряда «Сибиряк» поддержали славу сибирских полков и дивизий, отряд был сформирован из омских комсомольцев – рабочих заводов имени Козицкого, В. В. Куйбышева, П. И. Баранова. Первым командиром «Сибиряка» был лейтенант Н. Е. Поддубный. 30 августа 1942 года отряд в составе 50 омичей выехал из Омска. В сентябре-октябре 1942 г. прошел двухмесячную подготовку в специальной школе Центрального штаба партизанского движения. До февраля 1943 года омичи воевали в составе бригады на территории 3 районов Витебской области. Партизаны отряда принимали самое активное участие во всех этапах «рельсовой войны», которая вошла героической страницей в историю партизанской борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Около 30 составов с боевой техникой и живой силой противника, десятки железнодорожных и шоссейных мостов, взорванных автомашин на боевом счету «Сибиряка». Наряду с диверсионной работой отряд принимал участие и в боевых действиях против гитлеровцев. В феврале 1943 года «Сибиряк» вновь действовал самостоятельно, проводя подрывные операции в Ушачском районе Белоруссии. С ноября 1943 года отряд омичей был включен в состав вновь организованной бригады имени ВЛКСМ. Отряд вел активные боевые действия, в результате которых было уничтожено около 600 гитлеровцев и более 80 изменников Родины. В 1944 году бойцы «Сибиряка» участвовали в рейде на оккупированную фашистами территорию Литвы и Латвии и в ликвидации кольца блокады Полоцко-Лепельской партизанской зоны в результате которой удалось вывести из кольца окружения более 15 тысяч мирных жителей. 2 июля 1944 г. отряд соединился с действующей армией и воевал на территории Литвы. Из ушедших на фронт 50 бойцов «Сибиряка» в конце войны в живых осталось только 16 добровольцев. Более 30 омичей удостоены боевых наград.
Обновлено 30.04.2020
ПОКА МЫ ПОМНИМ - СВЯЗЬ ВРЕМЁН НЕ ПРЕРВЕТСЯ. В этом году во всем мире отмечается 75 годовщина Великой Победы!
Миллионы людей достойно сражались за свою родину,за возможность жить в свободном мире.
В честь Героев войны мы запускаем акцию "Нет в России семьи такой, где нет Героя"
С этого дня вы можете отправить фото своего родственника, приложившего усилия к этой большой Победе, указать его боевые и трудовые подвиги, передать истории того времени от лица героев, выразить свою благодарность в виде письма или стихотворения, посвящённому Победе и лично Герою вашей семьи на почту stenapamyati@yandex.ru
Обязательно укажите свои:
Ф.И.О.
Факультет
Группу
Ждём ваших писем, ведь страна должна знать своих Героев! Все материалы будут направлены в музей города и вуза!
Обновлено 19.03.2020
Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных родному городу Омску в военные годы
#ВоенныйОмск
.
В Омск, в 1941 году, были эвакуированы московский завод по производству самолётов № 81 (из Тушина) и завод опытного самолётостроения № 156 вместе с Особым конструкторским бюро № 29 НКВД: из двух предприятий был образован авиазавод № 166, тот самый завод «Полет». О значении «Полёта» в годы войны говорит то, что его директором стал первый герой Советского Союза лётчик Анатолий Ляпидевский, а в 1941-1943 годах при заводе работало опытно-конструкторское бюро под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Одной из трудных проблем в деятельности авиационных предприятий Омской области являлось обеспечение их кадрами. В связи с острейшим недостатком рабочих , призывались на авиационные предприятия не занятые общественно-полезным трудом мужчины в возрасте от 16 до 58 лет и женщины – от 16 до 45 лет. Важно было научить десятки тысяч людей, влившихся в авиационную промышленность, работать на оборудовании, помочь освоить сложные специальности. Из людей, незнакомых с производством, набиравшихся не только из города, но и из деревень, нужно было вырастить первоклассных специалистов. Главной же задачей инженеров стало в сжатые сроки доработать и организовать серийное производство Ту-2 — высокоскоростного пикирующего бомбардировщика. За год омичи изготовили 80 и отправили на фронт 63 самолёта этой модификации. Также на «Полёте» выпускали основные военные самолёты Красной Армии — Як-9. За три года было выпущено около 3,5 тысяч авиамашин. Як-9 активно применялся во всех операциях Великой Отечественной войны.
Обновлено 14.03.2020
#ВоенныйОмск
*****
История Омского моторостроительного объединения имени Петра Баранова начиналась в городе Александровске (ныне Запорожье). Уже к 1925 году здесь серийно выпускали двигатели М-6; в 1927 году начали производство двигателей М-11, М-22, М-85. В 1933 году заводу присвоено имя военного и политического деятеля Петра Баранова. В августе 1941 года завод эвакуировался в Омск, для его оборудования потребовалось почти три тысячи вагонов. Уже в Омске рабочие и местные жители за один день проложили по заболоченной местности шестикилометровую железнодорожную ветку — от омской станции до площадки, отведенной под завод( «Территория, отведенная для завода – огромный пустырь, окруженный лесом – находилась на окраине города. Когда-то здесь было болото, сюда приезжали охотиться на водоплавающую птицу. Перед самым началом войны тут развернулись работы по строительству самолетного завода для гражданской авиации. Теперь стройка покоилась под снегом. Нелегко привыкали запорожцы к суровым сибирским морозам. Ведь у многих не оказалось с собой даже теплой одежды». ) 7 ноября 1941 года прошли испытания первого собранного в Омске двигателя М-88Б для бомбардировщиков Ил-4, а с января 1942 года завод заработал в полную силу. Заводчане обеспечивали потребности фронта, работая под открытым небом в лютые морозы. Условия жизни сотрудников тоже были экстремальными: приходилось размещаться в бараках, по девять человек на восьми квадратных метрах. В 1943 году на предприятии начался выпуск моторов АШ-82ФН, которые устанавливались, в частности, на истребители Ла-5 и бомбардировщики Ту-2.
Обновлено 12.03.2020
В честь празднования 75-летнего юбилея со дня Победы в Великой отечественной войне, студенческий совет ФТНГ, запускает цикл публикаций, посвященных родному городу Омску в военные годы.
#ВоенныйОмск
*****
Воскресное утро 22 июня 1941 года. В этот день в Омске в парке культуры и отдыха должен был состояться праздник в честь окончания весенних работ, но вместо этого состоялся многотысячный митинг по поводу нападения фашистской Германии на Советский Союз. На следующий день после объявления войны в военкоматы города Омска было подано более 1270 заявлений с просьбой о добровольном зачислении в армию(в первый день на фронт ушло около 157 человек) . Решением Государственного Комитета Обороны от 5 июля 1941 г. Омск был включен в число городов Западной Сибири, куда вывозилось оборудование авиационных и других оборонных заводов. Заводы прибывали один за другим, но условий для их размещения не было. Предприятия практически в первые же дни начали производить продукцию для фронта, 80 - 85% от всего производства омских заводов уходило на фронт. С первых дней войны в область стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми, которые воспитывались в 214 детских домах и интернатах области. Также во время войны в городе не прекращали работу кинотеатры, театры, клубы, музеи. В это время на омской сцене играли актеры эвакуированных театров.
Фото из архива музея истории городского самоуправления https://admomsk.ru/web/guest/city/history/timeline/1941-1945