Учебная практика - музейная практика
1. Цели учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности
Основной целью проведения учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности является совершенствование профессиональной подготовки студентов – закрепление полученных теоретических знаний и приобретение практических навыков в области дизайн-проектирования. В качестве закрепления и конкретизации результатов теоретического и учебно- практического обучения, учебная (музейная) практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности должна способствовать формированию профессиональных умений и навыков практической работы относительно выбора стилевых направлений при проектировании средовых объектов и возможности включения в проектную ситуацию предметов изобразительного искусства. Данный аспект необходимо рассматривать как одно из важнейших звеньев в процессе формирования практического и научно-исследовательского подхода в деятельности дизайнера, т.к. квалифицированный специалист должен понимать закономерности формирования средового пространства, архитектурной формы и синтеза искусств: эволюции архитектуры, конструктивных и стилевых особенностей, включением в архитектурную среду живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства и т.п. Соответственно, с учётом особенностей профиля подготовки специалистов в области средового дизайна, студенты должны получить необходимые сведения о классических архитектурных формах и стилях, научиться анализировать пространственную и композиционную идею архитектурного памятника. Также практика должна способствовать приобретению определенного опыта в проектировании современных экспозиционных пространств, необходимого для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, направленность будущих профессиональных интересов позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью дизайнера. Полученные профессиональные навыки в дальнейшем студенты должны использовать при выборе стилевых направлений при проектировании интерьеров и экстерьеров.
2. Задачи учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности
Задачами учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности являются:
-
выполнение эскизных зарисовок основных архитектурных элементов, составляющих тот или иной архитектурный стиль;
-
овладение научно-исследовательскими навыками, позволяющими свободно определять основные закономерности построения определенных стилевых направлений в архитектуре, понимать специфику выразительных средств архитектурно-художественных объектов;
-
закрепление и расширение умений определять различия архитектурных школ и основных этапов в эволюции храмового и гражданского зодчества;
-
приобретение опыта в понимании соподчинения пропорций в архитектуре;
-
приобретение навыков профессионального анализа произведений различных архитектурно-художественных направлений;
-
приобретение опыта и навыков для свободного и грамотного ориентирования в различных стилевых направлениях архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства с целью дальнейшего использования полученных знаний, умений и навыков в своих последующих проектных работах.
Студенты должны соприкоснуться непосредственно с корнями отечественной и за- рубежной культуры, данная практика нацеливает студентов на более глубокое постижение профессионального опыта в дальнейшей работе с объектами архитектурной среды и предметами изобразительного искусства.
3. Место учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности в структуре ООП
Учебная (музейная) практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является практической частью учебного процесса при подготовке бакалавров направления 54.03.01 «Дизайн» профиля «Дизайн среды» и входит в блок 2. Практики (вариативная часть) учебного плана. Практика рассматривается как курс специальной предметной подготовки и является важным практическим звеном в изучении и анализе по формированию различных архитектурно-художественных исторических стилей и направлений изобразительного искусства.
Практика дает богатые возможности для овладения профессиональными навыками в области научно-исследовательской работы, непосредственно соприкасаясь с оригинальными достояниями истории, культуры и искусства. Важным в приобретении опыта исследовательской работы с архитектурными памятниками является анализ решения взаимосвязи различных объемно-пространственных задач: строительных, инженерных, проект- но-художественных и т.п.
На примере памятников культуры и искусства сибирского региона, древнерусского, русского и европейского наследия, студенты получают возможность проанализировать на практике стилевые, типологические особенности архитектуры и предметов дизайна.
Рассматривая важные исторические этапы, в процессе которых происходило строительство и формирование храмовых комплексов и градостроительных ансамблей, студент получает фундаментальный опыт в понимании стилевых, структурно-планировочных и композиционных решениях средового пространства.
В процессе прохождения учебной практики – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности студенты приобретают навыки по систематизации и классификации средовых объектов как основной базы в рациональной и грамотной организации проектирования предметно-пространственных средовых комплексов. Рассматривают особенности проектирования отдельных видов среды – жилой и общественной, интерьеров и открытых пространств, выставочных экспозиций и т.п.
Учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности должна способствовать систематизации, закреплению, расширению и применению теоретических знаний и практических навыков при решении профессиональных вопросов в проектировании средовых объектов.
4. Формы проведения учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Форма проведения практики: выездная, лабораторно-полевая. Проведение практики предполагает работу студентов под руководством преподавателей в музеях изобразительного искусства, этнографических музеях, различных экспозиционных пространствах и в исторической городской среде.
5. Место и время проведения учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Учебная (музейная) практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности может быть как выездной, так и проводимой в городе Омске и его окрестностях. Маршруты проведения практики должны определять основные направления в изучении различных культур (сибирского региона, русского и европейского наследия), архитектуры и искусства.
6. Структура и содержание учебной (музейной) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
-
Введение, цели, задачи, этапы практики (Руководителями практики про- водится общее собрание, объясняются задачи и программа практики, ознакомление с перечнем заданий музейной практики, требованиями к составлению и оформлению отчета. Проводится инструктаж по технике безопасности)
-
Обзорная экскурсия по городу (Общая информативная экскурсия, знакомство с основными достопримечательностями. Фото- съемка. Экскурсия может быть пешеходная, автобусная или на речном транспорте)
-
Изучение архитектурно- художественных стилей (Выполнение заданий практики: Сбор иллюстративного материала. Фотографии. Наброски, этюды, зарисовки характерных деталей, фрагментов фасадов.)
-
Садово-парковое искусство (Выполнение заданий практики: Сбор иллюстративного материала. Фотографии. Пленерные работы, этюды, общие виды и зари- совки характерных деталей малых арх. форм, элементов садово-паркового искусства)
-
Храмовые комплексы (Выполнение заданий практики: Сбор иллюстративного материала. Фотографии. Пленерные работы, этюды, общие виды и за- рисовки характерных деталей, фрагментов интерьеров и фасадов)
-
Современные тенденции в развитии архитектуры (Выполнение заданий практики: Сбор иллюстративного материала. Фотографии. Наброски – общие виды и зарисовки характерных деталей, фрагментов интерьеров и фасадов)
-
Современные экспозиционные пространства (Выполнение заданий практики: Анализ формирования и дизайна экспозиционных пространств. Сбор иллюстративного материала. Фотографии. )
-
Отчетный этап (Анализ и формирование выставочной экспозиции по пройден- ному маршруту и изучению архитектурно-художественных стилей. Оформление творческих работ и отчета по практике (заполнение и проверка дневников).)
-
Защита отчета (В последний день учебной практики – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности преподавателями кафедры проводится итоговый просмотр студенческих работ. Лучшие работы принимаются в фонд кафедры; в начале следующего семестра студенты готовят выставку по итогам музейной практики.)
Все работы выполняются, как правило, простым карандашом, гелиевыми ручками, фломастерами и т.п.; при продолжительных экскурсиях по изучению садово-паркового искусства рекомендуется работа мягкими графическими материалами (уголь, пастель, сангина, соус, сепия, графит), акварелью, гуашью и/или темперой.